Библиографическое описание:

Ташкинова Л. В. Родительское собрание в ДОУ на тему «Влияние семьи на формирование личности ребенка» // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 71-72.



Оборудование: мольберт, маркер/мел, ватман, мяч, шнурок, скотч.

Ход собрания:

Педагог: Здравствуйте уважаемые родители! Тема нашего собрания «Влияние семьи на формирование личности ребенка». Сейчас я предлагаю нам передавать друг другу мяч и сказать по 1 фразе, что для вас семья? Как вы понимаете, расшифровываете это понятие?

Помощник педагога записывает на доску ответы родителей.

Педагог подводит итоги: семья, это группа людей, связанных кровным родством, брачными узами, или усыновлением, все члены соединены понимание, уважением и принятием друг друга. Воспитательная функция семьи одна из важнейших функций. В семье воспитываются не только дети, но и взрослые, поскольку воспитание — очень сложный, двусторонне направленный процесс. Организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду, в разумной организации отдыха, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино. Взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Для каждой семьи свойственны определенные методы воспитания в семье — это пути, с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое взаимодействие родителей и детей.

Методы убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями — это объяснение, внушение и совет, метод поощрения, метод совместной практической деятельности.

Метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных, не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений. Как правило, в качестве средств наказания, используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий — просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера

На личность ребенка влияют стили воспитания в семье.

Педагог: Какие стили воспитания вы знаете? Как правило, выделяют 3 классических стиля воспитания: авторитарный; демократический; попустительский. Расскажите, что вы знаете про каждый из стилей? Родители говорят свои предположения.

Авторитарный стильЖелание родителя — закон! Беспрекословное подчинение. Причины указаний и запретов не транслируются. Дети в таких семьях конфликтуют, но чаще приспосабливаются, становятся неуверенными в себе, не самостоятельными.

Либеральный стиль (попустительский) — Родители не обращают внимания на детей, ничем не ограничивают. Дети часто попадают под любое влияние. Никого не слушаются. Могут поднять руку на родителя. У детей почти нет никаких ценностей.

Демократический стиль. Самый оптимальный. Родители ценят самостоятельность и дисциплину. Родители дают ребенку возможность быть самостоятельным. Родители уважают мнение ребенка и советуются с ним. Контроль основан на нежных чувствах и разумной заботе. Дети прислушиваются к объяснениям.

Практические задания:

Сейчас я попрошу выйти 3 пары родителей. Сейчас мы с вами наглядно посмотрим особенности каждого стиля воспитания. Разделитесь, кто в паре будет ребенком, кто родителем. Задача родителей — уложить ребенка спать, задача детей — не соглашаться. Первый родитель покажет нам, как бы себя повел при авторитарном стиле воспитания, второй родитель — при либеральном, третий — при демократическом.

После того, как родители проиграют сценки, педагог спрашивает, как чувствовали себя «дети» в каждой паре. Как правило, в либеральной семье ребенок чувствует себя ненужным, в авторитарной подавленным, а в демократической ребенок чувствует себя комфортно.

Педагог: уважаемые родители, вы большие молодцы! Дальше мы с вами проиграем несколько сценок, чтобы попробовать в игровой форме справиться с трудностями, возникающими день ото дня в нашей жизни. В сценках кто-то будет родителем, кто-то будет ребенком. «Детям» задание будет написано на листке, а родителям необходимо справиться с текущей ситуацией.

1 ситуация: (1 ребенок, 1 взрослый). Ребенок в магазине захотел новую игрушку (ревет, громко кричит, топает ногами, падает на пол). Задача родителя не купить (наиболее благоприятный вариант — договориться с ребенком купить игрушку в следующий раз, в награду за хорошее поведение, хороший поступок)

2 ситуация: (родитель, несколько детей, игрушки). Один ребенок систематически забирает игрушки у детей. Наиболее благоприятный исход — родитель уговаривает ребенка поделиться, обещает, что взамен с ребенком также чем-то поделятся, либо угостят, либо скажут спасибо. Происходит профилактика эгоизма.

3 ситуация (1 родитель, 1 ребенок). Ребенок регулярно игнорирует просьбы взрослого. Причина — либеральный стиль воспитания, родители заняты своими делами, на ребенка «нет сил»; авторитарный стиль воспитания. Наиболее благоприятный исход — родитель опускает до уровня глаз ребенка, разговаривает шепотом, без угроз, чаще проводит с ребенком время, вместе рисуют, лепят, посещают общественные места.

Педагог: дорогие родители, сейчас я предлагаю вам ряд игр, направленных на эмоциональное сближение сребенком, также носящие развивающий характер. Лучше всего играть в такие или подобные игры каждый день.

«Жмурки на честность» формируют положительный настрой, произвольное внимание.

Игра представляет собой обычные жмурки, но глаза ребенку не завязывают, он их просто закрывает. Ребенку, чтобы оправдать высокое звание честного человека, придется контролировать себя, подавляя желание подглядеть за играющим. Наградой служит эмоциональное поощрение со стороны взрослого.

«Попробуй показать, попробуй угадать».

Педагог: я буду показывать на вас, и называть какую-либо фразу, вам нужно будет это показать с помощью мимики, интонации голоса и другими действиями с различными предметами. Например, съесть кислый лимон, поднять тяжелый чемодан, понюхать цветок, кушать вкусную еду, гладить котенка/щенка, играть в снежки.

Педагог: мы с вами очень плодотворно провели время, предлагаю закончить сегодняшнее мероприятие английской пословицей: ваши дети все равно будут похожи на вас, воспитывайте себя.

Литература:

  1. Березина А. С. Всегда ли мы правы? М.: «Знание», 1972.
  2. Картавцева М. И. Родители просят совета. — М.: Издательство «Знание», 1970.
  3. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: Кн. для воспитателя детского сада. — 2-е изд., перераб. и доп. — Просвещение, 1990.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов