Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 19.06.2018

Статья просмотрена: 414 раз

Библиографическое описание:

Каменская, О. А. Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста / О. А. Каменская, Г. Г. Фиткулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3455/ (дата обращения: 17.05.2024).



В условиях реализации ФГОС ДО родители продолжают оставаться полноценными участниками образовательного процесса. Педагогический состав ДОО является помощниками в воспитании и обучении детей. Проблема состоит в том, чтобы выстроить отношения с родителями так, чтобы они были не только деловые, но и партнерские. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Поэтому мы решили, что нам нужны нетрадиционные формы общения, а формы организации досуговой деятельности. Организация досуговых мероприятий — эффективное направление деятельности для работы с родителями. Традиционно организация досуговых мероприятий находится в компетенции музыкального руководителя, который определяет тему, форму и содержание досуга (праздника), а воспитатель отвечает за реализацию праздника: закрепляет игровой и музыкальный материал, изготавливает атрибуты, костюмы и декорации.

Разработка приемлемых для реализации интерактивных форм досуговых мероприятий проходила в связке «музыкальный руководитель — воспитатель». Мы обсуждали героев, которых могли бы сыграть родители, декорационные решения, которые помогли бы нам создать нужную атмосферу праздника и т. д.

Досуговые формы организации общения, которые мы предложили родителям, призваны были установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми — это стало основной задачей для успешной социализации детей в ДОО.

Первым шагом было привлечение родителей к исполнению ролей на утренниках. Конечно, это было не массово. Одно дело прийти на утренник в качестве зрителя, и другое дело — оказаться на сцене. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с каждым родителем, предлагая ту или иную форму участия в празднике.

Музыкальный руководитель продумывал сценарии таким образом, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагало сотрудничество с родителями через совместную деятельность: подготовку костюмов, исполнение ролей и проведение игр.

В процессе взаимодействия с родителями, на протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду, все больше родителей высказывало пожелание участвовать в досуговых мероприятиях

Вследствие растущих творческих запросов, мы решили задействовать больше родителей, у нас был организован и проведен праздник «Ночь в детском саду» в подготовительной группе.

Эта идея не нова, многие сады г. Новосибирска практиковали такую форму организации досуга, но, в отличие от наших коллег, у которых все роли исполняли работники детского сада (не только педагоги, но и обслуживающий персонал), у нас подавляющее большинство ролей исполнили родители.

Было проведено установочное родительское собрание, на котором музыкальный руководитель ознакомил с примерным сценарием проведения праздника, выбрал основной состав участников, примерно рассказал о действиях каждого персонажа. На воспитателя легли функции реквизитора и декоратора помещений, так как все помещения в детском саду были задействованы.

Начало праздника проходило в неформальной обстановке: ответственные родители и педагоги с детьми собрались вокруг костра на участке, где в тесном кругу дети и родители общались, вспоминали и рассказывали забавные истории, пели песни, прыгали через костер. Этап праздника проходил в форме квеста — путешествия с заданиями: в саду нас встречал музыкальный руководитель в роли Ночной Феи Детского Сада, которая провела детей по намеченному маршруту по всему детскому саду.

На кухне детей встречала Мышь загадками и с молоком и сухариками, чтобы дети подкрепились после уличных забав.

В групповых помещениях детей встречали Лиса Алиса и Кот Базилио с математическими заданиями,

Король и Принцесса с конкурсом «Накорми принцессу»,

Гадалка с магическими предсказаниями в педагогическом кабинете,

Нафаня проверял знания о здоровом питании в кладовой завхоза.

В прачечной Морской Царь и Русалка испытывали смелость ребят,

а Богатыри в бойлерной — силушку богатырскую,

Марья-Искусница занималась с детьми изготовлением кукол-оберегов и т. д.

Завершился праздник чаепитием в музыкальном зале и грандиозным фейерверком, организованными ответственными родителями. Надо отметить, что все семьи воспитанников с увлечением готовили костюмы и занимательные конкурсы для детей, принимали участие не только мамы, папы, но и бабушки, дедушки, тети, братья.

Продолжая работу в этом направлении, мы реализуем такую форму организации праздника — «Гостиная», где родители являются такими же полноправными участниками, как и дети. Например, к празднику8 Марта мы попросили наших мам подготовить небольшой рассказ об имени своего ребенка. Родители подошли к этому творчески: некоторые мамы сочинили стихи, с удовольствием играли вместе с детьми в «фанты», вместе с детьми танцевали, лепили пирожки с конфетами, выпекали и пили чай со своими кулинарными шедеврами.

Интерактивные формы организации досуговой деятельности — это важный момент в построении доверительных взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для профессиональной деятельности каждого педагога (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений положительно сказывается на образовательном процессе в целом).

Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, педагогам и специалистам детского сада, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы. Родители стали помощниками и в финансовом отношении, оказывая помощь в создании предметно-развивающей среды в группе в рамках попечительского фонда ДОО.

Такие мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей, что служит основой для успешной социализации детей в детском саду. За время проведения интерактивных форм праздника у нас сложился замечательный творческий тандем. Музыкальный руководитель и воспитатели образуют единый творческий коллектив, который может реализовать практически любую нетрадиционную форму проведения праздника.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, музыкальный руководитель, ребенок, исполнение ролей, мероприятие, образовательный процесс, отношение, педагог, успешная социализация детей.

Похожие статьи

Роль детского сада в процессе социализации личности

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание.

Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Проблема социокультурного развития детей старшего...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Роль детского сада в процессе социализации личности. детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт социализации, игровая деятельность, жизнь человека, уникальный период.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье. Решая эти задачи, мы помогаем учащимся успешно пройти процесс социализации в школе.

Похожие статьи

Роль детского сада в процессе социализации личности

Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание.

Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении

Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло.

Взаимодействие семьи и детского сада в успешном воспитании...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья. Педагогические условия организации социального партнерства...

Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в триаде...

детский сад, дошкольное учреждение, родитель, ребенок, педагог, семья, образовательный процесс, домашнее воспитание, педагогический процесс, личная готовность. Проблема социокультурного развития детей старшего...

Социализация и социальная адаптация детей раннего возраста...

Социализация детей дошкольного возраста — процесс длительный и многоплановый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно

Целесообразно в детском саду создать следующие условия для успешной социализации детей

родитель, ребенок, детский сад, воспитатель, родитель...

родитель, детский сад, ребенок, единое образовательное пространство, образовательный процесс, педагогический процесс, родитель стали, мероприятие, педагог, семья.

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как...

детский сад, родитель, образовательный процесс, ребенок, педагог, Участие родителей, дошкольное учреждение, Информационная форма, Организационно-деятельная форма, образовательная деятельность.

Выстраивание партнерских отношений ДОУ с родителями...

родитель, семья, детский сад, ребенок, семейное воспитание, образовательный процесс, дошкольное учреждение, портфолио семьи, отношение, взаимное доверие.

Социализация детей младшего дошкольного возраста...

Роль детского сада в процессе социализации личности. детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт социализации, игровая деятельность, жизнь человека, уникальный период.

Родители, дети, педагоги: взаимопонимание и взаимодействие

4) предоставление родителям информации о психолого-педагогических особенностях воспитания ребенка в семье. Решая эти задачи, мы помогаем учащимся успешно пройти процесс социализации в школе.

Задать вопрос