Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 10.01.2017

Статья просмотрена: 140 раз

Библиографическое описание:

Зауэр, Н. Е. Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников посредством основного и дополнительного образования / Н. Е. Зауэр. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1716/ (дата обращения: 26.04.2024).



На сегодня ряд вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения, являются достаточно важными и актуальными. В связи с этим представляет интерес рассмотрение средств интеграции основного и дополнительного образования, как значимая составляющая воспитательного процесса в целом. Воспитание у людей духовно-нравственных качеств является неотъемлемой частью формирования и развития любого народа и государства. Осуществление данного процесса в современном обществе должно происходить весьма тонко и корректно. Здесь важным моментом в его осуществлении является совместный подход и общие усилия со стороны образовательного учреждения и семьи, где ребенку с малых лет бережно прививаются любовь и уважение к родному краю и земле своего народа. Период дошкольного возраста является одним из важнейших для становления личности; период, когда у воспитанников развиваются представления о культуре, человеке и обществе, закладываются предпосылки гражданских качеств. Духовно-нравственное воспитание дошкольников, прежде всего, заключается в воспитании у детей чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, детям группы, воспитателям детского сада, Родине. На сегодняшний день продолжается процесс переосмысления культурных достижений и истории в целом, где наблюдается иной взгляд по отношению к старинным праздникам, фольклору, различным ритуалам и традициям, декоративно-прикладному искусству и художественным промыслам. В этом случае основной задачей педагогов становится формирование у воспитанников их позитивного образа, как носителя национальных традиций и социально-культурных ценностей народа.

На всех занятиях нами ставятся задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважительного отношения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство с символами государства (герб, гимн, флаг); воспитание чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование чувства уважения к другим народам и их традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в быту и труде, т. к. воспитывают в ребёнке не только духовно-нравственные и патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Родители воспитанников являются активными участниками и главными помощниками в организации и проведении мероприятий детского сада. Они шьют детям костюмы для различных событий, изготавливают атрибуты и тряпичных кукол для игр, участвуют в проведении совместных выставок, праздников, развлечений, пополняют копилку народных мудростей.

Особенности дошкольного возраста предполагают активное использование игр, как основную форму показательной и эмоциональной активности. Дети с удовольствием играют в путешествия, в процессе игр они узнают много нового о родном крае, и других местах. При знакомстве с традициями, бытом, историей дети зачастую испытывают трудности, поскольку для них характерно наглядно-образное мышление, поэтому на занятиях мы используем иллюстрации, художественную литературу, различные наглядные примеры. Мы посещаем с детьми выставки и музеи или устраиваем их в детском саду: «Дары осени», «Изготовление новогодних игрушек», «Портреты мам и пап» и т. д. Например, участие детей, родителей и воспитателей в Пасхальном фестивале «Святая Русь», где на выставке представили свои работы, а также могли полюбоваться произведениями других детей и взрослых. Такие мероприятия дают возможность детям выразиться, открывают иные горизонты для познания истории и быта родного края. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, о своем крае. Повторяется работа в каждой возрастной группе, изменяется содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Тематические занятия повышают детскую мыслительную активность. Приучают детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы.

Большие возможности для решения задач по нравственному воспитанию предоставляет система дополнительного образования в нашем учреждении. Она позволяет развивать интерес к изучению и углублению знаний и выполняет немаловажную роль в развитии творческих способностей, умений и навыков художественной деятельности, приобщение детей к культурным ценностям и традициям народа. Такая взаимосвязь происходит на протяжении всего дня. Дошкольники посещают занятия дополнительного образования во вторую половину дня, где охвачено более 90 % детей средних, старших, подготовительных групп. Организация дополнительного образования представлена следующими направлениями. Кружки по художественно-эстетическому развитию «Ловкие ладошки» и «Талантики». Кружки по танцевальному и спортивному направлениям «Радуга» и «Школа мяча». Кружок по экологии «Юный исследователь» и по развитию речи «Размышляй-ка», «В гостях у сказки».

В нашем детском саду проводятся сюжетные дни, темы которых могут быть различными: «Кузьминки», «В гостях у осени», «Это моя Родина, милая Россия», «Широкая масленица», «Салют, Победа!» и др. Тщательная подготовка педагогов к сюжетным дням сполна окупается эмоционально-положительной реакцией детей, их максимальной активностью в течение всего дня, впечатлениями, которые наполняют детей. В учебном году такие дни используются как итоговые по разделу, теме. Чаще всего в них закрепляются знания и умения детей. Это дает возможность им уйти от излишнего напряжения, связанного с изучением нового материала, показать свои знания, удовлетворить свое притязание на признание. Например, изучение различных обрядов и традиций предполагают такую детскую деятельность, которая приводит их к личному культурному образовательному результату, приобщает к культурно-историческому потоку жизни.

В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию и обобщению чувств детей, формирование способностей ими управлять. Опираясь на эмоциональную отзывчивость детей, их впечатлительность, яркость воображения, подражательность у детей воспитываются первые добрые чувства: заботливость, внимательность, доброжелательность. На этой основе начинает формироваться чувство дружбы, товарищества, коллективизма. Происходит дальнейшее развитие положительных чувств по отношению к сверстникам, чувство долга и ответственности, формируются которые в труде и игре. Именно в дошкольном возрасте закладываются истинные человеческие ценности. Педагог для этого организует процесс воспитания и обучения таким образом, что всячески способствует выращиванию культурно-исторических корней внутри ребёнка, в его душе, в сердце, в мыслях, чувствах и через них одновременно влияет на культурное развитие его родителей, знакомых, всего социума.

Литература:

1 Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. — Волгоград, 2008.

2 Козлова С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. — М., 1988.

3 Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. — М., 2003.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дополнительное образование, дошкольный возраст, ребенок, родной край, день.

Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, детский сад, дополнительное образование детей, ребенок, занятие, общее образование, развитие. Похожие статьи. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников... родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, Российская Федерация, старший дошкольный возраст, город, дошкольный возраст, воспитанник.

Похожие статьи

Краеведение в детском саду | Статья в журнале «Образование...»

Для малыша это, прежде всего, родной дом, детский сад, улица, город.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей...

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия, ознакомление дошкольников.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный возраст, родной край, труд людей.

Организация дополнительного образования в условиях...

дополнительное образование, детский сад, дополнительное образование детей, ребенок, занятие, общее образование, развитие. Похожие статьи. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников... родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, город, старший дошкольный возраст, Российская Федерация, дошкольный возраст, воспитанник.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

Вместе с тем анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край...

родной город, детский сад, ребенок, самар, патриотическое воспитание, Российская Федерация, старший дошкольный возраст, город, дошкольный возраст, воспитанник.

Задать вопрос