Библиографическое описание:

Узакова Л. П., Абдурахманова Ф. А., Мухаммедова М. О. Антропометрические исследования стоп детей школьного возраста [Текст] // Технические науки в России и за рубежом: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 51-53.



Для получения объективных антропометрических данных, необходимых создания рациональной конструкции профилактической детской обуви нами были проведены антропометрические исследования стоп школьников г.Бухары.

Целью проведенных антропометрических исследований стоп школьников являлось:

‒ определение основных антропометрических параметров стоп и сравнения полученных данных с данными проводившихся ранее исследований;

‒ определение характера распределения стоп детей в исследуемом коллективе по значениям основных антропометрических признаков;

‒ выявление закономерностей изменения основных геометрических характеристик детских стоп с возрастом;

‒ обоснование деления на поло-возрастные группы детей школьного возраста;

‒ построение научно-обоснованного размерного ассортимента обуви для детей школьного возраста;

‒ разработка рациональной формы следа колодки детской профилактической обуви;

‒ уточнение значений полугодового прироста стопы по длине и обхвату;

‒ уточнение положения пучков в зависимости от возраста;

‒ определение основных параметров средне-средних стоп для выделенных половозрастных групп;

‒ разработка размерного ассортимента обуви для детей школьного возраста;

‒ обоснование ширины следа колодки в сечении 018Д и 0,68 Д;

‒ получение данных для разработки рациональной формы затяжных колодок для каждой половозрастной группы.

Первоначально, в ходе исследований, нами была проведена статистическая обработка антропометрических данных, полученных при обмере стоп детей начальных классов школ г.Бухары. В ходе проводимых в течение нескольких месяцев обмеров было обследовано более тысяч детей, из них 866 детей в возрасте от 5 до 7 лет, соответствующих дошкольной поло-возрастной группе. Из общего числа детей девочки 5-ти и 6-ти лет составляли — 213 и 209 человек соответственно и мальчики 5-ти и 6-ти лет — 243 и 201 человека соответственно. Были измерены длина стопы и следующие обхваты: в пучках, по прямому взъему и через пятку-сгиб.

В ходе статистической обработки данных с использованием программы MSExcel для следующих признаков: длины стопы, обхвата в пучках, обхвата прямого взъема (табл. 1.) для дошкольной поло-возрастной группы были рассчитаны:

‒ средние значения размерных признаков М;

‒ среднеквадратичные отклонения ег;

‒ ошибка опыта т;

‒ коэффициенты вариации (v)

Таблица 1

Средние значения размерных признаков стоп для дошкольной группы

Размерные признаки

М± т, мм

, мм

v, %

Длина стопы

190±0,408

12

6,3

Обхват в пучках

177±0,396

11,64

6,6

Обхват прямого взъема

177,6±0,421

12,38

7,0

Обхват через пятку-сгиб

241±0,59

17,4

7,2

В рамках исследований, проводимых БИТИ по Государственной научно-технической программы ИТД-10 А-10–4 на тему: «Разработка конструкции и технологии изготовления специальной обуви для детей с патологическими отклонениями» на базе 4 школ нами в марте-сентябре 2016г. были проведены антропометрические исследования стоп школьников с 1 по 9 класс. Всего было обмерено 1084 человека. Выборка детей от 7 до 12 лет для каждой половозрастной группы колеблется в пределах от 100 до 126 чел, что обеспечивает ее достоверность.

В ходе проведения обмеров фиксировали фамилию, имя, возраст ребенка, класс, дату обмера. Измерения проводились в положении равномерной опоры на обе стопы. С правой стопы снимали плантограмму. Измерение обхватов проводили с помощью гибкой миллиметровой ленты. Размеры по длине и ширине определяли на плантограмме.

Были определены значения следующих размерных признаков: длина стопы (Д); обхват в середине пучков (Осп); обхват прямого взъема (Опвз); обхват через пятку-сгиб (0сг). По плантограмме определяли ширину стопы по отпечатку (Шоп) и габариту в пятке (Шгп) в сечении 0,18Д, а также ширину стопы по отпечатку (Шоп) и габариту (Шг.пуч) в пучках (в сечении 0,68Д). Полученные данные были обработаны методом вариационной статистики с использованием программы MicrosoftExcel.

Изучение динамики изменения у детей длины стопы, а также основных обхватных и широтных параметров имеет большое практическое и теоретическое значение для определения закономерностей роста и развития детского организма.

На основе данных, полученных в ходе проведенных антропометрических исследований, выявлена закономерность изменения всех основных размеров стопы с возрастом детей. Средняя арифметическая длина стопы у девочек с 6 до 16 лет увеличивается на 49,35 мм (с 199,08 мм до 248,43 мм), у мальчиков на 76,49 мм (с 199,83 мм до 276,32 мм). Наиболее интенсивный рост стопы наблюдается у девочек с 6 до 11 лет и у мальчиков с 7 до 12 лет. Длина стоп мальчиков, больше чем у девочек, хотя в 10–11 лет стопы у мальчиков и девочек различаются незначительно, и разница между длинами стоп составляет (3,85–3,0 мм) (Таблица 2.)

До 11 лет кривые по длине стопы и основным обхватам, как у мальчиков, так и у девочек идут практически параллельно. Начиная с 12 –летнего возраста характер кривых у мальчиков и девочек становится различным. У девочек по длине стопы и по обхватным параметрам наблюдается падение скорости роста и в среднем к 14–15 годам рост стопы прекращается. У мальчиков рост стопы продолжается до 16–18 лет.

Таблица 2

Прирост основных размерных признаков стоп детей школьного возраста по годам

Прирост размерного признака по годам, мм

Возраст

6–7

7–8

8–9

9–10

10–11

11–12

12–13

13–14

14–15

15–16

длина стопы

Девочки

5,34

6,62

9,17

9,69

9,18

2,45

4,78

0,73

0,96

0,43

Мальчики

9,4

8,59

10,23

5,7

8,33

10,34

7,51

9,94

4,72

1,76

обхват впучках

Девочки

3,7

4,6

5,77

7,58

7,9

3,89

3,43

2,57

1,08

0,68

Мальчики

7,13

4,75

6,78

3,26

9,63

3,11

10,3

6,28

2,58

5,73

обхват прямого взъема

Девочки

4,54

4,52

4,7

8,37

6,71

2,79

3,8

2,06

1,53

0,57

Мальчики

5,83

5,08

7,52

3,01

9,68

6,52

6,93

7,05

2,82

3,55

У мальчиков наибольший прирост стопы в первый раз наблюдается в возрасте 8–9 лет (в этот период стопа увеличивается на 10,23 мм), второй — в возрасте 11–12 лет (на 10,34 мм). Мы сравнили полученные нами данные средних значений основных размерных признаков стоп с данными ранее проводимых исследований.

Одной из важных задач определения рациональной внутренней формы обуви и рационального размерного ассортимента является определение параметров средне-средних стоп. В работе были определены параметры средне-средних стоп для объединенных групп школьников (табл.3.)

Таблица 3

Параметры средне-средних стоп для групп школьников

Группа

Девочки

Мальчики

Признак

от 7 до 12 лет

от 12 до 15 лет

от 7 до 12 лет

от 12 до 15 лет

д

221

245,5

226

253

Ос.п.

201,6

223,6

209,5

236,5

Опр.вз.

206,2

226,3

215,7

244,5

Оп.сг.

280,4

308,8

286

334,4

Шг.п.

60,5

64,8

62,8

71

Шо.п.

40,3

44,7

44

49,7

Шг.пуч

82,7

91,7

86

97

Шо.пуч.

66,5

76

69

80,4

Как было установлено Ю. П. Зыбиным, все параметры стопы связаны между собой по ширине, высоте и обхватам пропорциональной зависимостью. В работе были рассчитаны значения коэффициентов пропорциональности, связывающие значения ширины следа в пятке и пучках со значением обхвата в пучках, а также задающие положение наружного и внутреннего пучка в зависимости от длины для различных параметров для всех от 7 до 12 лет групп школьников.

Таблица 4

Расчет коэффициентов пропорциональности для школьников от 7 до 12 лет

Возраст

Отношение ширины отпечатка впятке кобхвату впучках

Отношение ширины отпечатка впучках кобхвату впучках

Отношение ширины габарита впятке кобхвату впучках

Отношение ширины габарита в пучках к обхвату в пучках

Отношение длины до внутреннего пучка кдлине стопы

Отношение длины до наружного пучка к длине стопы

Девочки

6

0,21

0,33

0,31

0,41

0,74

0,66

7

0,20

0,33

0,3

0,41

0,73

0,65

8

0,21

0,33

0,3

0,41

0,73

0,65

9

0,20

0,33

0,29

0,41

0,73

0,65

10

0,20

0,33

0,29

0,41

0,73

0,64

11

0,20

0,33

0,29

0,41

0,73

0,65

12

0,21

0,34

0,29

0,41

0,72

0,64

Мальчики

6

0,21

0,33

0,31

0,43

0,74

0,66

7

0,21

0,33

0,3

0,41

0,73

0,65

8

0,2

0,33

0,3

0,41

0,73

0,65

9

0,2

0,34

0,3

0,41

0,73

0,65

10

0,2

0,33

0,3

0,41

0,72

0,64

11

0,21

0,33

0,3

0,41

0,73

0,65

12

0,21

0,34

0,3

0,41

0,73

0,64

Литература:

  1. Барановская И. А. Совершенствование размерного ассортимента детской кожаной обуви. Дис.... к.т.н. М, 2003. 147 с.
  2. Фукин В. А., Киселев С. Ю. Проектирование технологической оснастки обувного производства, Учебное пособие.-М.:ИИЦМГУДТ, 2003

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle