Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 18.12.2016

Статья просмотрена: 1359 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, И. В. Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет (из опыта работы) / И. В. Сорокина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1797/ (дата обращения: 26.04.2024).



Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. В наше время все компьютеризировано, нажимаешь на кнопку и, тебе выдается картинка и вся интересующая информация. Общения минимум. Первыми забили тревогу педагоги — дошкольники, зная, с какими проблемами им придется столкнуться в обучении детей и подготовке их к школе.Основная задача речевого развития детей — это овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта, иными словами мы должны подготовить почву для их успешного обучения в школе. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. 21 век — век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Или просто педагогическая запущенность? А может и то и другое и третье. Но опыт работы показал, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. А ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении с взрослыми. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте — одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! Сензитивный период для развития речи — это возраст от 1 года до 3 лет. Сегодня мы более тщательно рассмотрим дидактические игры и их влияние на развитие речи детей 3 лет… Игра — универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка. Она приносит в жизнь ребёнка радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях.

В группе создана зона сенсомоторного развития — одна из важных зон, способствующих развитию детей. Я подобрала для нее разнообразный материал, который соответствует гигиеническим и техническим требованиям. Он легкий, прочный, безопасный, привлекает своей яркостью, формирует эстетический вкус. Здесь всевозможные шнуровки, мозаики, конструкторы, пирамидки, матрешки и т. д. Немного расскажу о некоторых сенсомоторных играх, которые я использую в работе: Дидактическая игра» Умелые руки! Дети с помощью прищепок выполняют задания: сделать лучики солнцу, иголочки елочке и др. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» — хорошо знакома всем. Ребенок ощупывает предмет, угадывает и называет. Дидактическая игра «Выложи картинку». Здесь использую обыкновенные пуговицы. Можно выкладывать картинку и по шаблону, и без. Коллекцию из мелких, на первый взгляд, ненужных предметов, можно найти в каждом доме: кусочки фольги, веревочек, тесьмы, замочки, пуговки, бантики, обертки конфет и многое другое. Преимуществ у подобной коллекции много: предметы можно группировать, считать, сравнивать, использовать их в изготовлении аппликаций и в других видах совместного с ребенком творчества. Мелкие детали, перебираемые детскими пальчиками, дадут не только возможность развития моторики пальцев рук, а стимулируют развитие речи детей. Развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Обеспечить малышу сенсорное развитие, столь необходимое в дошкольном детстве это значит, что ребенка надо: знакомить со свойствами предметов, цветами спектра, с геометрическими формами; развивать познавательные умения и речевые — определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения; понимать и использовать в речи слова — названия величин и форм. В дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные эталоны — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Варианты заданий, которые я использую в работе с детьми:

− «Большой — средний — маленький». Попросить ребенка разложить предметы по 3-м стаканчикам или тарелочкам.

− «Мягкий — твердый». Рассказать ребенку о свойствах предметов сохранять форму, об их мягкости и твердости и проверьте, насколько хорошо эти знания усвоены им. Развитие тактильных ощущений, тактильной памяти, моторики (в этих заданиях глаза ребенок может закрыть или завязать).

− «Найди на ощупь». Взрослый называет предмет (или несколько предметов), а ребенок ищет его среди остальных или в миске с крупой (песком).

− «Найди по описанию». Взрослый называет только свойства предмета (маленький, синий, мягкий), не называя сам предмет, а ребенок ищет его среди прочих.

− Игрушки для прокатывания, а также на группировку и соотнесение по цвету, величине, форме.

− Игрушки, состоящие из геометрических фигур — вкладышей, предназначенные для вкладывания и накладывания, составления разноцветных башенок, различных по форме, а также для подбора предметов по цвету, форме, величине.

− Игрушки народные, сборно-разборные (матрёшки, бочонки, яйца). Игры с ними способствуют развитию пространственной ориентации, умению составлять предмет из двух частей.

Игрушки и пособия систематически обновляются, это повышает к ним интерес и позволяет более разнообразно их использовать. Дети 3 лет должны уметь застёгивать и расстёгивать обувь, завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, спичек. Чтобы научить малыша говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. В нашей группе в уголке сенсомоторики представлены различные игры и пособия, в которые дети с удовольствием играют: игрушки для нанизывания (втулки, шары, кубы и др.), имеющие сквозное отверстие и предназначенные для нанизывания на стержень. Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих играх. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка, развития речи детей.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определённых сенсорных эталонах; расширился словарный запас; приобрелись навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.Таким образом, эффективность использования дидактических игр значительно повышает развитие речи детей 3 лет.

Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников — М.; «Академия», 1998.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду — М., «Просвещение», 1991.
  3. Богданова В. Г. Индивидуальные особенности детей // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/02/24/individualnye-osobennosti-detey.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, игра, предмет, развитие, мелкая моторика, речевое развитие детей, успешное обучение.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Использование дидактических игр как средства развития...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет... ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через... Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Похожие статьи

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...

моторное планирование, ребенок, упражнение, игра, развитие речи ребенка, мелкая моторика, палец, развитие, предварительный

Роль мелкой моторики в речевом развитии ребенка. мелкая моторика, колобок, палец, рука, правая рука, ребенок, палец рук, ладонь...

Дидактическая игра как средство развития речи детей...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Использование дидактических игр как средства развития...

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра...

Дидактические игры в развития речи детей двух–трех лет... ребенок, развитие речи детей, дидактическая игра, дошкольный возраст, предмет, игра, развитие, мелкая моторика, успешное обучение, речевое развитие детей.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием...

Статья посвящена вопросу речевого развития детей дошкольного возраста. Раскрывается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей.

Ключевые слова: речевое развитие, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика, развитие мышления.

Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи

Развитие мелкой моторики ребенка как необходимое условие... мелкая моторика, ребенок, рука, палец, игра, пальчик, речевое сопровождение, ритмичное

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через... Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Развитие речи детей дошкольного возраста под влиянием... мелкая моторика, развитие мышления, речевое развитие, пальчиковая гимнастика. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Пальчиковые игры как средство развития речи дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через... ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая моторика рук, игра, дошкольный возраст, тонкое движение пальцев рук, деталь мозаики.

Задать вопрос