Библиографическое описание:

Подзоров А. В. Рационализация структуры управления автотранспортной службой ФСИН России [Текст] // Технические науки: проблемы и перспективы: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 96-99.



В статье рассматривается структура управления автотранспортной службы на уровне аппарата управления ФСИН России и региона.

Ключевые слова: управление, структура, автотранспортная служба, автомобильный транспорт

Развитие автомобильного транспорта (АТ) Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) России, как и развитие любого ведомства, неразрывно связано с необходимостью совершенствования форм и методов управления им, так как их недостатки являются одной из основных причин неэффективного управления технико-эксплуатационными показателями. Задача совершенствования и развития организационной структуры управления ФСИН России становится особенно важной и актуальной в связи с организацией управления АТ несколькими управлениями и/или службами ФСИН России

Среди различных путей совершенствования управления автотранспортной службы ФСИН России особое внимание уделяется рационализации организационных форм управления. Ввиду отсутствия общепринятых норм организации управления, рассмотрим организационные структуры управления, полученные в системе автомобильного транспорта общего пользования (АТОП), применительно для автотранспортной службы ФСИН России.

В настоящее время в АТОП применяют структуры управления: линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизионную, бригадную, проектную и другие структуры. Каждая из таких структур имеет свои преимущества и недостатки [1, 2]. Из перечисленных структур управления для автотранспортной службы ФСИН России характерна линейно-функциональная структура, на основе которой рассмотрим гипотезу к построению структуры управления для автотранспортной службы ФСИН России.

Для совершенствования структуры управления, необходимо знать, в чем состоят недостатки применяемой структуры. Главный недостаток заключается в нарушении общепринятых управленческих норм, разделенных между следующими управлениями, подразделениями и службами ФСИН России:

  1. Структурным подразделением управления тылового обеспечения ФСИН России, в которое входит отдел автобронетехники, плавсредств и горюче-смазочных материалов, осуществляющим свою деятельность непосредственно в составе управления и через учреждения и органы ФСИН России.
  2. Структурным подразделением Федеральным казенном учреждением «Управлением автомобильного транспорта» ФСИН России, которое обеспечивает АТ центральный аппарат ФСИН России. Также, в данное подразделение входит отдел обеспечения безопасности дорожного движения и ведения документации и контроля за транспортом ведомства, которое осуществляет организацию безопасности дорожного движения учреждений непосредственно подчиненные ФСИН России и регионов.
  3. Структурным подразделением автотранспортной службы, которая осуществляет только эксплуатацию АТ, непосредственно подчиненная ФСИН России.
  4. В составе ФСИН России входит 80 территориальных органов, в которых созданы:

а) Отделы (отделения, группы) транспорта, главного механика и энергетика (инженера) (О(ОГ)ТГМ и Э) аппарата управления территориального органа ФСИН России;

б) Федеральное казенное учреждение «База материально-технического и военного снабжения» (БМТ и ВС) территориального органа ФСИН России.

В зависимости от местонахождения региона, количества подведомственных учреждений, наличием и оснащением производственной и автомобильной баз (гаражей), функции управления АТ могут возлагаться на одну службу либо на две, каждая из которой, отвечает за определенное направление деятельности в обеспечении и эксплуатации АТ в подведомственных учреждениях региона.

Подразделение БМТ и ВС обслуживает АТ, как правило, аппарат управления, при этом в ряде регионов автомобильная база (гараж) привлекается для обслуживания и ремонта автотранспортных средств (АТС) подведомственных учреждений территориального органа ФСИН России, находящиеся на расстоянии не более 100 км от подразделения.

  1. В Федеральных казенных учреждениях «Уголовно-исполнительных инспекциях», «Управление (отдел) по конвоированию» территориальных органов ФСИН России, АТ состоит на балансе подразделений. При этом, эксплуатация и проведение технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) возложена на сотрудников данных подразделений. Осуществление общего контроля за подразделениями возложено на сотрудников О(ОГ)ТГМ и Э территориального органа ФСИН России.
  2. В ряде учебных заведений непосредственно подчиненных ФСИН России созданы автомобильные службы. При этом, эксплуатация и проведение ТО и ТР возложена на сотрудников данного подразделения.
  3. В подведомственных учреждениях (ИК, ВК, КП, СИЗО, Т, ЛП и ЛИУ) территориальных органов ФСИН России автотранспортная служба отсутствует. За АТ отвечает заместитель начальника курирующего тыловое обеспечение, начальник (инспектор или инженер) отдела хозяйственного и интендантского обеспечения учреждения.

Рассмотрев структуры управления различными управлениями, подразделениями и службами ФСИН России, можно сказать, что принцип общей принятой управляемости не соблюдается. Основное нарушение состоит в том, что существуют структурные разрывы между уровнями управления, заключающиеся в отсутствие механизма согласования управляющих воздействий на разных иерархических уровнях системы управления. Например, приказы, распоряжения и указания, не всегда удается поддержать соответствующими воздействиями на водителя, в том числе руководителей учреждений и территориальных органов ФСИН России.

На основе проведенного анализа, предложим разработанную структуру управления автотранспортной службы на уровне аппарата ФСИН России, см. рис. 1.

Рис. 1. Структура управления автотранспортной службы ФСИН России

Как видно из рисунка, данная структура управления автотранспортной службы ФСИН России предусматривает на уровне аппарата ФСИН России [3]:

– централизацию функций оперативного управления;

– обеспечение единства руководства автотранспортной службы на каждом иерархическом уровне;

– сокращение пути и времени прохождения информации и уменьшение времени её обработки.

Далее рассмотрим структуру управления на уровне территориального органа ФСИН России, которая примет вид, см. рис. 2.

Рис. 2. Структура управления автотранспортной службы в территориальном органе ФСИН России

Структура управления автотранспортной службы ФСИН России на региональном уровне предусматривает [там же]:

– устранение дублирования управленческой деятельности;

– перегруженности верхних уровней управления оперативной работой;

– соблюдение принципа четкого разграничения функций, прав и ответственности между сотрудниками автотранспортной службы.

– минимизация потребностей в административно-управленческом персонале.

Предлагаемые структуры управления автотранспортной службы ФСИН России позволят повысить оперативность и гибкость системы управления, значительно улучшить технико-эксплуатационные показатели использования автомобильного парка ФСИН России.

Литература:

  1. Быкова А. А. Организационные структуры управления/ Быкова А. А.- М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест: Институт экономических стратегий, 2003 г. — 160 с.
  2. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента/ Кабушкин Н. И. — учеб. пособие 11– е изд., испр. — М.: Новое издание, 2009 г. — 336 с.
  3. Совершенствование управления и экономической деятельности на автомобильном транспорте/ Сб. науч. тр./ Гос. НИИ автомоб. трансп. (НИИАТ) — М., 1985 г. — 203 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle