Автор: Морозова Любовь Юрьевна

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №1 (1) апрель 2015 г.

Библиографическое описание:

Морозова Л. Ю. Работа с учебными текстами на уроке иностранного языка в условиях перехода на ФГОС ОО. Из опыта работы // Школьная педагогика. — 2015. — №1. — С. 31-34.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, главный тезис которого — научить ребенка учиться, т. е. научить способности к самостоятельному усвоению новых знаний, формированию умений и компетентностей, необходимых в современном мире. Каким видом деятельности занимаются ученики наших школ большую часть учебного времени в среднем и старшем звене? Работают с информацией. Чаще всего эта информация представлена в виде текстов.

На каждом уроке, на каждом предмете (исключая, может быть, физкультуру) ученики работают с текстами различной направленности, сложности, различной величины и стиля. Пресс-конференции, экскурсии, игры, КВН, просмотры фильмов, театрализованные представления — не частое развлечение, кроме того, многие из нетрадиционных видов уроков требуют обширной предварительной подготовки, т. е. все той же работы с информацией, с текстами. Именно поэтому так важно обратить самое пристальное внимание на то, какими стратегиями, методиками мы пользуемся, обучая ребенка работе с текстами.

Ученик должен научиться работать с таблицами, графиками, научиться структурировать, анализировать информацию, свернуть ее или развернуть, и т. д. Это задача всех учебных предметов: должны быть сформированы универсальные учебные действия при работе с информацией, которые могут быть использованы в различных жизненных ситуациях. В этом и состоит практическая направленность обучения.

Одним из способов активизации учебного процесса является составление опорного конспекта при чтении учебного текста. Это способ сворачивания материала с использованием различных символов, блоков, схем, иллюстраций и т. д. Преимущества умения сворачивания информации неоспоримы, как для ученика, так и для учителя. Ученик получает возможность систематизировать полученную информацию, которую при наличии опорного конспекта легче воспроизвести при ответе, глубже разобраться в изучаемом материале. Учитель может наглядно предоставить изучаемый материал, обратить внимание на сложные места.

Информация учебных текстов, изучаемых на уроке иностранного языка, может быть представлена в виде текста, таблиц или графическим способом.

Текстовый способ представления информации хорошо известен и обыкновенно применяется не только на уроках иностранного языка, где ученики пишут краткое содержание текстов (summary), развернутые планы, выписывают ключевые слова, понятия, предложения из текстов.

Однако, краткое содержание такого текста, как рассказ или содержание фильма можно кратко разместить в графической форме представления информации (в виде блок-схем), например, в Story map, которую можно составить самим или использовать готовые бланки-шаблоны с сайта Education Place [1]. Шаблон дает заголовки и организует пространство для кратких записей.

Рис.1. Story map

 

Используя полученный конспект, ученик может подготовить устное выступление по прочитанному произведению или просмотренному фильму, не увязая в деталях и не упустив главное. Кроме того, ученик сможет самостоятельно по аналогии заполнить подобную карту по другому тексту и подготовить устное выступление по этой опоре.

Для чтения научно-популярных текстов с большим количеством сведений полезно научить школьников делать пометки на полях по методу INSERT [2], который заключается в маркировании разными значками известных ученику фактов из текста (v), неизвестных или противоречащих его представлениям (-), интересных или неожиданных (+), вызывающих вопросы, непонятных (?). Тексты в современных учебниках по английскому языку очень интересны, сложны, дают много информации из различных областей знаний, поэтому разметка INSERT востребована. После разметки текста можно заполнить таблицу с соответствующими графами или провести обсуждение по интересным или вызывающим вопросы фактам.

Метод KWL (know, want to know, learned) [3] или ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал) — еще одна форма организации работы с текстом. Заполняя в тетради колонки таблицы с соответствующими названиями, ученик может определить уровень собственных знаний, выявить интерес к новой информации, а после обсуждения текста заполнить третью часть таблицы, создав конспект для устного высказывания.

Заполнение таблиц по тексту способствует развитию логического мышления, развивает навык просчитывать последствия, учит аргументации, структурированию информацию, умению выделять главное. Таблицы могут иметь различные заголовки в зависимости от конкретной задачи урока и особенности текстов. Как известно, ЕГЭ по иностранному языку предполагает написание эссе с выражением своего мнения по представленной проблеме, где любой аргумент обязательно должен подкрепляться примерами, и использование аналитических таблиц на уроке помогает выстроить информацию в соответствии с правилами построения письменного высказывания: не просто выдвинуть аргумент, но и подкрепить его примерами, не просто дать совет или предложить решение проблемы, а обязательно объяснить, какой будет результат.

Таблица 1

Примеры заголовков аналитических таблиц при чтении учебных текстов

Преимущества

Недостатки

Факт

Мнение

Причины

Следствия

Проблема

Решение

Совет

Результат

 

Sense Chart [1] помогает для пополнения запаса слов учащихся. В ней делается акцент на художественные средства при описании, например, посещения какого-либо места: что увидел автор, что слышал (шум прибоя или болтовню прохожих), что попробовал на вкус (местную кухню, торт или фрукты), какие запахи встретили автора при посещении места (восточных пряностей, хвойного леса), что попробовал руками (купил, поймал, сделал). При заполнении такой таблицы нужно обязательно просить учеников записывать не просто слова, но словосочетания (multi-colored costumes, funky Caribbean music, а huge clap of thunder) для обогащения речи прилагательными и другими стилистическими средствами. Такая таблица потом поможет в написании сочинения: «Как я провел каникулы», или «Поездка в Парк Победы».

Рис. 2. Sense Chart

 

Информация из текста может быть представлена в виде кластера (гроздь), где центр — это тема, а ответвления — детализация. Кластер так же может быть использован в начале урока для активизации имеющихся знаний по материалу. Можно выдать ученикам бланк, чтобы они самостоятельно заполнили какой-либо вид кластера по тексту, например, приведенный на Рисунке 3, а потом построить обсуждение по выполненной работе.

Рис. 3. Cluster

 

При составлении устного или письменного высказывания ученик может воспользоваться имеющимся планом, конспектом или блок-схемой и развернуть информацию, или построить по аналогии собственное высказывание на другую тему. Подобные методики составления конспекта учебного текста способствуют активизации учебного процесса, развитию навыков осмысления, оценивания информации, формированию универсальных действий, учат умению самостоятельно добывать знания.

 

Литература:

 

1.         Education Place. Houghton Mifflin Harcourt Publishing Company/ интернет-ресурс: http://www.eduplace.com/graphicorganizer/

2.         Примеры методических приемов технологии развития критического мышления (материалы из книги Галактионовой Т. Г. От самопознания к самореализации:

3.         Персонал-технология образовательной деятельности. –

4.         СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. — 156 с.)/интернет-ресурс: http://intra.kspu.karelia.ru/~kro/lpp/index.php?ch=2&sub=!2&art=1

5.         Study Guide and Strategies Website/ интернет-ресурс: http://www.readwritethink.org/classroom-resources/printouts/chart-a-30226.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов