Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ (из опыта работы) | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)

Дата публикации: 04.05.2018

Статья просмотрена: 75 раз

Библиографическое описание:

Исаева В. В. Организация и проведение театрального фестиваля в ДОУ (из опыта работы) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14239/ (дата обращения: 18.10.2018).



Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра!

Николай Гоголь

«Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его?..» — эти слова из знаменитой статьи литературного критика В. Г. Белинского, как нельзя лучше объясняют решение создать настоящий театр в детском саду. В наше время, родители стали редко водить своих детей в театр, а ведь к этому виду искусства необходимо приучать с детства. То, к чему ты не был приучен ребенком, сложно будет искренне полюбить в зрелом возрасте. Ведь театр — это еще и целая наука поведения и восприятия «живого» искусства, именно этим он и ценится во всем мире. [2, 1]

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Воспитатели детского сада умеют не только играть с детьми, играть для детей, но научить играть, что на самом деле не так-то и просто.

И пусть никому не кажется, что игра — это не серьезно. Знаменитые и уважаемые люди всю свою жизнь посвящают играм, например спортивным играм — спортсмены, а в театре и кино играют известные артисты. И если спортивные игры давно заняли свое место в дошкольном мире, есть ли место театру в детском саду?

Театрализованная деятельность в ДОУ, хотя и не выделена в особое направление, была и остается неотъемлемой частью воспитания дошкольников. Через театрализованную деятельность дети приобщаются к театральному искусству, у них формируется творческое мышление, активизируется познавательная активность, преодолевается застенчивость, развивается правильная речь, расширяется словарный запас, тренируется память и т. д. Дошкольники через игру в театр познают целый мир, они быстро включаются в эту игру, и с радостью участвуют и в постановках, и с удовольствием выступают в роли зрителей.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида № 174" городского округа Самара, существует традиция проведения детского «Театрального фестиваля».

Фестиваль проводится в нашем детском саду в конце марта или начале апреля каждого года, мы стараемся, чтобы наша театральная неделя выпала на 27 марта — международный день театра, тем самым подчеркивая, что мы являемся пусть малой, но частью масштабных мероприятий посвященных театральному искусству. Театральный фестиваль проводится в соответствии с положением, утвержденным приказом заведующего образовательным учреждением. Положение о театральном фестивале разрабатывает творческая группа, во главе со старшим воспитателем, который является организатором фестиваля.

Задачи театрального фестиваля:

– сформировать у воспитанников опыт успешного публичного выступления;

– повысить профессиональное мастерство педагогов;

– стимулировать родителей воспитанников на совместную деятельность с детьми;

– оформить предметную среду для театрализованной деятельности;

– создать условия для знакомства дошкольников с различными жанрами театра и устройством театра (ширмы, большие и маленькие, кукольный театр, декорации), формирования у детей интереса к театральному искусству;

– сформировать у воспитанников представление о видах театрального искусства: драматического, кукольного, музыкального и т. д.;

Опыт проведения театрального фестиваля в МБДОУ «Детский сад № 174» г. о. Самара, показывает, что нет возрастных ограничений для фестивальных мероприятий в детском саду. Каждая возрастная группа способна показать спектакль. Главное, это соответствие выбранного произведения возрасту исполнителей. Воспитатели групп на время проведения фестиваля становятся режиссерами и сценаристами, костюмерами и декораторами. Музыкальные руководители помогают группам в музыкальном оформлении спектаклей. Для показа могут быть представлены любые жанры: музыкальные сказки, драматизация сказки детьми, спектакль кукольного театра, театр пантомимы, настольный театр и др., поставленные силами детей и взрослых. Педагоги стараются охватить вниманием всех ребят, у нас нет второстепенных ролей, каждый ребенок чувствует себя настоящим артистом. Роли достаются каждому, например, «живые» декорации — это находка для детского спектакля: деревья, грибы, цветы, звёзды, явления природы — дети с удовольствием играю молчаливые, но значимые и яркие роли.

Весь детский сад превращается в театр, воспитанники знакомятся с театральными терминами (касса, билет, гардероб, буфет, партер, бельэтаж, авансцена, актер, антракт, аплодисменты, представление, спектакль, эпилог, комедия, драма, мимика, мюзикл, персонаж, премьера, репертуар, репетиция, роль, сюжет, сцена и т. д.). Кроме репетиций спектаклей, педагоги проводят беседы: о театре, известных актерах, знакомят ребят с творчеством Самарских театров, имеющих детский репертуар.

Как у любого фестиваля у нас есть церемония открытия и закрытия. Открывая фестиваль, мы повторяем правила зрителей, вспоминаем репертуар прошлого года, знакомимся с различными театральными жанрами. Ребята представляют вниманию афиши своих спектаклей и приглашают зрителей посетить их. Церемония закрытия — это всегда торжественное и волнующие мероприятие, на котором поздравляют всех участников фестиваля, жюри вручает дипломы лауреатам, почетные гости дарят подарки юным артистам. А педагоги детского сада готовят сюрприз для ребят: музыкальную сказку или кукольный спектакль.

Согласно ФГОС ДО к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования [3,1]:

– ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

– ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

Для реализации целевых ориентиров, педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 174» г. о. Самара, предлагает игру в театр, в частности через проведение театрального фестиваля в ДОУ.

Первый театральный фестиваль мы провели в 2014 году, принять участие, было предложено старшим и подготовительным группам, а ребята из младших и средних групп были лишь зрителями. Но уже в 2015 году, принимать участие в театральном фестивале изъявили желание все 11 групп. С того времени фестиваль получил статус ежегодного «Театрального фестиваля». Каждый год фестиваль имеет разные названия: они приурочены или знаменательным датам, или объявленному президентом В. В. Путиным году в России.

В 2016 году, наш фестиваль назывался «Приходи, сказка» и был посвящен году Российского кино [5, 1]. В программе были представлены сказки: «Волк и семеро козлят» по музыкальному фильму «Мама» (режиссер Э. Бостан), «Необыкновенные Приключения Карика и Вали»), по одноименному фильму (режиссер В. Родченко). На сюжет мультфильма «Грибок — Теремок» (режиссер В. Полковников) — воспитанники второй младшей группы дебютировали со сказкой «Под грибом», мультфильм «Как дед великое равновесие нарушил» (режиссер В. Данилевич), лег в основу спектакля «Сова», а исполнитель роли «деда» в этой сказке, воспитанник средней группы, получил отдельный диплом «За актерское мастерство».

В год Экологии, театральный фестиваль — 2017 «Через искусство — к Зеленой планете!», было решено посвятить проблемам окружающей среды. [6,1] одиннадцать возрастных групп показали зрителям и членам жюри инсценировки сказок, басен, спектаклей на экологическую тему, например в сказке «Красный волк и Серая шапочка», хищник, занесенный в Красную книгу, попал в беду из-за людского равнодушия, в пьесе «Природы жалобная книга» — лесные обитатели обратились за помощью к леснику — защитнику леса. А музыкальная сказка «Как гусеничка искала друзей», поведала зрителям о взаимодействии насекомых в природе.

Огромная роль в организации и проведении фестиваля лежит на педагогах и родителях воспитанников, совместными усилиями создаются костюмы, декорации, афиши, билеты на спектакли, которые можно приобрести зрителям в самой настоящей театральной кассе, а стоимость билета — это ответ на вопрос: для детей вопросы простые: «Как называется объявление о спектакле» или «Как благодарят артистов?", а для взрослых вопросы посложнее, например «Назовите все Самарские театры».


Идея создания театральной кассы, родилась не сразу, сначала, билеты, которые к слову, юные артисты сами и создают, раздавали ребятам «соседних» групп воспитатели, приглашая на спектакль своей группы. Но обратив внимание, какой интерес вызывает у ребят изучение афиш выставленных в холле на доске объявлений и то, с каким трепетом дети хранят выданный им билет на спектакль, старший воспитатель и завхоз, придумали театральную кассу, на которой есть и место для афиш и собственно касса для приобретения билетов. Администрация детского сада вкладывает огромное значение в продвижение фестиваля, социальные отзывы об учреждении играю немаловажную роль в современном мире. Подготовка к фестивалю ведется в течении всего года, для этого педагогов отправляют на курсы повышения квалификации, конкурсы профессионального мастерства, библиотека обновляется новой методической литературой, дидактическими пособиями, закупаются новые декорации, костюмы. Заведующий МБДОУ «Детский сад № 174" г. о. Самара — Семенова Елена Владимировна, считает, что при погружении в атмосферу театра, важную роль играет любой атрибут. Например занавес, с его открытия начинается театр. «Чувство удивления — могучий источник желания знать, надо не сообщать истину, а приоткрывать ее. Классическое правило Аристотеля — мышление начинается с удивления» — писал В. Сухомлинский своей монограмме «Разговор с молодым директором школы» [4,38]. Наш занавес играет эту роль.

Фестиваль объединяет всех участников образовательных отношений: у родителей воспитанников, появляется возможность приобщиться к общему делу, кто-то даже имеет возможность исполнить детскую мечту сыграть роль на сцене, мамы и папы участвуют в спектаклях с детьми и также волнуются и ждут аплодисментов зрителей. Творческие родители шьют костюмы героям, готовят декорации и самое главное помогают юным артистам учить роли. За время проведения фестиваля, родители воспитанников поменяли статус родителей — критиков в родителей — союзников, партнеров, в этом великая сила искусства, объединяющая магия театра!

Театральный фестиваль, несет еще одну важную функцию — расширение профессиональных компетенций педагогов: интеллектуально-педагогических, регулятивных и коммуникативных. [1,25] При подготовке к спектаклю, проявляются организаторские, аналитические способности, развивается креативно — творческое мышление, формируется познавательная активность педагогов. В нашем коллективе нет профессиональных режиссеров, актеров, сценаристов, поэтому процесс самообразования и творческих поисков приводит педагога к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции дает возможность педагогам выбрать интересный сценарий, переработать его под своих воспитанников, подобрать технологии для разучивания текста, разработать театральные этюды, для отработки актерской игры. Театральный фестиваль дает возможность педагогам детского сада повысить свою квалификацию, создавать профессиональную конкурентоспособность, и влиять на позитивный имидж учреждения.

Зрителями на наших спектаклях, могут быть все желающие, но самые важные для нас, наши воспитанники и их родители. И взрослые, и дети с удовольствием приходят посмотреть и на самых юных артистов, и на уже опытных артистов подготовительных групп, которые каждый год удивляют всех своим талантом и мастерством.


Ежегодно к нам на фестиваль приходят сотрудники детской областной библиотеки, учителя средней образовательной школы, которые таким образом знакомятся с будущими учениками, представители администрации внутригородского района и другие почетные гости, которых мы всегда рады видеть у нас.

В этом 2018 году, прошел пятый, юбилейный театральный фестиваль. Он был приурочен Году добровольца (волонтера), мы назвали наш фестиваль «Доброта спасет мир!» [7,1] Лауреатами фестиваля в этом году стали: музыкальная пьеса «Новая история Айболита», история о волонтере Айболите, неравнодушного к беде животных, сказка «Муха-Цокотуха» — о победе добра над злом, постановка «Случай на болоте» — раскрывающая роль единства экосистемы, сказки «Как Пони счастья искала» и «Заюшкина избушка» — о важной роли дружбы и справедливости на Земле.

Самая трудная задача всегда стоит перед членами жюри фестиваля, по традиции это — заведующий детским садом, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог. Лауреатами фестиваля всегда становятся самые яркие, интересные спектакли, раскрывшие тему фестиваля, в каждой возрастной номинации. Жюри также оценивает талант воспитателей в номинации «Режиссерское мастерство» и игру актеров в номинации «Актерское мастерство», где дипломы получают и юные и взрослые артисты.

Театральный фестиваль в детском саду, как одна из инновационных форм взаимодействия всех участников образовательных отношений, доказал свою эффективность в формировании культурного, физического, психологического и социального развития дошкольников. Театрализованная деятельность нравится как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в ее основе лежит игра, а играть, как известно интереснее всего вместе. И как сказал Константин Сергеевич Станиславский: «Для детей нужно играть также как для взрослых, только еще лучше!"

Литература:

  1. Афонькина Ю. А. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО. Серия: образовательный мониторинг. М.: Издательство Учитель.: 2014 год;
  2. Как научить ребенка любить театр. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://zhenskayadolya.ru/kak-nauchit-rebenka-lyubit-teatr/;
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html;
  4. Сухомлинский В. А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982 год;
  5. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года Российского кино» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201510070015;
  6. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года Экологии» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201601080041;
  7. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года Добровольца (волонтера)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/docs/all/114409/;
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, театральный фестиваль, театр, ребенок, родитель воспитанников, спектакль, театрализованная деятельность, театральное искусство, игра, фестиваль.

Похожие статьи

Творческое взаимодействие педагогов и воспитанников ДОУ...

Наш театральный фестиваль — это не конкурс, а праздник творчества и познания, радости и сотрудничества. От юных актеров никто не требует, чтобы все прошло без запинки. Главное, чтобы дети получили от своей игры удовольствие.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира. Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы.

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание детей, театральная деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, игра.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст, этап.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения реплик) с...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Творческое взаимодействие педагогов и воспитанников ДОУ...

Наш театральный фестиваль — это не конкурс, а праздник творчества и познания, радости и сотрудничества. От юных актеров никто не требует, чтобы все прошло без запинки. Главное, чтобы дети получили от своей игры удовольствие.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель, бросовый материал, вид театра, игра драматизации, театр, физическое развитие.

Роль театра в жизни дошкольника | Статья в журнале...

Через игру дети могут познакомиться с театральным и музыкальным искусством народов мира. Театр — это еще целый мир новых слов, которые в обыденной жизни не употребляются. Это сцена, занавес, кулисы.

Организация театрализованной деятельности в детском саду...

ребенок, театральный кружок, театрализованная деятельность, творческая инициатива, сторона взрослых, воспитание детей, театральная деятельность, старший дошкольный возраст, детский сад, игра.

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Развитие творческих способностей ребёнка посредством...

театрализованная деятельность, ребенок, творческая способность детей, театральный кружок, театральное искусство, III, театральная деятельность, ребенок стали, дошкольный возраст, этап.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами...

Ключевые слова: театр, театрализованная деятельность, социализация, дети. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения реплик) с...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, родитель...

ребенок, театрализованная деятельность, игра, развитие, театральное искусство, театральная деятельность, раздел, окружающий мир, творческая способность детей, кукольный театр.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста...

ребенок, развивающая среда, вид театра, художественная самодеятельность, театральная деятельность, пальчиковый театр, образ, игра, группа, театрализованная деятельность.

Задать вопрос