Автор: Горячева Татьяна Юрьевна

Рубрика: Педагогика детей раннего возраста

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (6) октябрь 2016 г.

Дата публикации: 23.09.2016

Библиографическое описание:

Горячева Т. Ю. «Мамины сказки» как одна из форм работы в период адаптации детей 2–3 лет к дошкольному учреждению // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №3. — С. 88-89.



В статье представлен опыт работы по использованию такой формы взаимодействия с родителями и детьми, как «Мамины сказки» в период адаптации дошкольников к детскому саду.

Ключевые слова: адаптация, проект, мамины сказки, формы работы с родителями

Мамина сказка

За окошком вечер зажигает звёзды,

И луна большая, как фонарь, горит.

Мне пора ложиться, и опять тихонько

Мамочка мне сказку говорит.

Про царя и про царицу,

Про прекрасную жар-птицу,

Про Ивана-дурака

И про друга Горбунка!

С. Кожуховская

Современные условия деятельности ДОУ выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. По мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутов, О. Л. Зверева, В. П. Дуброва и др.). Ввиду того, что родители являются основными заказчиками ДОУ, взаимодействие воспитателей с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Именно поэтому мы сегодня ориентируемся на поиск таких форм и методов работы, которые позволили бы нам учесть актуальные потребности родителей.

Адаптация ребенка к дошкольному учреждению — это сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Организация и проведение периода адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ строится в соответствии с Примерной основной общеобразовательной программой ДОУ, с основной образовательной программой ДОУ. Перед нами ежегодно встаёт проблема: как организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребёнка к новым условиям? Мы несколько лет работаем над темой «Проектная деятельность в детском саду». Творческой группой педагогов был разработан проект по адаптации детей 2–3 лет к условиям дошкольного учреждения под названием «Я иду вдетский сад», учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющий собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.

Цель данного проекта — помочь детям и родителям наладить контакт друг с другом и персоналом дошкольного учреждения.

Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Порой родителям нет необходимости ломать голову над тем, как решать ту или иную проблему ребенка, как облегчить воспитательный процесс. Просто следует обратиться к методу, испытанному на протяжении многих веков, открыть книгу или просто взять малыша на колени и рассказать ему сказку.

Роль сказок в процессе развития и воспитания ребенка неоценима. Именно через сказку малыши получают первые знания о мире, о добре и зле, о жизненных ценностях. И от того, какие сказки мы читаем или рассказываем своим детям, часто зависит то, как наш ребенок будет адаптироваться в обществе, относиться к своим родителям, как он будет достигать своих целей и многое другое.

В связи с этим на родительском собрании нами была предложена такая форма работы, как вечер «Маминых сказок».

Воспитателями совместно с педагогом-психологом и музыкальным руководителем разработан план работы с родителями (Табл.1)

Таблица 1

Тема

Формы работы

Ответственный

Какие сказки можно читать детям?

Педагогическая гостиная

Педагог-психолог

Сказки для мальчиков и девочек. Есть ли различие?

Информация в родительский уголок

Педагог-психолог

«Добрые сказки для малышей»

консультация

воспитатель

«Сказка на фланелеграфе»

Семинар-практикум

воспитатель

«Выразительное чтение и его роль в развитии дошкольника»

Консультация с элементами тренинга

воспитатель

«Рассказываем сказку по ролям»

Игровой тренинг

Воспитатель

Музыкальный руководитель

«Использование сказок и сказочных игр в воспитании и развитии ребенка»

Семинар-тренинг

Педагог-психолог

Изготовление декораций и кукол для кукольного спектакля

Родительская мастерская

воспитатель

В режиме дня группы это мероприятие проводится после сна, мама может забрать своего ребенка после проведения вечера, если ребенок вдруг начнет капризничать. Воспитатели заранее договариваются с одной из мам о том, что она придёт в детский сад и проведет с детьми вечер «Маминых сказок». Педагоги помогают матери выбрать наиболее приемлемую для неё форму проведения: рассказывание сказки с использованием фланелеграфа, настольного театра, чтение сказки с рассматриванием иллюстраций или показ кукольного спектакля за ширмой.

С мамами проводится предварительная работа: вместе с педагогами обсуждается сказка, какие интересные методы и приёмы можно использовать при ее воспроизведении. Хорошим подспорьем будут аудиосказки — музыкальное вступление использовалось как присказка. Такие вечера планируются один раз в неделю. Дети их ждут, а как ждут этих вечеров мамочки, чтобы окунуться в атмосферу детства, побыть рядом со своим ребенком, помочь ему и другим деткам быстрее адаптироваться к детскому саду, чтобы он стал для них вторым домом!

Литература:

  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. — Воронеж: Учитель, 2011.
  2. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2–3 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 с. (ранний возраст).
Основные термины (генерируются автоматически): адаптации детей, детей раннего возраста, вечер «Маминых сказок», программой ДОУ, период адаптации, дошкольному учреждению, период адаптации детей, общеобразовательной программой ДОУ, детскому саду, основными заказчиками ДОУ, условия деятельности ДОУ, условиям ДОУ, период адаптации дошкольников, адаптации детей раннего, дошкольного учреждения, условиях ДОУ, условие успешной адаптации, ходе адаптации ребёнка, условиям дошкольного учреждения, иную проблему ребенка.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов