Библиографическое описание:

Коваленко О. А., Шаталова Т. А. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 35-37.



Метод проектов возник еще в 1920-е годы нынешнего столетия в США и назывался проблемным методом.

Философ и педагог Джордж Дьюи (1859–1952) предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Учитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.

Джордж Дьюи утверждал следующее: Детство ребенка — не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедряться в школу, и постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден как чуждый для советской педагогики. С тех пор в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Суть проектной деятельности спустя сто с лишним лет остается прежней — стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Что же такое проект?Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

Метод проектов — совокупность учебно- познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Основные требования киспользованию метода проектов:

− Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

− Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

− Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

− Структурирование содержательной части проекта;

− Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  1. Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  2. Выдвижение гипотезы их решения;
  3. Обсуждение методов исследования;
  4. Обсуждение способов оформления конечных результатов;
  5. Сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  6. Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.

Типология проектов (поЕ.С.Полат):

А. По доминирующей деятельности:

  1. практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций).
  2. исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования.
  3. информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
  4. творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации и т. д.
  5. ролевой проект — литературные, исторические и т. п. ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Б. По комплектности:

  1. Монопроекты – реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знаний.
  2. Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знаний.

В. По типу координации:

  1. С непосредственной координацией
  2. Со скрытой координацией.

Г. По характеру контактов:

  1. Внутриклассные;
  2. Внутришкольные;
  3. Региональные;
  4. Международные.

Д. По продолжительности:

1. Минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть (например, историческая справка и т. д.);

2. Краткосрочные — на 2–6 уроков;

3. Недельные, требующие 30–40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы;

4. Долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

Е. По количеству участников:

1. Личные (индивидуальные);

2. Парные;

3. Групповые (коллективные).

Основные этапы работы над проектом:

  1. Погружение в проект;
  2. Организация деятельности;
  3. Осуществление деятельности;
  4. Презентация результатов.

Примеры реализованных нами проектов:

  1. В 6 классе при изучении темы «Этимология слов» двум учащимся была предложена для доказательства или опровержения следующая гипотеза: Втерминологии русского языкознания исконно русские и общеславянские слова занимают меньшую часть.

Характеристика данного проекта по предложенным нами критериям:

  1. исследовательский;
  2. монопроект (предмет – русский язык);
  3. со скрытой координацией;
  4. внутриклассный;
  5. краткосрочный (2 занятия);
  6. парный.

В ходе работы над проектом учащиеся произвели этимологический анализ терминов, встречающихся в учебниках русского языка: алфавит, анализ, антоним, глагол, грамматика, графика, дефис, диалог, дополнение, лексика, лингвистика, местоимение, морфемика, морфология, обстоятельство, омоним, определение, орфография, орфоэпия, параграф, подлежащее, прилагательное, пунктуация, синоним, синтаксис, сказуемое, сонорный (звук), существительное, текст, тире, фонетика (31 термин).

Шестиклассники пользовались следующими источниками информации:

  1. Лемов А. В. Школьный лингвистический словарь: Термины. Понятия. Комментарии. — М.: Айрис-пресс, 2006.
  2. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. — Изд-е 3-е, испр. и доп. — М., 1985.
  3. Сайт «Энциклопедии и словари» — www. enc-dic.com

В результате проведенной работы было обнаружено, что 22 термина из предложенного списка пришли в русский язык из греческого и латыни, таким образом, гипотеза была доказана. Продуктом данного проекта стала электронная презентация.

  1. На уроках литературы использование проектной деятельности также актуально и служит активизации познавательного интереса как к школьному предмету «Литература», так и к чтению вообще. В 5 классе группа учащихся (с помощью педагога) выполнила проект по теме «Бродячие» сюжеты в мировой литературе». Идея проекта возникла при прочтении таких произведений, как «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина и «Спящая царевна» В. А. Жуковского. Данный проект соответствовал следующим характеристикам: исследовательский монопроект с непосредственной координацией (так как это была первая подобная работа для пятиклассников, участие педагога было необходимо); внутриклассный, недельный, групповой (участвовало 4 учащихся).

Проблемный вопрос, подтолкнувший учеников и педагога к идее проекта, возник после прочтения двух сказок, в которых прослеживались общие сюжетные линии. Учащиеся сформулировали вопрос таким образом: являются ли данные авторские сказки самостоятельными произведениями или источником их написания послужила некая фольклорная сказка? Чтобы расширить поле исследования, учителем было предложено проанализировать также сказки Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов» и Ш. Перро «Спящая красавица».

Учащиеся исследовали тексты по следующему плану:

  1. Истоки появления сюжета (использовались источники в сети Интернет)
  2. Кто является главной героиней, какое несчастье с ней случается?
  3. Спасители героини
  4. Чем заканчивается сказка?
  5. Наказано ли зло в финале сказки?

В результате проведенной работы пятиклассники сделали выводы о том, что все четыре сказки объединяет некоторое сходство в сюжете, но данное сходство является не следствием плагиата, а скорее доказательством наличия «бродячего» сюжета в литературе как разных авторов, так и разных народов.

В заключение хотелось бы добавить, что, по нашему мнению, технология проектов наиболее адекватна тем целям, которые ставятся перед современным образованием. Проектная деятельность помогает учащимся приобрести опыт самостоятельной деятельности, осознать свою личную ответственность за результат учебной и внеурочной деятельности. Использование проектных технологий помогает сформировать четыре ключевые компетенции: исследовательскую, коммуникативную, информационную и предметную, а ведь именно компетентностный подход в современном образовании определяет уровень образованности выпускников, помогает им приобретать не просто багаж знаний, но и способность решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Литература:

  1. Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. — 1999. – № 6
  2. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). — М.: Эгвес, 2004. — 119 с.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
  4. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 368 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов