Библиографическое описание:

Исламова Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова // Педагогика высшей школы. — 2016. — №3. — С. 23-24.



Экономические кризисы 90-х годов, поспособствовали изменению стилевых особенностей хохломской росписи. Динамика развития росписи заслуживает внимания преподавателей профильных колледжей и вузов, для возможной корректировки процесса обучения.

Ключевые слова: качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи

Обращение к хохломской росписи в учебно-воспитательном процессе российских школ и вузов имеет богатые традиции. Наша многоликая страна на территории которой проживает более 190 народностей ярко представляет свой генетический код через народные художественные промыслы. Так северный народ интерпретируется с холмогорской резьбой по кости и рогу, художественными изделиями по коже и меху, кавказский с ковроткачеством и обработкой метала, центральная часть России с ее символом хохломской росписью и матрешкой.

Родиной этих промыслов считается небольшой провинциальный город Семенов Нижегородской области, на территории которого находится знаменитая фабрика ЗАО «Хохломская роспись» и ООО «Русский сувенир», выпускающий матрешку. Более ста лет подготовкой кадров для фабрики «Хохломская роспись» традиционно занимается ГБОУ НПО Семеновский индустриально-художественный техникум.

В советское время это было единственное учебное заведение в стране, подготавливающее художников хохломской росписи.

Сегодня обучение росписи, давно вышедшее за рамки Семеновской хохломской школы, стало доступным далеко за пределами Нижегородской области.

В нашей статье мы фокусируем внимание на индикаторах качества преподавания росписи, учитывая динамику ее изменения за последние двадцать лет.

Век тотальной глобализации и экономических кризисов внесли существенные коррективы не только в отрасли народного хозяйства, но и в промыслы тоже.

Обострившаяся конкуренция в условиях рыночной экономики в начале 90-х, заставила искать новые пути развития, путем совершенствования существующих подходов и работая на ускорение. Для народных промыслов это было время «перезагрузки».

В результате вынужденный уход от стандартов советского прошлого привел фабрику «Хохломская роспись» к разработке и внедрению новых форм изделий. Их сложность исполнения требовала нестандартного подхода в росписи, приемы которой стали сегодня повседневной обыденностью. Таким образом, расширившийся ассортимент продукции поспособствовал раскрытию новых возможностей росписи и усовершенствовал старые.

В настоящем для сохранения лидерства в конкурентной борьбе с местными надомниками и китайской сувенирной продукцией фабрика с творческой самоотдачей расписывает даже самое небольшое изделие.

Современная так называемая массовка и та стала выглядеть колоритнее своей советской интерпретации, а включенные в нее птицы, рыбы, бабочки, ранее писавшиеся на более значимых, подарочных изделиях, воспринимается уже как данность.

Современной технике письма стала присуща тонкая каллиграфия линий и «ювелирная» аккуратность исполнения.

Интерпретировав можно сказать, что современная хохлома, оставив в прошлом свой скромный крестьянский наряд, облачилась в богато украшенные одеяния.

Хохломская школа поддерживает выбранную стратегию развития предприятия и значительно усложнила процесс обучения росписи.

Таким образом, сформировавшиеся новые требования требуют от преподавателей еще более глубоких знаний, навыков и умений.

На сегодня размашистые травины и хаотичная разживка, свойственные росписи 80-х считаются недочетом у обучающихся и браком в работе у художников.

В этой связи преподавателям профильных колледжей и факультетов следует обратить внимание на тенденцию развития росписи и при необходимости скорректировать процесс обучения.

Вывод: при преподавании хохломской росписи следует учитывать изменение росписи и строго соответствовать каноническим приемам.

Литература:

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов.н/Д: Феникс, 2007. — С. 9–20.
  2. Исламова Г. И. Педагогика и психология образования. Выпуск 1. — С. 44. Москва. 2016.
  3. Исламова Г. И. Личный архив мастера-педагога по хохломской росписи. 2015. — Аспирантура Института искусств: МПГУ.
  4. Исламова Г. И. Художественное образование: дидактический алгоритм обучения педагогов на основе хохломской традиции кистевой росписи объёмного предмета.// Конференция студентов и аспирантов «Символы проектной культуры». Москва, Институт искусств МПГУ. Сборник статей. 2015. — С. 60–64.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов