Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №5 (15) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 08.10.2018

Статья просмотрена: 275 раз

Библиографическое описание:

Морозова, М. А. Развитие у детей представлений об истории и культуре родного края / М. А. Морозова, О. В. Полетаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 5 (15). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/100/3452/ (дата обращения: 06.05.2024).



Актуальность темы определяется проблемой становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитание основ гражданственности, стоящей перед отечественным дошкольным образованием. Данный опыт может служить для организации педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм — важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Воспитание любви к своей Родине, к родному краю начинается с дошкольного возраста, это очень сложный и длительный процесс, который играет огромную роль в становлении личности ребенка. В.Сухомлинский писал: «Годы детства — это прежде всего воспитание сердца», и невозможно патриотическое воспитание без воспитания сердца. Ведь человек может беречь, охранять и защищать только то, что он любит, что близко и дорого его сердцу.

Первые представления о родной стране, которые получает ребенок в детском саду, должны включать в себя сведения о природе той местности, того края, где он живет, о разнообразной природе России.

В младшем дошкольном возрасте знания о родной стране дети получают в основном на занятиях и в процессе наблюдений, экскурсий, целевых прогулок или рассказов воспитателя, чтения художественных произведений (совместная деятельность).

Для решения задач патриотического воспитания используются следующие виды занятий:

‒ Непрерывная образовательная деятельность, способствующая углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры, ИОС);

‒ занятия, во время которых дети на основе полученных знаний выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (художественная деятельность, творческое рассказывание).

В среднем дошкольном возрасте программа ознакомления с родным краем включает темы: «Правила дорожного движения», «Знакомство с общественно-бытовыми зданиями», «Знакомство с городом», «Знакомство детей с разновидностями транспорта», «Улицы нашего города». Задачей воспитателя является научить детей замечать все происходящее вокруг.

В основе ознакомления с родными местами мы проводим наблюдения, опираясь на впечатления, полученные детьми. Планируем экскурсии в парк, прогулки по ближайшим улицам и летом, и зимой, и ранней весной, и золотой осенью.

Дети стали убеждаться в том, что родной край прекрасен в любое время года и каждый раз интересен по-новому.

В результате прогулок и экскурсий дети узнали, что в городе много улиц и каждая имеет свое название, что некоторые здания имеют общественное назначение (почта, ателье, магазины). Определяли их назначение по внешним отличительным признакам: на здании почты висит почтовый ящик, у магазина есть витрина с выставленными в ней продуктами или промтоварами.

Во время прогулок обращаем внимание на то, что в любое время года взрослые проявляют заботу о чистоте и порядке родного города: зимой расчищают дорожки от снега, весной сажают деревья и цветы, летом поливают, а осенью собирают опавшую листву. Ребята начинают понимать, что люди трудятся, чтобы их родной город становился краше и чище.

Также проводим целевые прогулки к памятникам, где дети узнают, кому установлен памятник, показываем, как люди бережно охраняют и ухаживают за ними.

Знания, полученные детьми во время наблюдений и прогулок, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют на темы: «Наша улица», «Наш детский сад».

Свои впечатления дети обыгрывают в сюжетно-ролевых играх «Магазин», «Почта», «Мы строим город», «Детский сад», «Путешествие на автобусе». Дети узнали, что если поехать на автобусе или поезде, то можно приехать в другой город нашей области — Самару.

Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки» и в «путешествия». Дети с увлечением играют в путешествия по реке, на которой живут — Волге.

Игры в «путешествия» способствуют развитию потребности в получении новых знаний о людях нашего города, о нашей области. Также знакомим детей с городом при рассматривании картин, иллюстраций. Сравниваем город и село. Рассматриваем картины, изображающие сельский и городской пейзаж, рисуем село и многоэтажные городские здания, конструируем постройки. Делаем вывод, что село меньше города, что в городе много улиц, большое движение транспорта. Закрепляем эти знания с/р игрой «Строители», где дети из крупного строительного материала строили дорогу в город, улицу города и т. п.

Знакомим детей с народными играми «Краски», «Фанты», «Горелки», «Лапта», «Большой мяч» и т. д.

Всем известно, что Родина начинается с родного дома, улицы, поселка. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся — задача, которая вполне по плечу любой семье. И в этом нам на помощь приходят родители. Мы стараемся привлекать родителей к общественной жизни детского сада, группы. Родители принимают участие в субботниках, устраиваем совместные прогулки в парк, экскурсии в музей истории города, совместное участие в праздниках.

Литература:

  1. Алешина, H. B. Ознакомление дошкольников c окружающей и социальной действительностью / H. B. Алешина — M.: ЦГЛ, 2005. — 168 c.
  2. Маханева, M. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / M. Д. Махнева — M.: Скрипторий, 2008. — 72 c.
  3. Рыбакова, И. B. Ознакомление c родным краем как средство патриотического воспитания.//Дошкольное воспитание. — 2007. — № 5. — C. 14−17
  4. https://www.bibliofond.ru/
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, город, родной край, детский сад, дошкольный возраст, родная страна, общественная жизнь, патриотическое воспитание, прогулка, родной город.

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Необходимо развивать систему патриотического воспитания для формирования отношений к городу, стране государству на основе изучения родного края.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и...

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от

Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

При ознакомлении с родным городом Саранском целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, города в котором живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Для формирования чувства патриотизма у дошкольников мы поставили перед собой следующие задачи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Похожие статьи

Ознакомление с родным городом как средство патриотического...

Ключевые слова: патриотическое воспитание, формирования социальной компетенции

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим».

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию...

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными

Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

Необходимо развивать систему патриотического воспитания для формирования отношений к городу, стране государству на основе изучения родного края.

Патриотизм – важнейшее нравственное качество. Философский словарь так трактует это понятие: «Нравственный и...

Формы работы по патриотическому воспитанию со старшими...

дошкольное образование, родной город, ребенок, родной край, домашний адрес, Севастополь, задание, детский сад, патриотическое воспитание, патриотическое воспитание дошкольников. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от

Дети должны знать, что наша страна Россия, в ней много городов, деревень, сёл.

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

Одной из главенствующих задач в воспитании детей дошкольного возраста является привитие любви к Родине и родному краю, знакомство с элементарными понятиями и целенаправленная систематическая работа с детьми в условиях образовательного учреждения.

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

При ознакомлении с родным городом Саранском целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех

детский сад, ребенок, патриотическое воспитание, День, родной край, дошкольный возраст, родной поселок, Печенга, Россия...

Патриотическое воспитание старших дошкольников посредством...

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, города в котором живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Для формирования чувства патриотизма у дошкольников мы поставили перед собой следующие задачи

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города.

Родной город, поселок дорог ребенку потому, что здесь живет он сам, его близкие, здесь находятся его детский сад, школа.

Задать вопрос