Библиографическое описание:

Билык Л. В. Структурные компоненты паллиативной компетентности медицинских работников среднего звена // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 22-25.

В статье рассматриваются современные подходы к определению составляющих профессиональной компетентности медицинских работников среднего звена. Впервые в научный оборот вводится понятие «паллиативная компетентость» медицинских сестер бакалавров. Определен перечень компетенций, которыми должны обладать бакалавры медицины в процессе оказания паллиативной помощи. В структуре паллиативной компетентности выделены ценностно-мотивационный, когнитивно-праксиологический, социально-коммуникативный и личностно-рефлексивный компоненты.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, паллиативная компетентность, структура паллиативной компетентности, профессиональная подготовка, медицинские сестры, бакалавры медицины.

 

The article reviews modern approaches in defining the components of professional competence of health care professionals. It is for the first time when the concept «palliative competence» of Bachelors in Nursing is used. The list of competencies in the process of palliative competence of Bachelors in Medicine is defined. The structure of palliative competence determined value and motivational component, cognitive and praxiologocal component, social-communicative component personal and reflective component.

Keywords:professional competence, palliative competence ,the structure of palliative competence, professional training, Bachelors in Nursing.

 

В условиях модернизации высшего медицинского образования приоритетной задачей является формирование у будущих медицинских сестер профессиональной компетентности. Изменения в профессиональной подготовке медицинских кадров обусловлены необходимостью разрешения противоречий между требованиями к уровню профессиональной компетентности медицинского работника и практикой подготовки в колледжах медицинских сестер к осуществлению ими паллиативной деятельности. Формирование компетентных бакалавров медицины сегодня приобретает все большую актуальность в связи с ростом уровня требований социума к профессионализму медицинских работников и качества оказания медицинских услуг.

При определении структуры паллиативной компетентности будущих бакалавров медицины принималось во внимание не разработанность проблемы в современной психолого-педагогической литературе. Нами впервые в научный оборот вводится понятие «паллиативная компетентность». В процессе выделения структурных компонентов исследуемого феномена учитывалась структура профессиональной компетентности медицинских работников и особенности оказания паллиативной помощи больным.

Отдельные аспекты формирования компетентности будущих медицинских работников рассмотрено в работах И. Баляковой (формирование педагогической компетентности будущего специалиста со средним медицинским образованием); С. Бухальской (развитие педагогической компетентности преподавателей в системе методической работы медицинского колледжа); Л. Васильевой (формирование профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена); Г. Клищ (профессиональная подготовка врачей в университетах Австрии); С. Левковской (формирование профессиональной компетентности будущих медицинских сестер); И. Радзиевской (формирование профессиональной компетентности будущих медицинских сестер); Т. Тихоновой (формирование профессионально-коммуникативной компетентности студентов в медицинском училище) и др.

Структурная многомерность профессиональной компетентности специалистов проявляется в выделении учеными разного количества компонентов и подсистем.

Л. Васильева выстраивает профессиональную компетентность медицинского работника не только на знаниях и умениях оказывать лечебную и профилактическую помощь, но и на умении успешно взаимодействовать с пациентами с целью выявления не только объективных, но и личностных причин заболеваний [3, с. 21]. Исследователь утверждает, что профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена формируется уже на стадии его профессиональной подготовки в стенах учебного заведения. Обучение в колледже автор рассматривает как процесс формирования качественных основ профессиональной компетентности с учетом деятельностной позиции субъекта в соотношении с развитием ценностной сферы личности. Л. Васильева подчеркивает, что профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена предусматривает творческую составляющую, которая характеризуется новизной в профессиональной деятельности. Она может проявляться в личностной и профессиональной сфере деятельности [2].

Таким образом, для формирования профессиональной компетентности студента медицинского учреждения ‒ будущего медицинского работника необходимы: владение принципами взаимного сотрудничества, сочетание профессиональных качеств и личностных позиций, стремление к саморазвитию и самореализации в своей будущей профессиональной деятельности, которые представлены рядом компонентов.

С. Бухальская в структуре педагогической компетентности преподавателя медицинского колледжа определяет следующие компоненты: ценностно-мотивационный; когнитивно-процессуальный; оценочно-рефлексивный; творческий. Ценностно-мотивационный компонент отражает осознание преподавателем личностной и профессиональной значимости развития педагогической компетентности; наличие мотивов и потребностей в развитии педагогической компетентности; социально-ролевую и профессиональную позицию как преподавателя медицинского колледжа; духовность; культуру (общую, педагогическую, медико-деонтологическую). Когнитивно-процессуальный компонент отражает сложившиеся профессиональные и педагогические знания, умения и навыки; владение методикой преподавания учебной дисциплины по учебному плану высшего медицинского учебного заведения I-II уровней аккредитации; культуру профессиональной речи и общения; оперативность и гибкость в решении профессионально-педагогических проблем. Оценочно-рефлексивный компонент отражает уровень сформированности осознание себя как педагога; способность к самоанализу, самокритичности и самоуправления педагогической деятельностью. Творческий компонент педагогической компетентности отражает способность к творческой деятельности, а именно творческие характерологические особенности (инициативность, активность, целеустремленность, способность качественно завершить начатое дело); творческие умения (проблемное видение, ощущение нового и целесообразность внедрение современных технологий в учебно-воспитательный процесс, творческий подход, собственный стиль преподавания, способность к выполнению научно-педагогических исследований). Согласно структурных компонентов педагогической компетентности автором определены следующие критерии эффективности развития педагогической компетентности преподавателей в системе методической работы медицинского колледжа: ценностно-мотивационный, когнитивно-процессуальный, оценочно-рефлексивный, творчески-личностный [1].

Ж. Комарова считает, что профессиональная компетентность будущей медицинской сестры является сочетанием гносеологического, праксиологического, аксиологического компонентов, обеспечивающих ей способность решать задачи, которые являются важными в профессиональной деятельности современного специалиста среднего медицинского профиля [4, с. 11].

Учитывая выше сказанное, можно сделать вывод, что в структуре профессиональной компетентности будущих медицинских работников в качестве компонентов рассматриваются ценностные установки и мотивы, знания о предмете и способы их практической деятельности, обеспечивающих внутренние условия для успешного выполнения профессиональной деятельности; комбинацию личностных качеств. Почти во всех структурах профессиональной компетентности налицо мотивационный или ценностно-мотивационный компонент, или готовность к реализации компетентности. Владение знаниями содержания подготовки представлены в структуре профессиональной компетентности когнитивным или когнитивно-процессуальным компонентом. Опыт проявления компетентности в разнообразных профессиональных и нестандартных ситуациях определяется учеными как деятельностный или практически-деятельностный компонент. Осознание себя как профессионального работника; способность к самоанализу, самокритичность и стремление к самосовершенствованию отражается оценочно-рефлексивным, или рефлексивным, или рефлексивно-творческим, или личностно-рефлексивным компонентами.

Таким образом, анализ структуры профессиональной компетентности медицинских сестер бакалавров медицины показывает, что ученые настаивают не только на когнитивной составляющей, но и на учете ценностной сферы, эмоциональной, творческой и личностной составляющих.

С. Левковская отмечает: «Компетентностный подход в медицинском образовании направлен не только на профессиональную деятельность, но и на поведение, общение, формирование личностных качеств специалиста, стремление к самообразованию и самосовершенствованию. Компетентностный подход охватывает различные составляющие образования: дидактические, эстетические, морально-этические, мотивационные, гуманистические и т. п., направленные на творчество, исполнение, результат» [5, с. 126].

Автор предлагает ориентировочный перечень базовых компетенций, которыми должен обладать выпускник высшего медицинского учреждения: коммуникабельность, адаптируемость, мобильность, собранность, коллегиальность, самостоятельность, ответственность, толерантность, самосознание, самооценка, конкурентоспособность [5, с. 128]. Считаем, что С. Левковская в процессе определения базовых компетенций будущих медицинских работников отождествила их с качествами личности, что является педагогической ошибкой. Соглашаясь с выводами автора, что успешному становлению профессиональной компетентности студентов медицинских учреждений в процессе обучения способствует осознание и, главное, развитие основных качеств личности, которыми должен обладать каждый медицинский работник, считаем уместным разграничение базовых компетенций будущих медицинских работников и их качеств.

При определении основных компетенций паллиативной компетентности будущих бакалавров медицины был проанализирован квалификационный профиль выпускника Венского медицинского университета [6]. Чтобы получить диплом по медицине студентам этого учебного заведения необходимо овладеть такими компетенциями: академической, профессиональной, коммуникативной, социальной, профессионально-релевантной. В рамках академической компетенции студенты должны овладеть базовыми понятиями структуры и функций организма, здоровья и болезни, фазовости течения патологического процесса, а также особенностями человеческой психики в норме и при патологии, понимание человека как социального существа и воздействия на него внешних факторов (общественных, природных), этических принципов медицины; приобретать умение работать самостоятельно, использовать знания английского языка и профессиональной латинской терминологии в объеме, достаточном для эффективного выполнения своих профессиональных обязанностей. Профессиональная компетенция предполагает: овладение диагностическими алгоритмами, способностью принимать адекватные терапевтические решения и распознавать экстренные состояния, оказывать неотложную помощь, возможность проводить дифференциальную диагностику наиболее распространенных заболеваний и составлять протокол лечения, использовать на практике современные информационные технологии. Коммуникативная компетенция предполагает способность медицинского работника доступно объяснить пациенту его состояние, необходимость проведения диагностических манипуляций, указать на возможные осложнения от их осуществления и последствия, если они не будут проведены, обосновать пациенту необходимость принятия и возможные побочные реакции от медикаментозных средств, которые ему предписаны. Важное место в этом плане принадлежит общению медицинского работника с родственниками больного человека, особенно это касается пациентов с тяжелыми и неизлечимыми болезнями. В рамках социальной компетенции указывается на одинаковый подход к лечению больных независимо от расы, возраста, социального и экономического статуса, образования, культурного происхождения, религии или мировоззрения. Важна также работа по решению социально-значимых медицинских проблем, таких как курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, ожирение и тому подобное. Профессионально-релевантная компетенция предполагает осознание будущими медицинскими работниками необходимости продолжения обучения в течение жизни и постоянного совершенствования своего профессионального мастерства и т. п. [6].

Учитывая важность качественной подготовки медицинских сестер в области паллиативной медицины предлагаем в научный оборот ввести понятие «паллиативная компетентность». Паллиативную компетентность медицинского работника среднего звена (бакалавра медицины, медицинской сестры) необходимо рассматривать как интегративное качество высокомотивированной личности, которое определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностных качеств, обеспечивающих внутреннюю готовность осуществлять паллиативную деятельность согласно квалификационных требований и морально-этических норм, которая проявляется в реализации личностного потенциала, совершенствовании опыта и стремлении к непрерывному самообразованию.

Считаем необходимым определить компетенции, которые детерминируют сформированность паллиативной компетентности медицинских сестер с учетом особенностей паллиативной помощи неизлечимым больным и нравственно-моральных принципов медицины. Компетентность этих специалистов предусматривает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и умений, повышение своего профессионального уровня в течение жизни, способность принимать адекватные терапевтические решения, способность распознавать экстренные состояния и квалифицированно оказывать неотложную помощь, учета социально-экономических факторов в сохранении здоровья людей и развития патологических процессов, выявлять способность к социальному взаимодействию и межличностной коммуникации. Медицинские специалисты обязаны оказывать профессиональную помощь пациентам независимо от их возраста, пола, характера заболевания, национальной принадлежности, образования, социального статуса, религиозных, политических убеждений, культурного происхождения и тому подобное.

В рамках паллиативной компетентности будущие бакалавры медицины должны в совершенстве владеть базовыми знаниями структуры и функций организма, здоровья и болезненных состояний, динамики патологического процесса, особенностями проявлений человеческой психики, этических принципов медицины, системным способом мышления и рациональным подходом к решению медицинских проблем. Особое значение приобретает способность специалиста развивать свои способности, умение учиться, работать самостоятельно, принимать адекватные профессиональные действия.

Медицинский работник среднего звена должен проявлять сочувствие и уважение к жизни пациента. Он обязан уважать право пациента на облегчение страданий в соответствии с существующим уровнем медицинских знаний. Бакалавр медицины ответственный, в пределах своей компетенции, за обеспечение прав пациента, провозглашенных Всемирной медицинской ассоциацией, Всемирной организацией здравоохранения и нормативной законодательной базой, должен с уважением относиться к праву умирающего на гуманное обращение и достойную смерть. Он обязан в совершенстве владеть необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи. Среди его профессиональных обязанностей важное место принадлежит предотвращению и облегчению страданий, связанных с процессом умирания, предоставление умирающему и его семье надлежащей психологической поддержки, соблюдения медицинской этики в собственном поведении, выявление истинного сострадания к пациентам, умение утешать их.

Паллиативная компетентность будущих медицинских работников среднего звена определяется рядом компетенций, которыми должен обладать выпускник медицинского колледжа. Эти компетенции нами были дифференцированы на: академические (овладение базовыми понятиями структуры и функций организма, здоровья и болезни, фазовости течения патологического процесса, а также особенностями человеческой психики в норме и при патологии); профессиональные (владение необходимыми знаниями и умениями в области паллиативной медицинской помощи, способность распознавать экстренные состояния и квалифицированно оказывать неотложную помощь); коммуникативные (способность медицинской сестры доступно объяснить пациенту его состояние, предоставление умирающему и его семье психологической поддержки, умение ведения документации для обеспечения целостности паллиативного ухода); социальные (оказания эффективной помощи пациентам независимо от их возраста или пола, характера заболевания, расовой или национальной принадлежности, религиозных или политических убеждений, социального или материального положения или других различий; сочувствие и уважение к жизни пациента, прав умирающего на гуманное обращение и достойную смерть; уважительное отношение к телу умершего пациента); информационные (способность совершенствовать специальные знания и умения, овладевать современными технологиями оказания паллиативной помощи больным); профессионально-релевантные (способность специалиста развивать собственные способности, умение учиться, работать самостоятельно, умение принимать обоснованные профессиональные решения и их адекватно оценивать, способность соблюдать медицинскую этику в собственном поведении, постоянно повышать свой культурный и профессиональный уровень).

В структуре паллиативной компетентности будущих бакалавров медицины выделяем следующие компоненты:

‒           ценностно-мотивационный (совокупность потребностей, мотивов, ценностных ориентаций будущих бакалавров медицины);

‒           когнитивно-праксиологический (совокупность профессиональных знаний, умений и навыков для оказания паллиативной помощи больным, предусматривает развитие академических и профессиональных компетенций будущих бакалавров медицины);

‒           социально-коммуникативный (готовность строить коммуникативные отношения с пациентами и их родственниками на основе знаний проблем паллиативной помощи и особенностей социально-профессиональной среды, что предполагает развитие коммуникативных и социальных компетенций);

‒           личностно-рефлексивный (совокупность важных для оказания паллиативной помощи личностных качеств будущих бакалавров медицины (милосердие, толерантность, эмпатийность и др.) и рефлексии, предполагает развитие информационных и профессионально-релевантных компетенций).

Дальнейшими научными исследованиями желательно предусмотреть разработку и внедрение технологического инструментария с целью формирования паллиативной компетентности бакалавров медицины в процессе их профессиональной подготовки.

 

Литература:

 

1.         Бухальська С.Є. Розвиток педагогічної компетентності викладачів у системі методичної роботи медичного коледжу: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня канд. пед. наук: сп. 13.00.04 — «Теорія і методика професійної освіти» / С.Є. Бухальська. — К., 2013. — 23 с.

2.         Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа [Текст] / Л. А. Васильева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). ‒ Пермь: Меркурий, 2011. ‒ Т. II. ‒ С. 7–9.

3.         Васильева Л. А. Особенности формирования профессиональной компетентности будущих медицинских работников среднего звена / Л. А. Васильева // Вестник ОГУ. — 2011. — № 5 (124). — С. 19–22.

4.         Комарова Ж. В. Формирование профессиональной компетентности будущей медицинской сестры при освоении естетственнонаучных дисциплин в колледже: автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.08 «Теория и методика профессионального образования» / Ж. В. Комарова. — Челябинск, 2012. — 24 с.

5.         Левківська С. М. Формування фахової компетентності майбутніх медичних сестер як наукова проблема / С. М. Левківська // Вісник Житомирського державного університету. — 2013. — Вип. 1 (73) — С. 124–130. ‒ (Серія: Педагогічні науки).

6.         Mitteilungsblatt der Medizinische Universität Wien Studienjahr 2011/2012, 14. Stuck; № 17. ‒ 49 s. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.meduniwien.ac.at /studienabteilung/content/studium-lehre/studienangebot/n202/ studienplan — нем. язык.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов