Библиографическое описание:

Штина Л. А., Чувасова А. А., Корж И. Н. Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения // Школьная педагогика. — 2016. — №3. — С. 45-48.



В настоящее время в Российской Федерации фиксируется ежегодное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще в педагогической науке ученые и педагоги-практики используют по отношению к таким детям термин «дети с особыми образовательными потребностями». На наш взгляд, это является правомерным в силу того, что ограничение возможностей участия этих детей в образовательном процессе обуславливает развитие у них особых потребностей в специализированной помощи, которая позволяет им преодолевать ограничения. А это значит, что любой учитель должен уметь создавать адекватные условия для их обучения. Именно этот факт делает возможным внедрение в образовательные учреждения инклюзивного образования, что актуализирует проблему обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми.

Известно, что во всем мире ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями зрения. К сожалению, Россия не стала исключением из этой общей тенденции

Все эти факты позволяют говорить об особой актуальности проблемы обучения детей с различными патологиями зрения, а именно о создании таких условий обучения, которые способствовали бы достижению максимального уровня важнейших компетенций, а также социальной реабилитации слабовидящего ребенка и его интеграции в общество.

Недостаточная готовность детей с нарушенным зрением к восприятию учебного материала и к установлению социальных контактов в условиях общеобразовательной школы неизбежно ведет к высокой потребности в получении методической помощи.

Иностранный язык — один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира.

В школах и классах слабовидящих обучение английскому языку начинается со второго класса и ведется по общеобразовательной программе. Поэтому к окончанию начальной школы уровень обученности детей с патологиями зрения должен соответствовать уровню обученности учащихся общеобразовательных школ.

Сложившаяся ситуация и определила то, что актуальность нашего исследования обусловлена тем, что обучение иностранному языку школьников с нарушениями зрения является малоизученной областью. Оно представляет собой проблему для учителя и стимулирует его творческий потенциал в связи с недостаточным теоретическим и практическим материалом. Таким образом, задачи нахождения новых методов и приемов в обучении детей с патологией зрения английскому языку являются особенно актуальными в современной системе образования.

Объект исследовательской работы — условия и особенности овладения лексико-грамматическим строем речи на английском языке детьми с нарушением зрения.

Предмет исследовательской работы — формирование практических умений и навыков у детей с патологией зрения в сфере накопления словарного запаса и его грамматически правильного использования в речи.

Цель исследования — разработка и обоснование наиболее эффективных методов для формирования лексических и грамматических навыков говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Исходя из поставленной цели, нами определены задачи исследовательской работы:

  1. Исследовать психолого-педагогические особенности учащихся с нарушением зрения.
  2. Проанализировать трудности овладения иноязычной речью у детей с нарушением зрения.
  3. Теоретически обосновать проблему выбора эффективных методов для формирования лексических и грамматических навыков при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения на основе анализа специальной литературы.
  4. Экспериментально апробировать и определить эффективность выбранных методов в процессе обучения школьников с нарушением зрения лексике и грамматике английского языка.

Гипотеза. Если в процессе обучения иностранному языку учащихся с нарушениями зрения разработать специальные упражнения, направленные на расширение объема слуховой памяти и произвольного внимания, а также применять эффективные средства наглядности, то активизируются не только компенсаторные механизмы усвоения иностранного языка слабовидящими школьниками, но и будет развиваться их познавательная активность и расширяться возможности использования английского языка как средства общения.

Методы исследования:

– эмпирические методы;

– психодиагностические методы;

– методы математической статистики.

Мы считаем, что проведенное нами исследование имеет практическую ценность с точки зрения пополнения методического багажа учителя, работающего со слабовидящими учащимися

Теоретическая часть нашего исследования была посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями зрения и их педагогическому сопровождению в процессе обучения иностранному языку.

Анализ особенностей развития детей с нарушениями зрения, а также причин возникновения дефектов зрения позволил нам дать развернутую психолого-педагогическую характеристику таких детей. Прежде всего, нас интересовали особенности учебной деятельности слабовидящих детей и связанные с ними задачи педагогического сопровождения Мы выявили факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса при обучении этой категории учащихся и сделали вывод о том, что только правильная организация их педагогического сопровождения будет гарантией эффективности всего образовательного процесса.

Для успешной адаптации слабовидящих учащихся в социальной среде необходима целенаправленная работа по развитию речевых и коммуникативных навыков, основанная на исследованиях речевого и коммуникативного развития этих детей

Экспериментальная часть нашего исследования включала в себя апробацию и определение эффективности применения специально разработанных методов, приемов и средств наглядности для формирования лексических и грамматических навыков говорения и повышения уровня мотивации и интереса при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Железногорской санаторной школы-интернат для детей нуждающихся в длительном лечении. В эксперименте участвовало 20 учащихся в возрасте 9-10 лет, имеющих различные нарушения зрения.

В экспериментальной группе уроки проводились с использованием различных видов наглядности, постоянной смены деятельности, физкультурных минуток для глаз, работы в группах и парах. Занятия в контрольной группе проводились в полном соответствии с рекомендациями УМК Биболетовой М.З. Дополнительная наглядность и специальные упражнения, направленные на коррекцию зрения, не использовались.

Рис. 1. Сравнительные показатели уровня сформированности лексических и грамматических навыков говорения по теме «Food»

Рис. 2. Сравнительные показатели уровня сформированности лексических и грамматических навыков говорения по теме «Food»

Из представленных таблиц и диаграмм очевиден эффект использования специальных упражнений и различных видов наглядности, при формировании лексических и грамматических навыков говорения у детей с нарушением зрения.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что использование специально созданного блока упражнений для учащихся с дефектами зрения коренным образом улучшает успеваемость слабовидящих учащихся и служит развитию их речевой компетенции при обучении иностранному языку. Несомненно, это является главным достижением, которое предопределяет успешность всей дальнейшей работы с этой категорией учащихся. Проведенное нами теоретическое исследование и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования — достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, полностью решены.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов