Исследование плантограмм стоп детей младшего школьного возраста с целью определения патологии в строении стопы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 5622 раза

Библиографическое описание:

Турсунова, З. Н. Исследование плантограмм стоп детей младшего школьного возраста с целью определения патологии в строении стопы / З. Н. Турсунова, Д. И. Сайлиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 313-317. — URL: https://moluch.ru/archive/89/17751/ (дата обращения: 12.10.2024).

В статье изложена результаты проведенной научно-исследовательской работы на тему: «Антропологические исследования размеров стоп детей с целью выявления патологических отклонений».

Ключевые слова: физическое развитие, антропометрические стандарты, кист руки, стопа, статические деформации, поперечные и долевые плоскостопия, плантограмма, функциональная недостаточность.

 

Для улучшения благосостояния нашего народа перед легкой промышленностью ставятся такие задачи, как увеличение выпуска качественной, добротной, конкурентоспособной и относительно недорогой продукции. При разработке ассортимента изделий легкой промышленности необходимо учитывать пол и возраст, профессию, состояние физического развития и другие особенности потребителей. С этой целью в экономических районах и их административных подразделах уточняют национальный состав населения, численность наиболее представительных групп. Эти данные необходимы для выявления особенностей физического развития населения, а также учета национальных традиций в области костюма. Одной из основных является группировка потребителей изделий по полу и возрасту. Для решения задач, стоящих перед швейной промышленностью требуется продолжить исследования по размерной антропометрической стандартизации.

Важное значение придается изучению физического развития человека, т. е. процессу изменения размеров, форм тела и функций организма человека на протяжении его жизни. В физическом развитии человека в зависимости от возраста можно выделить ряд последовательных периодов. В период становления организма наблюдается нарастание всех признаков физического развития. Особенно для становления полного физического развития человека большую роль играет его правильное развитие в детском возрасте. [4]. Повышению качества изделий легкой промышленности, в том числе улучшению соответствия их фигурам потребителей, уделяется в настоящее время большое внимание. Для этого необходимо, хорошо знать анатомическое строение и особенности внешней формы тела человека, закономерности изменчивости размеров фигур взрослых и детей и принципы их стандартизации.

Выявление состояния физического развития фигур детей необходимо для изучения антропометрических данных детского населения страны, поэтому антропологические исследования размеров стоп детей младшего школьного возраста с целью выявления патологических отклонений весьма актуальна. [5]

Строение нижних и верхних конечностей всех взрослых людей, определяемое костным скелетом, одинаково. Размеры конечностей даже людей одной половозрастной группы сильно различаются. Сохранение естественного анатомо-морфологического строения и правильное функционирование конечностей возможны при защите их от вредных воздействий окружающей среды (травм, температуры и влажности среды и т. д.). Защитные функции выполняют обувь, перчатки и рукавицы. Одним из показателей качества этих изделий является соответствие их размеров и формы размерам и форме стопы и кисти. Основную роль в решении этой проблемы играет антропометрия — один из основных приемов антропологического исследования, состоящий в измерении тела человека и его частей. [1] Причины статических деформаций стоп условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся перегрузки, связанные с профессией, ношением нерациональной обуви, отрицательным влиянием внешней среды. Среди внутренних причин решающая значение имеют факторы наемственно — конституционального предрасположения, первичная слабость мышечного аппарата.

Рис 1. Отпечатки нормальной (1, 2, 3) патологических состояний стоп от чрезмерной и плоской (4) стоп

 

В классификации статической нагрузки Г. Н. Крамаренко предлагает выделять функциональную недостаточность или статические деформации. К статическим деформациям относятся продольное плоскостопие, поперечное плоскостопие (рис.1) и молотка образные пальцы.

Плантограмма стопы позволяет судить о состоянии ее продольного и поперечного сводов (степени их уплощения). Одним из показателей состояния продольного свода является коэффициент К, характеризующий состояние среднего отдела стопы (рис.2). Для определения этого коэффициента необходимо провести линию F3, проходящую через точку F–середину опоры отпечатка пятки и точку 3 –самую глубокую точку третьего межпальцевого промежутка. Эта линия делит стопу на наружную и внутреннюю части.К наружной стороне отпечатка проводят касательную через точки Б (глава пятой плюсневой кости) и С (наиболее выступающую точку отпечатка пятки). Из точки А (крайняя задняя точка отпечатка пятки) опускают перпендикуляр на продолжение линии БC. Длину отпечатка измеряют от точки Е до конца первого или второго пальца (точка Н'). От точки Е по линии БС откладывают отрезок EV=0,46 Дотп и восставляют перпендикуляр к касательной БС из точки V. Коэффициент К определяют по формуле K = JG/VZ, где JG — ширина закрашенной части отпечатана по линии VZ; VZ — ширина наружной части продольного свода. [2]

Рис 2. Плантограмма стопы, коэффициент среднего отдела стопы К ≥ 1,51

 

Функциональная недостаточность стоп характеризуется быстрой утомляемостью нижних конечностей, болезненностью стоп, голеней, отечностью мягких тканей стоп, неустойчивостью суставов стоп при нагрузке (подвертывание стопы при ходьбе, беге), снижением выносливости к статическим нагрузкам. Видимых изменений (опускание продольного свода) не определяется. Статические деформации стоп с нарушением их формы и функции могут быть выражены тремя степенями:

I — слабо выраженное продольное плоскостопия. Характеризуется опусканием продольного свода, главным образом при нагрузке, усталостью в ногах, коэффициентом среднего отдела стопы К = 1,21–1,3;

II — умеренно выраженное продольное плоскостопие. Характеризуется понижением продольного свода без нагрузки и еще больше при нагрузке, коэффициентом среднего отдела стопы

К = 1,31–1,5. Походка теряет эластичность, плавность;

III — резко выраженное продольное плоскостопие. Характеризуется понижением тем, что внешне продольный свод не определяется. Опорная поверхность стопы значительно увеличена по сравнению с опорной поверхностью здоровой, ходьба стопы болезненна, затруднена, трудоспособность резко снижается.

Для определения угла отклонения большого пальца на плантограмме проводят касательную Шm внутренней стороне габарита через две наиболее выпуклые точки внутреннего контура, причем точка Ш находится на контуре самого широкого сечения отпечатка пятки стопы (головка первого плюснефалангового сочленения). Угол отклонения большого пальца α образуется продолжением линии Шm и касательной Нm линии большого пальца, проведенной из точки m. В норме угол отклонения большого пальца не должен превышать 12º.

В целях проведения антропологических исследований размеров стоп детей младшего школьного возраста были выбраны учащиеся третьего класса А, школы № 3 г. Бухары. В классе учатся 15 мальчиков, 13 девочек, лет: 9–10. Для выполнения научно исследовательской работы были сняты отпечатки стоп (плантограмма) у каждого ребенка. Далее каждая плантограмма была обработана по методики Ченцовой К. И. последовательность которой была изложена выше.

Определены коэффициент К–показатель позволяющий судить о состоянии сводов стопы. Были выявлены степени развития плоскостопии. На основании этого анализа сделано заключение о соответствии (или несоответствии) размеров, полученных при обмере, со стандартными. После проведения антропометрических исследований размеров стоп 28 учащихся детей школы № 32 г. Бухары, были обработаны результаты обмеров и плантограмм. Получен следующий результат исследований:

1.     Количество детей с полой стопой составляет- 0;

2.     Количество детей с нормальной стопой составляет 16 человек, в том числе: 8 мальчиков и 8 девочек;

3.     Количество детей с пониженным сводом составляет 6 человек, в том числе: 4 мальчиков, 2 девочек;

4.     Количество детей с первой степенью плоскостопии составляет 3 человек, в том числе: 1 мальчик, 2 девочек;

5.     Количество детей с второй степенью плоскостопии составляет- 0;

6.     Количество детей с третьей степенью плоскостопии составляет 3 человек, в том числе: 2 мальчиков, 1 девочки;

На основе результатов работы построена следующая диаграмма:

 

На оси Х — размешены показатели коэффициента К — характеризующего состояние сводов стопы. На оси Y– размещены количество исследуемых детей.

Изучая данные размерных признаков и сравнение их со среднетипичными по уравнениям регрессии, можно прийти к выводу что некоторые размерные признаки не очень точны, так как в числах отклонений имеется большая разница. Для получения наиболее точных данных нужно продолжить исследования при помощи наиболее усовершенствованных приспособлений и инструментов для измерений.

В итоге выявлены следующие результаты обмеров детей 3-А класса: с нормальной стопой составляет 16 человек — 57 %, в том числе 8 мальчиков, 8 девочек, со стопой с пониженным сводом составляет 6 человек — 21 %, в том числе 4 мальчика, 2 девочек; со стопой имеющим продольное плоскостопии первой степени составляет 3 человека — 11 %, в том числе 1 мальчик и 2 девочек; со стопой имеющим продольное плоскостопии третьей степени составляет тоже 3 человека — 11 %, в том числе 2 мальчика и 1 девочка.

Таким образом можно прийти к выводу что в данном классе дети с патологическими отклонениями стопы составляет 22 % и 21 % с пониженным сводом стопы.

Этим детям рекомендуется обратиться к ортопедическим учреждениям и заказать соответствующие коррегирующие устройства типа специальных стелек или специальной обуви. Для дальнейшего выздоровления рекомендуется выполнить специальные упражнения и получить соответствующее лечение.

 

Литература:

 

1.      А. А. Камолов, А. А. Хайдаров. Чарм буюмларини конструкциялаш. I — II қисм. Тошкент 1999.

2.      В. М. Ключникова, Т. С. Кочеткова, А. Н. Калита. Практикум по конструированию изделий из кожи. М., 1985.-14–22 с.

3.      Т. С. Кочеткова, В. М. Ключникова. Антропологические и биомеханические основы конструирования изделий из кожи М., 1991–29–32 с

4.      Т. Н. Дунаевская, Е. Б. Коблякова, Г. С. Ивлева. Размерная типология населения с основами анатомии и морфологии. М. «Легкая индустрия», 2001.-50–63 с.

5.      Размерная типология населения стран — членов СЭВ Куршакова Ю. С. Дунаевская Т. Н., Зенкевич П. И. и др. М., 1974.

Основные термины (генерируются автоматически): продольный свод, ребенок, выраженное продольное плоскостопие, коэффициент К, коэффициент среднего отдела стопы К, легкая промышленность, размер стоп детей, угол отклонения, физическое развитие, младший школьный возраст.


Ключевые слова

физическое развитие, антропометрические стандарты, кист руки, стопа, статические деформации, поперечные и долевые плоскостопия, плантограмма, функциональная недостаточность., функциональная недостаточность

Похожие статьи

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Эластичность тканей поперечного свода стопы у студенток Уральского государственного медицинского университета

В статье рассмотрены результаты клинических и антропометрических исследований стоп, в т. ч. выявление синдрома гипермобильности суставов (СГМС), которые были проведены среди 110 девушек в возрасте от 18 до 24 лет. Была достоверно доказана сильная вза...

Черепно-мозговая травма как основной предиктор неблагоприятного течения клинико-психопатологических расстройств индивидуума

Статья посвящена актуальной проблеме — изучению и анализу когнитивных и эмоциональных нарушений у пациентов с последствиями черепно-мозговых травм (ЧМТ). Представлены результаты исследования по данной проблеме у указанного контингента.

К вопросу о микробиологическом пейзаже полости рта детей и подростков при лечении зубочелюстных аномалий с использованием несъёмных стоматологических конструкций

В статье раскрыты результаты выполненного автором анализа ряда научных исследований в области микробиологии и стоматологии с целью выявления особенностей микрофлоры биотопов полости рта детей и подростков при ортодонтическом лечении с использованием ...

Спермограмма как один из важнейших лабораторных методов исследования фертильности мужчин

В настоящей работе представлен обзор литературы на тему «Спермограмма как один из важнейших лабораторных методов исследования фертильности мужчины». Описаны основные исследуемые физические, количественные, биохимические, иммунологические и морфологич...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Тактика хирургического лечения при полипах и полипозах толстой кишки

В работе проанализированы варианты диагностики и лечения 25 больных полипами и полипозами толстой кишки. Рассмотрены объективные клинические данные, локализация процесса и сочетание полипов с сопутствующей патологией с помощью разработанный комплекс ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом

В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, памят...

Организация и проведение практического занятия на тему «Изменения в организме женщины во время беременности и послеродовом периоде»

Профессиональные задачи составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предназначены для освоения профессиональных компетенций студентов в ходе решения профессиональных задач по теме «Изменения в организме женщины во время беременности и послерод...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость...

Похожие статьи

Когнитивные дисфункции у пациентов в послеоперационный период

В статье представлен анализ влияния вида анестезии на когнитивные функции пациентов хирургического профиля до и после проведения оперативного вмешательства. Анализ был проведен на выборке из 30 пациентов. Выявлены зависимости тяжести когнитивных нару...

Эластичность тканей поперечного свода стопы у студенток Уральского государственного медицинского университета

В статье рассмотрены результаты клинических и антропометрических исследований стоп, в т. ч. выявление синдрома гипермобильности суставов (СГМС), которые были проведены среди 110 девушек в возрасте от 18 до 24 лет. Была достоверно доказана сильная вза...

Черепно-мозговая травма как основной предиктор неблагоприятного течения клинико-психопатологических расстройств индивидуума

Статья посвящена актуальной проблеме — изучению и анализу когнитивных и эмоциональных нарушений у пациентов с последствиями черепно-мозговых травм (ЧМТ). Представлены результаты исследования по данной проблеме у указанного контингента.

К вопросу о микробиологическом пейзаже полости рта детей и подростков при лечении зубочелюстных аномалий с использованием несъёмных стоматологических конструкций

В статье раскрыты результаты выполненного автором анализа ряда научных исследований в области микробиологии и стоматологии с целью выявления особенностей микрофлоры биотопов полости рта детей и подростков при ортодонтическом лечении с использованием ...

Спермограмма как один из важнейших лабораторных методов исследования фертильности мужчин

В настоящей работе представлен обзор литературы на тему «Спермограмма как один из важнейших лабораторных методов исследования фертильности мужчины». Описаны основные исследуемые физические, количественные, биохимические, иммунологические и морфологич...

Теоретические аспекты психолого-медико-педагогического сопровождения детей с умственной отсталостью

В приведенной статье предоставлены данные относительно проблематики умственной отсталости у детей, изложены факторы влияющие на интеллектуальное развитие ребенка на всех этапах его жизни, указаны данные об основных этапах и направлениях коррекционной...

Тактика хирургического лечения при полипах и полипозах толстой кишки

В работе проанализированы варианты диагностики и лечения 25 больных полипами и полипозами толстой кишки. Рассмотрены объективные клинические данные, локализация процесса и сочетание полипов с сопутствующей патологией с помощью разработанный комплекс ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с кохлеарным имплантом

В статье автор анализирует результаты отечественных и зарубежных исследований по изучению психолого-педагогических особенностей детей с кохлеарным имплантом. Рассмотрены особенности моторики и таких психических функций как восприятие, внимание, памят...

Организация и проведение практического занятия на тему «Изменения в организме женщины во время беременности и послеродовом периоде»

Профессиональные задачи составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Предназначены для освоения профессиональных компетенций студентов в ходе решения профессиональных задач по теме «Изменения в организме женщины во время беременности и послерод...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка. Описаны особенности выявления критериев диагностики и особенности коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость...

Задать вопрос