Развивающее дидактическое пособие для детей 5–7 лет «Путешествие по заповедным местам Волгоградской области» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №6 (16) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.10.2018

Статья просмотрена: 241 раз

Библиографическое описание:

Воробьёва, О. Д. Развивающее дидактическое пособие для детей 5–7 лет «Путешествие по заповедным местам Волгоградской области» / О. Д. Воробьёва. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 6 (16). — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/103/3626/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Вышли такие важные документы, как «Указ президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечения устойчивого развития», закон Р. Ф. «Об охране окружающей среды», авторским коллективом под руководством С. П. Львовой разработана концепция «Организации и развития непрерывного экологического образования». В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Именно в дошкольном детстве закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, любви к природному миру родного края. Работа по формированию экологического сознания, культуры, природопользования начинается в дошкольном образовательном учреждении — первом звене системы непрерывного образования. Беря за основу психолого-педагогические исследования, которые утверждают, что для обучения дошкольников, лучше всего использовать «стихию ребёнка — игру» (Ф.Фребель), поскольку во время игры дети думают, что играют, но незаметно для себя в процессе игры они познают окружающий мир, мир природы, я разработала развивающее игровой пособие «Путешествие по заповедным местам Волгоградской области». Данное пособие направлено на расширение знаний о заповедных и природных местах Волгоградской области, воспитание любви и бережного отношения к природе родного края, на выполнение социального запроса общества чем полнее, глубже и содержательнее будут знания воспитанников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании и уважении к традициям своего народа, к своей культуре.

Цель: повышение уровня экологической культуры удетей дошкольного возраста, расширение знаний озаповедных природных парках Волгоградской области, формирование осознанно— правильного отношения клюдям, природе во всем её многообразии.

Задачи:

‒ формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных понимания ребёнка — дошкольника природы Волгоградской области;

‒ развитие познавательного интереса к миру природы своей малой Родины;

‒ формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

‒ освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования;

‒ формирование умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к природе.

Игра представляет собой игровое поле, общую схему расположения географических объектов территории Волгоградской области, не претендуя на картографическую точность. В игре могут принять участие от 2 до 4 человек. Используют:

‒ Кубик;

‒ Игровое поле;

‒ Фишки;

‒ Сменные наборы карточек с заданиями по темам «Растительный мир заповедных мест Волгоградской области»; «Животный мир родного края»; «Грибы»; «Рыбы»; «Птицы Заповедных мест» «Полезные ископаемые Волгоградской области».

Сопровождают путешествие детей по игровому полю знакомые персонажи Таня и Ваня. Через игру, они способствуют развитию познавательных интересов у детей, а грамотно построенные вопросы со стороны педагога во время бесед, помогают глубже понять сущность изучаемого объекта. Используя развивающее игровое пособие, дети получают очень большой объём знаний о природном и растительном мире Волгоградской области, они стали более раскрепощенными, охотно беседуют на темы игры между собой, умеют договариваться, чередуя последовательность хода во время игры. Благодаря использованию развивающего игрового пособия «Путешествие по заповедным местам Волгоградской области» у детей

‒ значительно расширились и обогатились знания о родной природе;

‒ у них стали ярко проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем? почему? где? мыслительная деятельность ребят стала проявляться активнее, их ответы были более развернутыми;

  • у воспитанников сформированы элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде;

‒ освоены элементарные нормы поведения по отношению к природе, навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

‒ играя, незаметно для себя, дети стали более внимательны, с интересом и увлечением освоили правила игры, заметно расширили свой кругозор, привлекая к участию и своих родителей.

Данное развивающее игровое пособие «Путешествие по заповедным местам Волгоградской области» в полной мере способствует развитию экологической культуры, формированию осознанного правильного отношения к природе родного края, воспитанию ответственной гражданской позиции к своей малой родине.

Литература:

  1. Иванова. А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.
  2. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
  3. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания. Дошкольное воспитание. 2002. № 10. С. 40–49.
  4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  5. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5–6 лет»- Воронеж. ТЦ- Учитель. 2004г.
Основные термины (генерируются автоматически): Волгоградская область, родной край, окружающая среда, природа, развивающее игровое пособие, Игровое поле, малая родина, непрерывное экологическое образование, растительный мир, рациональное природопользование.

Похожие статьи

Место регионального компонента в формировании экологической...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного... Природа — мощный источник познания, которое через общение...

Значение экологического воспитания в процессе преподавания...

Экологическое воспитание должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребёнка. Практика работы и опыт убеждают в том, что лозунги даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее

- знать характеристики окружающей и развивающей среды; - разумно соотнести себя с

В процессе работы по созданию эколого-развивающей среды детского сада становится очевидной связь...

Формирование экологической культуры дошкольников через...

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру...

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир, животное, дерево, экологическое сознание, экологическое

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения

В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического

В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги смогли, участвуя в методическом марафоне в ДОУ «Организация

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда должна быть организована таким...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников

Для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку...

Похожие статьи

Место регионального компонента в формировании экологической...

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая. Экологическое воспитание детей младшего дошкольного... Природа — мощный источник познания, которое через общение...

Значение экологического воспитания в процессе преподавания...

Экологическое воспитание должно охватывать как рациональную, так и эмоциональную сферу ребёнка. Практика работы и опыт убеждают в том, что лозунги даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания.

Территория детского сада как элемент эколого-развивающей...

С методологической точки зрения экологическое образование занимает лидирующее

- знать характеристики окружающей и развивающей среды; - разумно соотнести себя с

В процессе работы по созданию эколого-развивающей среды детского сада становится очевидной связь...

Формирование экологической культуры дошкольников через...

Экологическое образование дошкольников— непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру...

Формирование экологических понятий у младших школьников по...

экологическое воспитание, природа, ребенок, экологическая культура, окружающий мир, животное, дерево, экологическое сознание, экологическое

экологическое образование, устойчивое развитие, окружающая среда, развивающее обучение, начальная школа, класс...

Дидактическая игра в экологическом воспитании детей...

Экологическое образование дошкольников — это непрерывный процесс обучения

В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического

В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

Получить новые знания в области экологического образования дошкольников педагоги смогли, участвуя в методическом марафоне в ДОУ «Организация

природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Организация развивающей предметно-пространственной среды...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с культурными традициями родного края является необходимым условием воспитания любви к Родине, гордости за нее, культуры поведения в обществе. Среда должна быть организована таким...

Экологическое воспитание школьников | Статья в сборнике...

развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению

Экологическое воспитание — это средство образования в сознании младших школьников

Для учащихся начальных классов особенно актуальна игровая деятельность, поскольку...

Задать вопрос