Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы) | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.10.2018

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Митяева, Е. В. Создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в образовательном процессе на основе интеграции (из опыта работы) / Е. В. Митяева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3617/ (дата обращения: 04.05.2024).



Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики. Великий дидактик Ян Амос Коменский подчеркивал: «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».

И с этим высказыванием нельзя не согласиться. Человек живет в мире, процессы которого подчинены физическим законам, химическим и биологическим явлениям, а значит в процессе обучения у обучающихся должна сформироваться целостная картина мира.

Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Установление межпредметных связей в школьном курсе физики способствует более глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, совершенствованию учебного процесса и оптимальной его организации, формированию научного мировоззрения, единства материального мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Межпредметные связи способствуют повышению научного уровня знаний обучающихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Все естественные науки имеют один и тот же объект изучения — природу. Все предметы естественнонаучного цикла — физика, химия, биология, география, астрономия — рассматривают разные составляющие природы, что в конце концов приводит учащихся к пониманию взаимосвязи неорганического и органического мира, действия в них всеобщих законов, например закона сохранения энергии. По мере познания этих наук учащиеся убеждаются, что глубокие прочные знания дают человеку большие возможности применять их в реальных жизненных условиях, формируют умения быстро ориентироваться в изменившихся условиях, способствуют умению найти оригинальное решение проблемы.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить учеников видеть логическую связь явлений, умению применять полученные знания на уроках любых школьных предметов, навыкам исследовательской работы, поиску новой информации, выходящей за рамки школьной программы, умению высказывать гипотезы и отстаивать их, опираясь на свой опыт и знания.

Рассмотрим некоторые примеры использования межпредметных связей на уроках физики.

В седьмом классе при изучении физического явления диффузии, обращаю внимание на важную роль диффузии в природе, жизни человека и животных, в технике, быту. (благодаря диффузии поддерживается однородный состав атмосферного воздуха вблизи поверхности Земли, кислород проникает в толщу воды, в клетки живых существ, растворяются твердые вещества в жидкостях…)

При изучении темы «Атмосфера Земли. Атмосферное давление» прослеживается связь физики с географией, астрономией, биологией. (строение атмосферы, ее защитная функция для человека, образование воздушных потоков, измерение атмосферного давления, использование барометров…)

Тема «Сила Архимеда. Плавание тел» тесно связана с биологией, плаванием человека и с его безопасным поведением на воде.

Тема восьмого класса «Электрический ток» не только интересна, но и полезна тем, что способствует формированию навыков безопасной работы с электрическим током (поведение человека во время грозы, предотвращение короткого замыкания, электрические приборы и работа с ними). То есть связь не только с химией, но и с ОБЖ.

При изучении темы «Атом и атомное ядро» следует отметить глубокую связь физики и химии. Здесь вновь повторяются вопросы строения атома и атомного ядра, природа изотопов, искусственная и естественная радиоактивность. Все эти вопросы рассматриваются с использованием периодической таблицы химических элементов Д. И. Менделеева. В этой теме формируется понятие радиоактивности. Здесь рассматриваются исторические факты открытия этого явления, работы М. Кюри, А. Беккереля, Э.Резерфорда. В старших классах по теме «Радиация и ее влияние на человека» можно предложить исследовательскую работу «Что вокруг нас радиоактивно?» Ученица 11 класса Чирибушкина Илона представила свою работу по данной теме на муниципальной конференции и стала призером данной конференции. Тема работы является в настоящее время очень актуальной. Цель работы: исследовать влияние радиации на окружающую среду и здоровье человека.

Таким образом, создание оптимальных условий для развития мышления обучающихся в процессе обучения на основе интеграции состоит в следующем:

  1. Проведение интегрированных уроков;
  2. Использование знаний учащихся по другим предметам при объяснении нового материала, решении качественных задач, при выполнении домашней работы;
  3. Проектная и исследовательская деятельность учащихся;
  4. Проведение семинаров и конференций;
  5. Организация межпредметных кружков или факультативов.
Основные термины (генерируются автоматически): атмосферное давление, атомное ядро, исследовательская работа, процесс обучения, работа, связь.

Похожие статьи

Атомные электростанции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Введение. Энергетика — важнейшая отрасль народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Это основа экономики государства.

Исследовательская деятельность учащихся по физике

К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников.

Теория и методика обучения физике в школе.

Деятельность — взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося...

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по...

где р -атмосферное давление; V -начальный объем воздуха в правой части установки (т.е. в правом колене трубки

Мои наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, анализ их деятельности на уроках, анализ результатов выполнения экспериментальных домашних задач...

Обратная связь на уроках химии и физики | Статья в журнале...

Обновленный подход в системе образования требует от учителей нового подхода к процессу преподавания. Об этом не раз говорилось и на уровневых курсах, слушателями которых стали многие учителя Казахстана.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

Статья посвящена использованию межпредметных связей в практике преподавания курса ОБЖ.

Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности.

Организация исследовательской деятельности учащихся по...

Организация исследовательской деятельности может проходить как на уроке, так и во внеурочное время. При выполнении исследовательской работы можно выделить несколько этапов, и показать роль учителя и ученика в этом процессе

Методические аспекты исследовательской работы учащихся по...

Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. Такая ориентация на личность, ее развитие, отражает гуманистическую направленность образования.

Система подготовки кадров в атомной энергетике

Помимо вузовской системы образования, в процессе подготовки кадров атомной энергетики широко используются интернет-технологий, создающие условия для развития новых методов образования и обучения. Многие из таких схем обучения являются удаленными, то есть...

Похожие статьи

Атомные электростанции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Введение. Энергетика — важнейшая отрасль народного хозяйства, охватывающая энергетические ресурсы, выработку, преобразование, передачу и использование различных видов энергии. Это основа экономики государства.

Исследовательская деятельность учащихся по физике

К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников.

Теория и методика обучения физике в школе.

Деятельность — взаимодействие человека или группы и мира, в процессе которого человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и самого...

Исследовательская деятельность младших школьников как...

1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося...

Роль экспериментальных задач в повышения качества знаний по...

где р -атмосферное давление; V -начальный объем воздуха в правой части установки (т.е. в правом колене трубки

Мои наблюдения, беседы, анкетирование учащихся, анализ их деятельности на уроках, анализ результатов выполнения экспериментальных домашних задач...

Обратная связь на уроках химии и физики | Статья в журнале...

Обновленный подход в системе образования требует от учителей нового подхода к процессу преподавания. Об этом не раз говорилось и на уровневых курсах, слушателями которых стали многие учителя Казахстана.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один...

исследовательская деятельность, умение, образовательный процесс, развитие умений, гипотеза, исследовательская работа, навык, знание, подход, проектно-исследовательская деятельность.

Интеграция учебного курса ОБЖ с предметами... | Молодой ученый

Статья посвящена использованию межпредметных связей в практике преподавания курса ОБЖ.

Межпредметные связи работают не только в урочной форме обучения, но наиболее полно могут раскрыться в самостоятельной работе учащихся и во внеурочной деятельности.

Организация исследовательской деятельности учащихся по...

Организация исследовательской деятельности может проходить как на уроке, так и во внеурочное время. При выполнении исследовательской работы можно выделить несколько этапов, и показать роль учителя и ученика в этом процессе

Методические аспекты исследовательской работы учащихся по...

Ведущей тенденцией современного образовательного процесса является обращение к личности обучаемого. Такая ориентация на личность, ее развитие, отражает гуманистическую направленность образования.

Система подготовки кадров в атомной энергетике

Помимо вузовской системы образования, в процессе подготовки кадров атомной энергетики широко используются интернет-технологий, создающие условия для развития новых методов образования и обучения. Многие из таких схем обучения являются удаленными, то есть...

Задать вопрос