Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Исламова, Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова / Г. И. Исламова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1328/ (дата обращения: 27.04.2024).



Экономические кризисы 90-х годов, поспособствовали изменению стилевых особенностей хохломской росписи. Динамика развития росписи заслуживает внимания преподавателей профильных колледжей и вузов, для возможной корректировки процесса обучения.

Ключевые слова: качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи

Обращение к хохломской росписи в учебно-воспитательном процессе российских школ и вузов имеет богатые традиции. Наша многоликая страна на территории которой проживает более 190 народностей ярко представляет свой генетический код через народные художественные промыслы. Так северный народ интерпретируется с холмогорской резьбой по кости и рогу, художественными изделиями по коже и меху, кавказский с ковроткачеством и обработкой метала, центральная часть России с ее символом хохломской росписью и матрешкой.

Родиной этих промыслов считается небольшой провинциальный город Семенов Нижегородской области, на территории которого находится знаменитая фабрика ЗАО «Хохломская роспись» и ООО «Русский сувенир», выпускающий матрешку. Более ста лет подготовкой кадров для фабрики «Хохломская роспись» традиционно занимается ГБОУ НПО Семеновский индустриально-художественный техникум.

В советское время это было единственное учебное заведение в стране, подготавливающее художников хохломской росписи.

Сегодня обучение росписи, давно вышедшее за рамки Семеновской хохломской школы, стало доступным далеко за пределами Нижегородской области.

В нашей статье мы фокусируем внимание на индикаторах качества преподавания росписи, учитывая динамику ее изменения за последние двадцать лет.

Век тотальной глобализации и экономических кризисов внесли существенные коррективы не только в отрасли народного хозяйства, но и в промыслы тоже.

Обострившаяся конкуренция в условиях рыночной экономики в начале 90-х, заставила искать новые пути развития, путем совершенствования существующих подходов и работая на ускорение. Для народных промыслов это было время «перезагрузки».

В результате вынужденный уход от стандартов советского прошлого привел фабрику «Хохломская роспись» к разработке и внедрению новых форм изделий. Их сложность исполнения требовала нестандартного подхода в росписи, приемы которой стали сегодня повседневной обыденностью. Таким образом, расширившийся ассортимент продукции поспособствовал раскрытию новых возможностей росписи и усовершенствовал старые.

В настоящем для сохранения лидерства в конкурентной борьбе с местными надомниками и китайской сувенирной продукцией фабрика с творческой самоотдачей расписывает даже самое небольшое изделие.

Современная так называемая массовка и та стала выглядеть колоритнее своей советской интерпретации, а включенные в нее птицы, рыбы, бабочки, ранее писавшиеся на более значимых, подарочных изделиях, воспринимается уже как данность.

Современной технике письма стала присуща тонкая каллиграфия линий и «ювелирная» аккуратность исполнения.

Интерпретировав можно сказать, что современная хохлома, оставив в прошлом свой скромный крестьянский наряд, облачилась в богато украшенные одеяния.

Хохломская школа поддерживает выбранную стратегию развития предприятия и значительно усложнила процесс обучения росписи.

Таким образом, сформировавшиеся новые требования требуют от преподавателей еще более глубоких знаний, навыков и умений.

На сегодня размашистые травины и хаотичная разживка, свойственные росписи 80-х считаются недочетом у обучающихся и браком в работе у художников.

В этой связи преподавателям профильных колледжей и факультетов следует обратить внимание на тенденцию развития росписи и при необходимости скорректировать процесс обучения.

Вывод: при преподавании хохломской росписи следует учитывать изменение росписи и строго соответствовать каноническим приемам.

Литература:

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов.н/Д: Феникс, 2007. — С. 9–20.
  2. Исламова Г. И. Педагогика и психология образования. Выпуск 1. — С. 44. Москва. 2016.
  3. Исламова Г. И. Личный архив мастера-педагога по хохломской росписи. 2015. — Аспирантура Института искусств: МПГУ.
  4. Исламова Г. И. Художественное образование: дидактический алгоритм обучения педагогов на основе хохломской традиции кистевой росписи объёмного предмета.// Конференция студентов и аспирантов «Символы проектной культуры». Москва, Институт искусств МПГУ. Сборник статей. 2015. — С. 60–64.
Основные термины (генерируются автоматически): хохломская роспись, динамик развития росписи, Нижегородская область.

Ключевые слова

качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи

Похожие статьи

Использование народных художественных промыслов России...

Как отмечают видные ученые в области художественного образования

Задачами эстетического развития воспитанников средствами народной художественной культуры были

‒ учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов.

К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписи, отвечающие на требования, предъявляемые к...

Методика обучения младших школьников городецкой росписи

Возникновение росписи связано с развитием производства деревянных прялочных донец в деревнях

Классификация композиций городецкой росписи условно делится на три вида: цветочную роспись; цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица»; сюжетную роспись.

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...

В каждом крае или области жители бережно хранят свои традиции резьбы, плетения, ткачества, изобразительного искусства, передавая их из поколения в

Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие.

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучают следующие виды народных росписей — гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие.

3) Какие цвета используют для Хохломской росписи?

Содержание тем. Тема 1. История возникновения промыслов росписи по дереву (13часов) Матрешка.История возникновение промысла. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны.

Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» | Статья в сборнике...

Образовательная область: познавательно — творческая.

В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности.

— Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по...

Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».

– Познакомить детей с процессом росписи хохломской посуды

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»

Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.

7. Хохломская роспись.

Похожие статьи

Использование народных художественных промыслов России...

Как отмечают видные ученые в области художественного образования

Задачами эстетического развития воспитанников средствами народной художественной культуры были

‒ учить самостоятельно составлять узор по мотивам хохломской росписи.

Методика изучения народных художественных промыслов...

Следовательно, наша задача — сохранять и передавать историю развития различных (региональных) народных промыслов.

К нему разработаны карточки-задания по городецкой, хохломской и урало-сибирской росписи, отвечающие на требования, предъявляемые к...

Методика обучения младших школьников городецкой росписи

Возникновение росписи связано с развитием производства деревянных прялочных донец в деревнях

Классификация композиций городецкой росписи условно делится на три вида: цветочную роспись; цветочную роспись с мотивами «конь» и «птица»; сюжетную роспись.

Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста...

В каждом крае или области жители бережно хранят свои традиции резьбы, плетения, ткачества, изобразительного искусства, передавая их из поколения в

Обучение приёмам костромской росписи приобщает детей к культуре региона, возрождая и сохраняя культурное наследие.

История появления мезенской росписи. Загадки народного...

В современном образовательном процессе с детьми и подростками традиционно изучают следующие виды народных росписей — гжельскую, жостовскую, хохломскую, полхов-майданскую, городецкую, мезенскую, пермогорскую, палехскую, ракульскую, борецкую и другие.

3) Какие цвета используют для Хохломской росписи?

Содержание тем. Тема 1. История возникновения промыслов росписи по дереву (13часов) Матрешка.История возникновение промысла. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны.

Проект «Дружбой славимся. Ярмарка» | Статья в сборнике...

Образовательная область: познавательно — творческая.

В школе раннего развития «Малышок» обучаются дети разных народов, особенно много детей русской национальности.

— Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).

Конспект интегрированного занятия для детей 6–7 лет по...

Интеграция областей: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально — коммуникативное развитие».

– Познакомить детей с процессом росписи хохломской посуды

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение...»

Развивая и обогащая мир ребёнка, привнося в это развитие элементы духовной культуры, мы тем самым способствуем развитию патриотического чувства наших детей.

7. Хохломская роспись.

Задать вопрос