Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (6) июль 2016 г.

Дата публикации: 04.07.2016

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Штина, Л. А. Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения / Л. А. Штина, А. А. Чувасова, И. Н. Корж. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. — № 3 (6). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/37/1067/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время в Российской Федерации фиксируется ежегодное увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще в педагогической науке ученые и педагоги-практики используют по отношению к таким детям термин «дети с особыми образовательными потребностями». На наш взгляд, это является правомерным в силу того, что ограничение возможностей участия этих детей в образовательном процессе обуславливает развитие у них особых потребностей в специализированной помощи, которая позволяет им преодолевать ограничения. А это значит, что любой учитель должен уметь создавать адекватные условия для их обучения. Именно этот факт делает возможным внедрение в образовательные учреждения инклюзивного образования, что актуализирует проблему обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах вместе с обычными детьми.

Известно, что во всем мире ежегодно увеличивается количество детей с нарушениями зрения. К сожалению, Россия не стала исключением из этой общей тенденции

Все эти факты позволяют говорить об особой актуальности проблемы обучения детей с различными патологиями зрения, а именно о создании таких условий обучения, которые способствовали бы достижению максимального уровня важнейших компетенций, а также социальной реабилитации слабовидящего ребенка и его интеграции в общество.

Недостаточная готовность детей с нарушенным зрением к восприятию учебного материала и к установлению социальных контактов в условиях общеобразовательной школы неизбежно ведет к высокой потребности в получении методической помощи.

Иностранный язык — один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и многоязычного мира.

В школах и классах слабовидящих обучение английскому языку начинается со второго класса и ведется по общеобразовательной программе. Поэтому к окончанию начальной школы уровень обученности детей с патологиями зрения должен соответствовать уровню обученности учащихся общеобразовательных школ.

Сложившаяся ситуация и определила то, что актуальность нашего исследования обусловлена тем, что обучение иностранному языку школьников с нарушениями зрения является малоизученной областью. Оно представляет собой проблему для учителя и стимулирует его творческий потенциал в связи с недостаточным теоретическим и практическим материалом. Таким образом, задачи нахождения новых методов и приемов в обучении детей с патологией зрения английскому языку являются особенно актуальными в современной системе образования.

Объект исследовательской работы — условия и особенности овладения лексико-грамматическим строем речи на английском языке детьми с нарушением зрения.

Предмет исследовательской работы — формирование практических умений и навыков у детей с патологией зрения в сфере накопления словарного запаса и его грамматически правильного использования в речи.

Цель исследования — разработка и обоснование наиболее эффективных методов для формирования лексических и грамматических навыков говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Исходя из поставленной цели, нами определены задачи исследовательской работы:

  1. Исследовать психолого-педагогические особенности учащихся с нарушением зрения.
  2. Проанализировать трудности овладения иноязычной речью у детей с нарушением зрения.
  3. Теоретически обосновать проблему выбора эффективных методов для формирования лексических и грамматических навыков при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения на основе анализа специальной литературы.
  4. Экспериментально апробировать и определить эффективность выбранных методов в процессе обучения школьников с нарушением зрения лексике и грамматике английского языка.

Гипотеза. Если в процессе обучения иностранному языку учащихся с нарушениями зрения разработать специальные упражнения, направленные на расширение объема слуховой памяти и произвольного внимания, а также применять эффективные средства наглядности, то активизируются не только компенсаторные механизмы усвоения иностранного языка слабовидящими школьниками, но и будет развиваться их познавательная активность и расширяться возможности использования английского языка как средства общения.

Методы исследования:

– эмпирические методы;

– психодиагностические методы;

– методы математической статистики.

Мы считаем, что проведенное нами исследование имеет практическую ценность с точки зрения пополнения методического багажа учителя, работающего со слабовидящими учащимися

Теоретическая часть нашего исследования была посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями зрения и их педагогическому сопровождению в процессе обучения иностранному языку.

Анализ особенностей развития детей с нарушениями зрения, а также причин возникновения дефектов зрения позволил нам дать развернутую психолого-педагогическую характеристику таких детей. Прежде всего, нас интересовали особенности учебной деятельности слабовидящих детей и связанные с ними задачи педагогического сопровождения Мы выявили факторы, влияющие на эффективность образовательного процесса при обучении этой категории учащихся и сделали вывод о том, что только правильная организация их педагогического сопровождения будет гарантией эффективности всего образовательного процесса.

Для успешной адаптации слабовидящих учащихся в социальной среде необходима целенаправленная работа по развитию речевых и коммуникативных навыков, основанная на исследованиях речевого и коммуникативного развития этих детей

Экспериментальная часть нашего исследования включала в себя апробацию и определение эффективности применения специально разработанных методов, приемов и средств наглядности для формирования лексических и грамматических навыков говорения и повышения уровня мотивации и интереса при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе Железногорской санаторной школы-интернат для детей нуждающихся в длительном лечении. В эксперименте участвовало 20 учащихся в возрасте 9-10 лет, имеющих различные нарушения зрения.

В экспериментальной группе уроки проводились с использованием различных видов наглядности, постоянной смены деятельности, физкультурных минуток для глаз, работы в группах и парах. Занятия в контрольной группе проводились в полном соответствии с рекомендациями УМК Биболетовой М.З. Дополнительная наглядность и специальные упражнения, направленные на коррекцию зрения, не использовались.

Рис. 1. Сравнительные показатели уровня сформированности лексических и грамматических навыков говорения по теме «Food»

Рис. 2. Сравнительные показатели уровня сформированности лексических и грамматических навыков говорения по теме «Food»

Из представленных таблиц и диаграмм очевиден эффект использования специальных упражнений и различных видов наглядности, при формировании лексических и грамматических навыков говорения у детей с нарушением зрения.

Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что использование специально созданного блока упражнений для учащихся с дефектами зрения коренным образом улучшает успеваемость слабовидящих учащихся и служит развитию их речевой компетенции при обучении иностранному языку. Несомненно, это является главным достижением, которое предопределяет успешность всей дальнейшей работы с этой категорией учащихся. Проведенное нами теоретическое исследование и результаты педагогического эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу. Цель исследования — достигнута, задачи, поставленные в начале исследования, полностью решены.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, английский язык, грамматический навык говорения, ребенок, иностранный язык, английский язык учащихся, исследовательская работа, образовательный процесс, патология зрения, педагогическое сопровождение.

Похожие статьи

Особенности обучения слабовидящих и слепых студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, студент, нарушение зрения, медицинский

Формирование лексического и грамматического навыка говорения... Сложившаяся ситуация и определила то, что актуальность нашего...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Роль грамматических навыков...

иностранный язык, навык, грамматик, учащийся, язык, речевая деятельность, грамматический материал, коммуникативно-ориентированное обучение, явление, грамматическая форма.

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

Главное изменение в ГИА -11 по иностранному языку 2015 — это введение устной части. Главные тесторазработчики аргументируют данное нововведение тем, что исключение такого раздела как «Говорение» из ЕГЭ по иностранным языкам являлось грубым нарушением...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Использование интерактивных технологий обучения при...

Процесс говорения является одной из главных целей обучения иностранному языку. Для формирования навыков говорения необходимо использовать специальные упражнения и задания.

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

английский язык, урок, презентация, процесс обучения, учащийся, иностранный язык, мультимедийная презентация, образовательный процесс, ИКТ, DVD. Использование интерактивного подхода к обучению говорению на...

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Ключевые слова: английский язык, навык говорения, методы преподавания, метод «дискуссия».

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка. Для людей, изучающих иностранный язык (русский, английский и пр.) аудитория и проходящий в ней...

Основные направления коррекционно-ориентированной работы...

В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией...

Похожие статьи

Особенности обучения слабовидящих и слепых студентов...

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, студент, нарушение зрения, медицинский

Формирование лексического и грамматического навыка говорения... Сложившаяся ситуация и определила то, что актуальность нашего...

Развитие коммуникативной компетенции учащихся как...

иностранный язык, процесс обучения, язык, коммуникативная компетенция, знание, использование метода проектов, технология

Формирование лексического и грамматического навыка говорения при обучении английскому языку учащихся с нарушениями зрения.

Роль грамматических навыков...

иностранный язык, навык, грамматик, учащийся, язык, речевая деятельность, грамматический материал, коммуникативно-ориентированное обучение, явление, грамматическая форма.

Особенности и основные стратегии подготовки учащихся к ГИА-11...

Главное изменение в ГИА -11 по иностранному языку 2015 — это введение устной части. Главные тесторазработчики аргументируют данное нововведение тем, что исключение такого раздела как «Говорение» из ЕГЭ по иностранным языкам являлось грубым нарушением...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся при...

иностранный язык, коммуникативный подход, обучение, учащийся, язык, учитель, коммуникативное обучение, коммуникативная компетенция, английский язык, процесс обучения.

Использование интерактивных технологий обучения при...

Процесс говорения является одной из главных целей обучения иностранному языку. Для формирования навыков говорения необходимо использовать специальные упражнения и задания.

К вопросу о формировании грамматических навыков у младших...

английский язык, урок, презентация, процесс обучения, учащийся, иностранный язык, мультимедийная презентация, образовательный процесс, ИКТ, DVD. Использование интерактивного подхода к обучению говорению на...

Педагогические условия развития устной речи на уроках...

Ключевые слова: английский язык, навык говорения, методы преподавания, метод «дискуссия».

Влияние родного языка на усвоение иностранного языка. Для людей, изучающих иностранный язык (русский, английский и пр.) аудитория и проходящий в ней...

Основные направления коррекционно-ориентированной работы...

В статье раскрыты особенности проявления нарушений звукопроизношения у дошкольников в процессе изучения ими английского языка, сформулированы основные направления работы по обучению иностранному языку дошкольников с речевой патологией...

Задать вопрос