Библиографическое описание:

Макарова Л. П. Профилактика социальных отклонений в молодёжной среде (в контексте воспроизводства научно-педагогических кадров) // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 111-113.



 

В статье рассматриваются современные подходы к обоснованию профилактических концепций и моделей первичной профилактики наркозависимости, а также обсуждаются некоторые важные аспекты подготовки магистров по программе «Профилактика социальных отклонений (Превентология)».

Ключевые слова: превентология, магистратура, девиантное поведение, модульное обучение, проектирование образовательных программ, компетенции, компетентности.

 

В последние годы наблюдается значительный рост потребления наркотиков во всем мире, приводящий к различным нарушениям здоровья и поведения, которые являются причиной многих видов социального, медицинского и экономического ущерба.

Профилактика социальных отклонений (превентология) в настоящее время является актуальной проблемой, к которой обращено внимание многих отечественных и зарубежных исследователей. В связи с высокой коморбидностью (сочетанием различных форм девиантного поведения), всё чаще в литературе появляется употребление термина «общий девиантный синдром», под которым понимается преморбидное (предболезненное) состояние с наличием ряда клинических форм поведенческих расстройств [1, 6]. Такой подход позволяет говорить о неспецифичности, универсальности методов первичной профилактики, то есть предупреждения психосоциальных расстройств на донозологическом уровне, то есть этапе предболезни.

Междисциплинарный характер профилактических задач обусловливает присутствие в научной литературе различных аспектов рассмотрения концептуальных и методологических оснований превенции. В то же время накопленный теоретический и фактический материал, оставаясь узко дисциплинарным (медицинским, психологическим, юридическим, экономическим, социологическим, педагогическим), затрудняет осуществление профилактики в практическом плане [2, 3, 4, 5]. Даже в рамках одного направления имеются сложности, среди которых весьма существенными оказываются проблемы методологические. Так, наиболее распространённой схемой организации научных исследований психологических аспектов наркомании является обследование актуальных наркоманов и интерпретация полученных результатов как возможных причин наркотизации. При этом последствия употребления наркотиков часто рассматриваются как его причины [3, 4]. Вполне очевидно, что эти данные не дают возможности говорить о причинах начала использования наркотиков; достоверные результаты могут быть получены лишь при лонгитудинальных исследованиях на большой выборке, с учётом динамических особенностей взаимодействия личности и социальной среды.

Анализ этиологических теорий психосоциальных расстройств, в том числе наркозависимости, выявляет их неоднородность и противоречивость. К другим причинам неудовлетворительной эффективности профилактических программ относят: недостаток теоретически обоснованных моделей, отсутствие необходимого числа апробированных техник, разночтения в определении объекта воздействия, междисциплинарную и межведомственную разобщенность, расплывчатость зон компетентности и ответственности специалистов, работающих в этой области.

Современные подходы к обоснованию профилактических концепций, как правило, опираются на патогенетические основания, то есть рассматривают эти вопросы с точки зрения механизмов развития заболевания. Условия усвоения индивидом факторов устойчивости к влиянию внешних и внутренних неблагоприятных воздействий, причин поддержания и развития здоровья изучены мало, так как недостаточно экспериментальных данных для доказательств строго научного обоснования саногенетического подхода (с точки зрения здоровья) к формированию профилактических программ. Однако именно саногенетический аспект превенции признаётся более перспективным и более универсальным, чем патогенетические теории [1, 2, 3, 6].

Дальнейшее эффективное развитие превентивных концепций возможно при объединении усилий специалистов смежных областей. Решение таких практических задач, находящихся на стыке научных дисциплин, требуют применения системного подхода, методологии системного анализа. Лишь в единичных работах приводятся модели теоретического рассмотрения и практической реализации превенции в русле синтеза патогенеза и саногенеза, разработанные с позиций системной организации. Авторы на основании тщательного изучения школьной среды предлагают комплексную трехуровневую динамическую модель системы профилактики девиантного поведения на примере школьников (с использованием универсальной концепции развития личности «Цветок потенциалов»), которая содержит принципы построения системной профилактики от диагностики до возможных путей её решения [1].

Анализ современных моделей первичной профилактики (информационной, поведенческой, формирования жизненных навыков, альтернативной деятельности и др.), в том числе зарубежных, показал, что наиболее перспективной из них является формирование здорового образа жизни. Превентология, главная цель которой - здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные его компоненты, в том числе физическое, психическое, социальное здоровье. В подходе к первичной профилактике, с позиций системного представления о здоровье, приоритетное значение приобретает идеологическая составляющая и в особенности психогигиеническая функция культуры. Деструктивные, связанные с запугиванием методы первичной профилактики заменяются на конструктивные, направленные не на изменение или разрушение социальных установок, а на формирование таких установок и смысловой ориентации личности, при которых психоактивные вещества не являются ценностью. Научной базой для этого являются междисциплинарное учение о здоровье, здоровом образе жизни; здоровьесберегающая педагогика.

Современные концепции профилактики девиантного поведения, в том числе наркомании, положены также в основу подготовки студентов педагогических ВУЗов. В последние годы в РГПУ им. А.И. Герцена на факультете безопасности жизнедеятельности был разработан и внедрен в образовательный процесс учебный модуль «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» как основа соответствующей магистерской программы [7].

Целью программы является содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области профилактики социальных отклонений (путем ознакомления их с теоретическими основами сохранения здоровья, получения представления о различных формах и единых механизмах формирования зависимостей, систематизации факторов риска развития девиантного поведения, а также усвоения системы знаний и умений по организации и методике проведения профилактической работы в образовательной среде).

Учебный план подготовки магистра по данной программе включает как общенаучный цикл учебных дисциплин, направленный на образование в области безопасности жизнедеятельности, так и профессиональный цикл, содержащий в вариативной части его учебные дисциплины по превентологии.

Все дисциплины магистерской программы были также разделены на базовые (обязательные) и вариативные (дисциплины и курсы по выбору), которые были включены в нее с учетом не только факторов риска развития социальных отклонений, но и факторов защиты (в частности, личностного ресурса, фактора среды, фактора деятельности), и выстроены в строгой логической последовательности. То, что перечисленные факторы рассматриваются и как ресурсы, принципиально отличает данный подход от других, которые в профилактике опираются лишь на факторы риска.

Программа предусматривает изучение в аспекте профилактики социальных отклонений широкого круга вопросов, отражающих современное состояние проблемы предупреждения девиантного поведения детей, подростков и молодежи. В центре внимания оказываются организация и методика профилактической работы в образовательных учреждениях. Это нашло отражение, прежде всего в содержании базовых дисциплин, а именно:

- «Теоретические основы и технологии сохранения здоровья»,

- «Единые механизмы формирования зависимостей у человека»,

- «Факторы риска развития социальных отклонений»,

- «Организация работы по профилактике наркозависимости в образовательной среде»,

- «Формирование профессиональной компетентности превентолога»,

- «Социально-педагогический тренинг как метод профилактики зависимости человека».

В качестве вариативных рамках содержания вариативного компонента ООП магистрантам предлагаются следующие учебные дисциплины и курсы по выбору:

- «Тренинг достижения позитивных жизненных целей»,

- «Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья»,

- «Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости»,

- «Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога»,

- «Здоровый образ жизни как модель поведения»,

- «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний».

Все эти дисциплины и курсы по выбору, как и ряд других, включенных позже в содержание магистерской программы, призваны создать прочную образовательную и профессиональную основу для подготовки магистра образования в области превентологии.

В образовательном процессе магистерской подготовки используется целый спектр психолого-педагогических интерактивных методик, учитывающих современное состояние тренинговой работы и организации профилактических мер в образовательном учреждении, в частности, технологии модульного обучения, проектные технологии, технологии организации самостоятельной работы, исследовательские технологии и другие.

Выпускники, обучавшиеся по данной магистерской программе, должны обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций и быть способными участвовать в различных видах деятельности.

Магистры, владеющие знаниями, умениями и навыками в области превентологии, востребованы на рынке труда, как в учреждениях социального обслуживания, так и в образовательных учреждениях в качестве учителя, социального педагога, преподавателя.

Таким образом, наметилась чрезвычайно перспективная на наш взгляд тенденция междисциплинарного подхода к организации и проведению профилактики наркомании, а также к созданию новой методологии, основанной на принципах системности и конструктивного альтернативизма. Подготовка специалистов в области превентологии на уровне магистратуры позволит выпускнику вуза быть подготовленным для профилактической работы в образовательных учреждениях различного типа и продолжить свое образование по программам послевузовского образования.

 

Литература:

  1.      Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: Монография. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003. – 171 с.
  2.      Буйнов Л.Г., Соломин В.П., Станкевич П.В. Способ оптимизации интеллектуальной деятельности обучающихся: Патент на изобретение RUS 2489179от 14.05.2012.
  3.      Макарова Л.П. Методологические основы превентологии (профилактики социальных отклонений) // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 44 – 54.
  4.      Матусевич М.С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде (на примере муниципального образования): Автореф. дисс. …канд. пед. наук. С-Пб, 2009. – 20 с.
  5.      Плахов Н.Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основания здоровья// Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. 2012. № 145. – С. 90-96.
  6.      Соломин В.П., Макарова Л.П. О необходимости системного подхода к превентологии //Профилактическая и клиническая медицина.2011. №3. – С. 484-485.
  7.      Станкевич П.В., Макарова Л.П., Матусевич М.С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений)// Молодой ученый. 2013. №10. – С. 534-536.

1

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов