Библиографическое описание:

Трандина О. П. Воспитание духовно-нравственных ценностей дошкольников методом проектной деятельности через формирование интереса к народной кукле // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 63-65.



 

С чего начинается Родина?

Как в песне поется: «... с картинки в твоем букваре». А с чего начинается Родина для маленького ребенка? Вот на этот вопрос я и хочу сегодня найти ответ.

Воспитание у детей нравственных, духовных и патриотических чувств.......

Здесь не обойтись без собственного глубокого чувства, искренностью которого можно поделиться с детьми, обращая их внимание на красоту родной природы, воспитывая интерес к познанию истории своей отчизны, приобщая к традициям русской народной культуры. Это огромное чувство любви к Родине взрослый не сможет пробудить в ребенке, если сам не считает себя патриотом. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Заложить основы духовно-нравственной личности, приобщить детей к наследию русской культуры мне помогают современные технологии.

Используя метод проектной деятельности, как более востребованный и современный метод работы, мной был разработан и успешно реализуется долгосрочный проект на тему: «Вместе с куклой я расту», главной целью которого является формирование у детей духовно-нравственных чувств. Красной нитью проекта проходит через историю возникновения народной куклы, ее особенностью и предназначением.

Ведь именно кукла является самой древней и наиболее популярной игрушкой. Эта игрушка, о которой можно с полной уверенностью сказать: «стара, как мир». Учитывая то, что игра для ребенка является эффективным средством формирования личности, его морально-волевых качеств, то можно смело утверждать, что играя с куклой ребенок имитирует поведения того или иного человека, как бы апробируя новые способы взаимодействия, приобретая навыки коммуникации.

Другими словами, кукла является своеобразным образцом для подражания, служит проводником социальных и нравственных норм между поколениями. Она несет в себе огромную информацию о быте, искусстве, обычаях, о смысле жизни и предназначении.....

Что же послужило актуальностью моего проекта:

Анализ современного рынка игрушек показывает, что на прилавках детских магазинов невозможно увидеть народную игрушку. Нельзя сказать, что спрос на народную игрушку отсутствует. Он есть, его удовлетворяют магазины народного творчества. Но, к сожалению, не в таком объеме, как раньше, когда производили их в семьях, мастерство передавали из поколения в поколение. Возрождением народной куклы в настоящее время увлеченно занимаются народные мастера, художники, искусствоведы.

А в сельской местности традиция изготовления народной куклы и не прерывалась. Поэтому я, как педагог стараюсь помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Таким образом, преследуя следующие задачи:

  1.                Обогащать знания детей о народных куклах, истории их возникновения, видов кукол.
  2.                Знакомить детей через народную куклу с жизнеустройством быта и мировосприятием наших предков, тем самым приобщая дошкольников к истоком русской народной культуры
  3.                Нацеливать детей на созидательную и творческую деятельность.

Я приступила к реализации проекта: «Вместе с куклой я расту», который состоит из трех этапов:

На первом ориентировочном этапе:

          я тщательно изучила исторический и краеведческий материал, провелааналитический обзор методической литературы;

На втором моделирующем этапе:

          создала творческую группу взрослых и детей;

          ознакомила с проектной идеей и составила план совместного детско-родительского проекта.

На третьем деятельном этапе:

          привлекала родителей и детей к изготовлению народной куклы через работу детско-родительского клуба «Ласковые ладошки», где на встречах дети в сотворчестве с родителями изготавливали народные куклы из бересты, материи, и других материалов;

          вызвала интерес к показу мастер- класса, проведенный сотрудником Краеведческого музея на тему: «Игры и игрушки» (изготовление кукол из лоскутов)

          организовала создание мини-музея кукол.

Оригинальностью своего проекта я считаюобеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

          Создание мини-музея кукол, где собрана обширная коллекция национальных и народных кукол, который постоянно пополняется новыми экспонатами.

          периодически проводятся выставки для детей и родителей «Народная игрушка своими руками», где ребята в творческой мастерской в сотворчесве со взрослыми мастерят игрушки из различных материалов;

          ведется активное сотрудничество с Краеведческим музеем, где экскурсоводы рассказывают о русском быте, о семейных традициях, знакомят с предметами народной культуры, что способствует возрождению культурно-исторических ценностей нашего народа;

          собран обширный методический материал.

Чтобы интерес у ребят к народной кукле не угас, использую игровые методы и формы работы с детьми, которые включают в себя: словесные и дидактические; подвижные народные и хороводные игры; сюжетно-ролевые, а также календарно-тематические праздники и развлечения.

Обобщение: Так с чего начинается Родина для маленького ребенка? С нежных маминых рук, ее ласковой улыбки, колыбельной песни и конечно же с любимой игрушки.

 

Литература:

 

  1.      Бойко С. // Игрушки во все времена: археологические раскопки / Домашнее воспитание. -2001. -№ 4. –С.55–59.
  2.      Бойко С. // Очерки по истории игрушки / Домашнее воспитание. -2011 — № 1. — С. 52–55.
  3.      Киселева Г. З. // Нравственно-эстетическое воспитание детей 5–7 лет средствами детской игрушки; Башкирский гос.пед.унт. — Уфа, 2001. — 21с.
  4.      Князева О. Л., М. Д. Маханева // Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа: Учебно-методическое пособие:: рек. М-вом общего и прод. Образования РФ. — 2-е изд., перераб. и доп.- Спб.: Детство-Пресс, 2000.
  5.      Куликовская И. Э. //Педагогические условия становления целостной картины мира у дошкольников. –М.:Педагогическое общество России, 2002. -224с.
  6.      Л. Ф. Островская; под ред. В. М. Изгаршевой // Игрушки и пособия для детского сада: оборудование педагогического процесса: книга для воспитателя и заведующего детским садом: из опыта работы воспитателей дошкольных учреждений Москвы.. — 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Просвещение, 1987. -175 с.:ил.
  7.      Российская педагогическая энциклопедия/ гл. ред. В. В. Давыдов //Игрушки: история, роль игрушки в развитии ребенка // М.:БРЭ, 1993. — С.338–342.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов