Библиографическое описание:

Барсукова О. В. Развивающие игры с волчками для детей раннего дошкольного возраста (из опыта работы педагога-психолога) // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 106-107.

 

Крутится-вертится! — восторженно кричит двухлетний Ваня.

— Вертолёт! — вторит ему Слава.

Сегодня гвоздём нашего развивающего занятия становится красивый деревянный волчок. Удивительно, какую бурю положительных эмоций вызывает эта простая полузабытая игрушка! Такой подлинный и живой интерес возникает у малышей неспроста... Поскольку игры с волчками не только способствуют развитию мелкой моторики и дифференцированию движений пальцев рук, а также стимулируют развитие внимания и подражания, то эта игра-забава заняла прочное место среди наиболее эффективных игровых средств развития на полках в кабинете педагога-психолога нашего образовательного учреждения.

Волчок, пусть и кажется на первый взгляд примитивной игрушкой, несет в себе несомненный развивающий потенциал. Давно известно, что все движения человеческого организма, включай речевую моторику, имеют единые механизмы. Именно поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Это одно из актуальнейших направлений работы наших педагогов, поскольку нами отмечен достаточно высокий процент детей, которые на первичном этапе работы имели недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук таких малышей часто бывают неловкими, соотносящие движения несогласованными, пальцы рук недифференцироваными и слабыми. Специалисты знают, что такая моторная слабость часто приводит к задержке этапов речевого развития ребенка, а в более запущенных случаях и психического. Однако даже нормально развивающемуся малышу не помешает пальчиковая гимнастика, массаж рук, пальчиковые игры в сопровождении стихов и потешек. Это не только разовьет мелкую моторику и речь, но и аудиальное восприятие и умение слушать.

Двигательные импульсы, поступающие в головной мозг от пальцев рук, непосредственно влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга малыша. Разнообразные движения и действия руками, гимнастика и пальчиковые игры максимально эффективно стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Наиболее желательна комплексная развивающая работа, которая включает в себя первоначально массаж кистей рук и пальцев, активную гимнастику, а затем и игры с предметами.

Нами активно используются игры для развития моторики рук с самыми разнообразными предметами. Это может быть матрешка или небольшая пирамидка, игры с песком и крупами, лепка из пластилина и теста, бусы и шнуровки, прищепки и счетные палочки. Волчкам же мы отводим отдельное место. Дело в том, что ни один из вышеперечисленных предметов не предполагает таких закручивающих движений и захвата полущепотью, как этого требует раскручивание волчка.

Большинство малышей впервые в жизни видят волчки на наших игровых занятиях. Первый опыт общения с такой веселой игрушкой оставляет глубокий след в памяти малыша и, приходя к нам снова, малыш бежит к коробке с волчками и самостоятельно пытается ее открыть. Первое время дети предпочитают преимущественно наблюдать за тем, как крутится волчок, как сливается узор на его поверхности, как он замедляется, когда останавливается. Они просят снова раскрутить его, часто даже сопровождая просьбу жестами рук, — будто крутят «фонарики». Мы знаем, что это не просто наблюдение за тем, как крутится игрушка, это своего рода познавательный акт, когда малыш наблюдает за действиями рук взрослого, получает наглядный образец действий, и уже через достаточно непродолжительное время успешно справляется и крутит волчок сам. Некоторым же малышам достаточно просто несколько раз показать, как правильно захватывать и крутить волчок.

Маленькие дети очень любят крутить волчки. Они безостановочно могут крутить его на протяжении 15 и более минут. Мы ни в коем случае не мешает малышу, давая ему возможность насладиться игрой. Но важно уметь еще и обыгрывать простые действия с волчком. Так, малышей невероятно веселит игра в «Кошку», где им предлагается поймать руками крутящийся волчок. Кроме того, им нравится пробовать крутить волчки на самых разных поверхностях (на столе, на полу, на стуле, на ковре и т. д.). Любую игру с волчками стоит сопровождать и речевым материалом, например вот такими простыми стишками:

***

Волчок-волчок, круглый бочек

Встань-ка ты на ножку,

Покрутись немножко!

***

Я кручусь-кручусь-верчусь,

Деток радовать хочу!

Я танцую до упаду,

И подталкивать не надо!

Ты скорей меня лови,

А потом опять крути!

***

Красненькая юбочка,

Остренький носок,

Крутится и вертится,

Быстрый наш волчок!

А для педагога-психолога эта игра еще и дополнительный способ собрать анамнестические данные о состоянии моторики рук ребенка, и в целом о его психомоторном развитии. Напряжение пальчиков рук, разжата ли ладонь или сжата в кулачок при попытке раскрутить волчок — эти вовсе не мелкие моменты очень диагностичны и информативны для специалиста.

Для развивающих игр мы используем самые разнообразные волчки (см. Рис.1). Одни их них проще раскрутить, с другими справиться будет сложнее. Систематические игры с разными волчками обеспечивают ни с чем не сравнимую тренировку мышц пальцев рук, их микродвижений. Это очень важный момент, ведь, как известно, уровень развития движений ребенка в целом определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем больше разрастается клеток и их нервных окончаний и, следовательно, малыш лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. А игры с волчками создают для этого все необходимые условия.

Рис. 1: Комплект волчков для развивающих игр

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Посетите сайты наших проектов