Библиографическое описание:

Ичетовкина Н. М. Характеристика субъектов воспитательной системы отечественной гимназии в контексте взаимодействия с классными наставниками (вторая половина ХIХ — начало ХХ века) // Школьная педагогика. — 2016. — №2. — С. 9-12.



В статье представлен анализ взаимодействия классных наставников с другими субъектами воспитательной системы гимназии в дореволюционный период: гимназистами и их родителями, гимназическими преподавателями, администрацией, церковью.

Ключевые слова: воспитательная система, субъекты воспитательной системы, классный наставник, отечественная гимназия.

Практика гуманистического личностно-ориентированного воспитания, для которого характерно субъект-субъектное взаимодействие, — важное условие развития индивидуальности ребенка. В осуществлении этого направления ведущая роль отводится классному руководителю. Успешная реализация классным руководителем его функций, активное взаимодействие со всеми субъектами школьной воспитательной системы обеспечивают ее жизнеспособность. Исследованием школьной воспитательной системы занимались В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, Н. Е. Щуркова. Современные ученые в качестве участников, реализующих воспитательные цели, называют коллектив педагогов и учащихся, родителей, учреждения допобразования, психологическую, социальную и медицинскую службы, администрацию школы.

Воспитательная система дореволюционной гимназии имела несколько иной состав субъектов: административный корпус (директор и инспектор гимназии), преподаватели, воспитанники, их родители, церковь. В связи с этим мы предприняли попытку охарактеризовать особенности взаимодействия классного наставника с субъектами воспитательной системы отечественной гимназии во второй половине ХIХ-начале ХХ века. Отметим, что обмен действиями (взаимодействие) между всеми субъектами воспитательной системы происходил с целью воспитания, организации совместной деятельности классного наставника и гимназистов.

Взаимодействие классного наставника с гимназистами. Воспитательная система отечественной гимназии, будучи консервативной по своей сути, предполагала строгую регламентацию всех сторон жизни детей. В рамках определенных правил, гимназия пыталась воздействовать на воспитание детей надзором и дисциплиной. Классные наставники следили за одеждой учеников, состоянием книг, тетрадей, дневников, учебными принадлежностями воспитанников, поведением в церкви, посещением театров, клубов, трактиров, кофеен, кондитерских, бильярдных. Результаты наблюдения фиксировались в кондуитных книгах, журналах, отчетных ведомостях. Помимо этого наставники заботились о нуждающихся в материальной поддержке учениках, принимали участие в сборах одежды, обуви, учебников, средств для платы за обучение. С данной целью в гимназиях устраивались спектакли, воскресные чтения, в которых, помимо наставников, принимали участие педагоги, родители, городская общественность.

Особое внимание в своей работе педагоги-воспитатели уделяли здоровьесберегающему направлению. Они строго следили за соблюдением гигиенических условий в классной комнате (чистота, проветриваемость, состояние мебели), заботились о больных учениках, присутствовали на медосмотре поступавших в гимназию детей, контролировали соблюдение правил гигиены, выполнение физических упражнений, игр.

Приоритетными стратегиями в воспитательном процессе дореволюционной гимназии являлись религиозно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание. Данные направления воспитания воплощались в организации культурного досуга учащихся — постановке спектаклей в гимназических театрах, проведении музыкальных и поэтических вечеров, литературных бесед, патриотических концертов. Особое внимание уделялось также интеллектуальному направлению в работе с детьми, которое проявлялось в устройстве различных чтений при гимназических и городских библиотеках, проведении интеллектуальных игр и конкурсов.

В начале ХХ века на фоне общественно-политического подъема наблюдалось объединение гимназистов в различные кружки и организации, что обусловливало специфику деятельности классных наставников. Ученические объединения являлись средством обозначения требований воспитанников перед руководством гимназии, преподавателями, классными наставниками, родителями. Так, учащиеся одной из Санкт-петербургских гимназий составили петицию [1] с требованиями «немедленного проведения в жизнь преобразований», которые касались реорганизации как учебного процесса (предоставление учителям большей самостоятельности в деле преподавания, отмена процентного барьера для поступления в гимназию инородцев и иноверцев), так и воспитательного (отмена внешкольного надзора за учениками, отмена предоставления выписки из кондуитного журнала при поступлении в университет, обязательного посещения церкви, легализация деятельности ученических кружков). Действия воспитанников вызывали различную реакцию со стороны преподавателей, классных наставников. Некоторые из них оставались на консервативной позиции в вопросах воспитания, заключавшейся в усилении внешкольного надзора, новых запретах для учащихся. Известны, однако, случаи, когда педагоги разделяли взгляды воспитанников, поддерживали их, оказывали помощь. Более того, участие в работе ученических кружков позволяло классным наставникам не только контролировать деятельность воспитанников, направлять их, но предоставляло возможность реализации своих идей и убеждений.

Таким образом, взаимодействие наставника с гимназистами обеспечивало реализацию им дисциплинарно-надзорной, организационно-попечительской и воспитательной функций. Заметные изменения в характере взаимодействия этих субъектов воспитательной системы произошли в конце ХIХ-начале ХХ века. Это проявилось, с одной стороны, в демократизации их взаимоотношений (функционирование ученических кружков, инициатива в проведении воспитательных мероприятий, индивидуальный подход в воспитании), а с другой, напротив, в чрезмерной регламентации школьной жизни, усилении внешкольного надзора.

Взаимодействие классного наставника с преподавателями гимназии. Классный наставник курировал положение учебного дела, следил за равномерным распределением учебных занятий по дням недели, объемом задаваемых на самостоятельное изучение заданий и возможностью их выполнения, вел табель успеваемости и поведения воспитанников. Преподаватели информировали классного наставника о трудностях в обучении гимназистов, способах восполнения пропущенного учебного материала. Совместно с преподавателями наставники организовывали различные мероприятия: литературные беседы и музыкальные вечера, спортивные праздники, экскурсии, выпускные акты.

С начала ХХ века взаимодействие классного наставника с преподавателями гимназии осуществлялось еще и в рамках различных объединений и организаций, которые позволяли педагогам выражать свои интересы, как на уровне региона, так и страны.Например, образованный в 1905 году Всероссийский Союз деятелей средней школы провозглашал своей целью организацию школьного дела с учетом новейших открытий в педагогической науке; защиту интересов педагогов; организацию массовой просветительской деятельности [2]. Через функционирование педагогических обществ и организаций воспитательная система гимназии испытывала влияние политических факторов, культурных достижений и научно-педагогических открытий.

Взаимодействие классного наставника с родителями гимназистов было закреплено в Уставе гимназий 1871 года: классный наставник был обязан посещать семьи гимназистов не реже двух раз в месяц, а отчет об успеваемости и поведении учеников доводился воспитателем до сведения родителей еженедельно. Для проведения индивидуальных бесед с родителями назначались специальные дни и часы. Родители подробно информировались об успехах и поведении детей в учебном заведении и за его пределами. Анализ штрафных журналов и кондуитных книг показывает, что в большинстве случаев родители привлекались к разрешению конфликтных ситуаций, при этом защищая своих детей и поддерживая, когда это необходимо, педагогов. Семьями гимназистов, где сохранялась высокая ценность образования, воспитательная деятельность наставников воспринималась, как правило, адекватно.

К началу ХХ века родители также объединялись в родительские комитеты. Они в основном решали материальные проблемы, занимались сбором одежды, учебников нуждающимся ученикам, вносили часть средств для оплаты за обучение. Так, председателем родительского комитета Ижевской женской гимназии генерал-майором А. А. Певцовым был устроен благотворительный вечер для сбора средств на право обучения в гимназии; на средства родительского комитета также были приобретены приспособления для гимнастических упражнений и игр на воздухе [3]. Из фондов комитета также выплачивались стипендии и пособия. Воспитательная работа также курировалась родителями. Родители участвовали в организации внешкольных занятий, кружков, экскурсий, музыкальных и литературных вечеров, спектаклей и концертов, оказывали содействие классным наставникам по наблюдению за воспитанниками на катке, на прогулках, на ученических квартирах.

Таким образом, классный наставник являлся посредником, обеспечивавшим взаимодействие между гимназией и семьями воспитанников; причем уровень и качество их взаимоотношений, как правило, удовлетворяли обе стороны, обеспечивая наставникам признание и уважение, как со стороны гимназистов, так и их родителей. В начале ХХ века семьи воспитанников посредством родительских комитетов активизировали свое участие в различных сторонах жизни гимназии.

Церковь как субъект воспитательной системы гимназии. Воспитательная система гимназии в дореволюционный период основывалась на религиозно-нравственных началах, поэтому мы выделили церковь в качестве самостоятельного субъекта воспитательной системы. Классные наставники контролировали исполнение учениками религиозных обязанностей (посещение церковных богослужений, соблюдение исповеди, молитвы перед школьными занятиями и после их окончания), которые обозначались в Правилах для учащихся гимназии в первую очередь. Игнорирование или нарушение религиозных обязанностей строго наказывалось. Например, за драку в церкви воспитанники Казанской I мужской гимназии получили неудовлетворительные отметки за поведение и обсуждались на педагогическом совете [4]. Гимназии имели собственные церкви или специально отведенные для молитвы комнаты, а учитель Закона Божьего выполнял, как правило, обязанности школьного священника. Классные наставники посредством воспитательных бесед, мероприятий религиозно-нравственного содержания способствовали развитию в воспитанниках искренних религиозных чувств, привязанности и преданности Государю и Отечеству, воспитанию долга и чести, правдивости, уважения к старшим. Однако анализ архивных материалов и педагогической прессы исследуемого периода показал, что влияние церкви как субъекта гимназической воспитательной системы постепенно ослабевало. Это выражалось, в частности, в отказе некоторых воспитанников посещать молитвы, изучать Закон Божий, неуважительном отношении к священнослужителям. Мы полагаем, что это связано с особенностями социально-политического развития России в начале ХХ века, увлеченностью учеников революционными идеями. Но данные процессы не имели массовый характер.

Взаимодействие классного наставника с администрацией гимназии. Классный наставник, согласно Уставу гимназий, являлся «ближайшим помощником директора и инспектора в наблюдении за успехами и нравственностью учеников». Он планировал свою работу в соответствии с указаниями администрации гимназии. Так, в Московской VI мужской гимназии классным наставникам по распоряжению директора надлежало принять «меры для поднятия нравственного уровня юношества» [5]: контролировать репертуар читаемой литературы, устраивать экскурсии с целью знакомства с историческими и культурными памятниками, беседовать с законоучителем, заниматься «искусствами» (музыка, пение, рисование). Следует отметить строгую (еженедельную) отчетность наставника о развитии каждого ученика и всего класса в целом. Администрация оказывала консультативно — методическую помощь, организовывала самообразование классных наставников.

Таким образом, слаженная работа классных наставников и других субъектов воспитательной системы отечественной гимназии в исследуемый хронологический период позволяла через воспитание, как средство преемственности поколений, подготовить активно действующую в обществе личность, интеллигентную, служащую процветанию своего государства, воспитанную в заветах самодержавия и православия. На наш взгляд, является важным, что для эффективного взаимодействия со всеми субъектами воспитательной системы отечественной гимназии классный наставник должен был обладать такими качествами личности как: нравственная зрелость, увлеченность профессией, общительность, гуманное отношение к детям. Особенно важными качествами личности педагога-воспитателя признавались умения ясно и логично изложить мысль, убедить, быть тактичным, наблюдательным, искренним. Подчеркивалось стремление педагогов к самообразованию.

Итак, классный наставник в отечественной гимназии во второй половине ХIХ — начале ХХ века взаимодействовал со всеми субъектами воспитательной системы, обеспечивая тем самым ее функционирование и жизнеспособность. Рассмотрим динамику развития каждого из выделенных субъектов воспитательной системы по этапам развития института классного наставничества в воспитательной системе отечественной гимназии.

Хронологические границы первого этапа — 1864 г. и 1871 г. — это годы издания Уставов гимназий МНП, которые завершили процесс становления института классного наставничества. На первом этапе был четко обозначен состав/структура субъектов воспитательной системы гимназии, определены функциональные связи между ними.

На втором этапе (1871–1899 гг.) происходило дальнейшее развитие субъектов воспитательной системы, расширялись полномочия и направления их деятельности. Однако к концу второго этапа классные наставники зачастую не могли справиться с процессами, происходившими в обществе, воспитательная система гимназии «давала сбой».

На третьем этапе — с 1899 по 1917 гг. — на фоне подъема общественно-политического движения, революционных и военных событий, экономического и культурного регресса происходило обновление и перестройка как воспитательной системы в целом, так и ее субъектов. Эти процессы выражались в появлении новых участников воспитательного процесса — многочисленных союзов, организаций и объединений, как в среде педагогов, классных наставников, так и воспитанников, их родителей. Необходимо отметить, что на третьем этапе классные наставники были не в силах активно взаимодействовать со всеми субъектами воспитательной системы. Это связано, на наш взгляд, как с расширением состава субъектов, так и с участием самих наставников в социально-политических событиях.

Литература:

  1. Ожигов А. Заметки публициста // Образование. — 1905. — № 3. — С.89.
  2. Хроника // Вестник воспитания. — 1917. — № 3. — С.47.
  3. Центральный государственный Архив Удмуртской Республики. Ф.8., оп.1., д.40 Журналы заседаний родительского комитета Ижевской женской гимназии. Л.3–5 об.
  4. Национальный Архив Республики Татарстан. Ф.87., оп.1., д.7810 Штрафной журнал для записывания проступков учеников Казанской I мужской гимназии. Л.11 об.
  5. Центральный исторический Архив г.Москвы. Ф.230., оп.1., д.502 Книга протоколов педагогического совета Московской VI мужской гимназии. Л.61 об. — 63.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов