Автор: Исламова Гузаль Илгизовна

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Библиографическое описание:

Исламова Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 23-24.



Экономические кризисы 90-х годов, поспособствовали изменению стилевых особенностей хохломской росписи. Динамика развития росписи заслуживает внимания преподавателей профильных колледжей и вузов, для возможной корректировки процесса обучения.

Ключевые слова: качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи

Обращение к хохломской росписи в учебно-воспитательном процессе российских школ и вузов имеет богатые традиции. Наша многоликая страна на территории которой проживает более 190 народностей ярко представляет свой генетический код через народные художественные промыслы. Так северный народ интерпретируется с холмогорской резьбой по кости и рогу, художественными изделиями по коже и меху, кавказский с ковроткачеством и обработкой метала, центральная часть России с ее символом хохломской росписью и матрешкой.

Родиной этих промыслов считается небольшой провинциальный город Семенов Нижегородской области, на территории которого находится знаменитая фабрика ЗАО «Хохломская роспись» и ООО «Русский сувенир», выпускающий матрешку. Более ста лет подготовкой кадров для фабрики «Хохломская роспись» традиционно занимается ГБОУ НПО Семеновский индустриально-художественный техникум.

В советское время это было единственное учебное заведение в стране, подготавливающее художников хохломской росписи.

Сегодня обучение росписи, давно вышедшее за рамки Семеновской хохломской школы, стало доступным далеко за пределами Нижегородской области.

В нашей статье мы фокусируем внимание на индикаторах качества преподавания росписи, учитывая динамику ее изменения за последние двадцать лет.

Век тотальной глобализации и экономических кризисов внесли существенные коррективы не только в отрасли народного хозяйства, но и в промыслы тоже.

Обострившаяся конкуренция в условиях рыночной экономики в начале 90-х, заставила искать новые пути развития, путем совершенствования существующих подходов и работая на ускорение. Для народных промыслов это было время «перезагрузки».

В результате вынужденный уход от стандартов советского прошлого привел фабрику «Хохломская роспись» к разработке и внедрению новых форм изделий. Их сложность исполнения требовала нестандартного подхода в росписи, приемы которой стали сегодня повседневной обыденностью. Таким образом, расширившийся ассортимент продукции поспособствовал раскрытию новых возможностей росписи и усовершенствовал старые.

В настоящем для сохранения лидерства в конкурентной борьбе с местными надомниками и китайской сувенирной продукцией фабрика с творческой самоотдачей расписывает даже самое небольшое изделие.

Современная так называемая массовка и та стала выглядеть колоритнее своей советской интерпретации, а включенные в нее птицы, рыбы, бабочки, ранее писавшиеся на более значимых, подарочных изделиях, воспринимается уже как данность.

Современной технике письма стала присуща тонкая каллиграфия линий и «ювелирная» аккуратность исполнения.

Интерпретировав можно сказать, что современная хохлома, оставив в прошлом свой скромный крестьянский наряд, облачилась в богато украшенные одеяния.

Хохломская школа поддерживает выбранную стратегию развития предприятия и значительно усложнила процесс обучения росписи.

Таким образом, сформировавшиеся новые требования требуют от преподавателей еще более глубоких знаний, навыков и умений.

На сегодня размашистые травины и хаотичная разживка, свойственные росписи 80-х считаются недочетом у обучающихся и браком в работе у художников.

В этой связи преподавателям профильных колледжей и факультетов следует обратить внимание на тенденцию развития росписи и при необходимости скорректировать процесс обучения.

Вывод: при преподавании хохломской росписи следует учитывать изменение росписи и строго соответствовать каноническим приемам.

Литература:

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов.н/Д: Феникс, 2007. — С. 9–20.
  2. Исламова Г. И. Педагогика и психология образования. Выпуск 1. — С. 44. Москва. 2016.
  3. Исламова Г. И. Личный архив мастера-педагога по хохломской росписи. 2015. — Аспирантура Института искусств: МПГУ.
  4. Исламова Г. И. Художественное образование: дидактический алгоритм обучения педагогов на основе хохломской традиции кистевой росписи объёмного предмета.// Конференция студентов и аспирантов «Символы проектной культуры». Москва, Институт искусств МПГУ. Сборник статей. 2015. — С. 60–64.
Основные термины (генерируются автоматически): хохломской росписи, развития росписи, обучение хохломской росписи, особенностей хохломской росписи, художников хохломской росписи, Динамика развития росписи, динамика развития росписи, преподавании хохломской росписи, процесс обучения росписи, тенденцию развития росписи, качества преподавания росписи, традиции кистевой росписи, обучение росписи, новых возможностей росписи, свойственные росписи 80-х, изменение росписи, «Хохломская роспись», профильных колледжей, Исламова Г, символом хохломской росписью.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов