Библиографическое описание:

Ларионова О. А. Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ [Текст] // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 77-81.

Улучшение физического и психического состояния детей – важные предпосылки для осуществления активной творческой и производственной деятельности подрастающего поколения (Безруких М.М., 1996; Месяц Г.Л., 1995; Дубровина И.В. и соавт., 2002).

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на "рельсы" школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала [1, 3, 4].

В силу этого одной из важных задач практической психологии, детской неврологии и прикладной психофизиологии является своевременная комплексная диагностика пограничных форм нервно-психической патологии, составляющих 80% всех случаев психических болезней (Исаев Д.Н., 1982; Лебединский В.В., 1985; Волошин В.М., 2001). И особое место в структуре пограничных состояний у детей занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Ковалев В.В., 1995; Шевченко Ю.С.,1997; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002; Сиротюк А.Л., 2003; Грибанов А.В. и соавт., 2004).
В фокусе научных проблем СДВГ концентрируются интересы различных специалистов – психологов, неврологов, педиатров, дефектологов, и проблема детской гиперактивности становится областью интенсивных междисциплинарных исследований, включая возрастную, клиническую специальную психологии и психофизиологию (Александровский Ю.А., 1993, Личко А.Е., 1983; Шевченко Ю.С., 1997; Абрамова Г.С., 2000; Заваденко Н.Н., 2001). И поэтому изучение и коррегирование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с учетом комплекса психологических и психофизиологических исследований интегральной индивидуальности нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями развития является актуальной [2, 5, 6,10].

Нами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что целенаправленное воздействие арттерапии (использующая и влияющая на моторную сферу ребенка во всем её многообразии) на психические процессы по средствам применения специальных методик позволит стимулировать созревание этих процессов, повысить уровень их развития и смягчить проявления синдрома гиперактивности.

Моторная деятельность в дошкольном возрасте проявляется как естественная биологическая потребность. Ее функциональное значение заключается в стимулировании развития всех функций организма ребенка. Известно, что уровень развития двигательных функций зависит от ряда биологических и социальных факторов. Их связь с биологией организма определяется анатомо-физиологическим обеспечением этих функций. В то же время на уровень развития двигательных функций оказывают влияние социальная среда и состояние работы по коррекционному воздействию на психомоторику в дошкольных учреждениях. Вот почему знание исходного уровня моторных возможностей детей является необходимым условием успешной работы в данном направлении [4, 8].

На основе проведенного многоаспектного анализа литературы нами были выделены подходы исследователей к пониманию психомоторики как основы двигательных способностей. Установлено, что они обеспечивают эффективное управление движениями на основе точного самоконтроля и саморегуляции [6, 7, 8]. Аналитический обзор литературы позволил нам выделить в качестве приоритетного такое понимание формирования способностей, под которым понимается активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих и специальных способностей к определенной двигательной деятельности (Е.П. Ильин, 1983; Л.А. Венгер, 1984; Д.Б. Богоявленская, 2002; В.П. Озеров, 2002 и др.).

Уровень общего моторного развития детей определялся нами по результатам выполнения контрольных упражнений из раздела "Физическое воспитание" Программы воспитания и обучения в детском саду. Они были следующими:

– бег на 30 м со старта. Время прохождения дистанции характеризовало уровень овладения навыком бега, а так же развитие качества быстроты и определялось в секундах;

– прыжок в длину с места. Проводился по общепринятой методике. Засчитывался лучший результат из трех попыток. Он характеризовал уровень развития скоростно-силовых качеств, координационных способностей и степень овладения навыком прыжка. Результат определялся в сантиметрах;

– прыжок вверх с места. Проводился по методике, предложенной Абалаковым. Засчитывался лучший результат из трех попыток. Он характеризовал степень овладения навыком прыжка, уровень развития скоростно-силовых качеств координации движения. Результат определялся в сантиметрах;

– метание теннисного мяча (80 г) на дальность правой и левой руками. Засчитывался лучший результат из трех попыток для каждой руки. Результат задания характеризовал развитие скоростно-силовых качеств, степень овладения навыком метания и определялся в метрах.

Для исследования произвольной моторики мы использовали отдельные методики "шкалы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого (1928). Детям предлагались задания на реципрокную координацию, проба на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», проба «пересчет пальцев», проба на пальцевой гнозис и праксис, исследование артикуляционного праксиса, пробы Хеда. Они позволяют дать комплексную, достаточно дифференцированную характеристику моторной сферы в целом.

Нами было проведено исследование показателей двигательной подготовленности и психомоторных навыков детей 7-го года жизни с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, имеющих дизартрические нарушения (экспериментальная и контрольная группа) и их сверстников из массового детского сада в начале и конце периода коррекции с использованием методик арттерапии [9].

По всем показателям двигательной подготовленности перед началом коррекционного воздействия результаты в экспериментальной и контрольной группах статистически достоверно не отличались. Хотя результаты в экспериментальной группе были выше, чем в контрольной группе, в беге на 30 метров со старта (на 0,2 с), в челночном беге (0,3 с), в прыжках в длину с места (на 1,8 см) (таблица 1), но эти отличия статистически не достоверны (p > 0,05).

Таблица 1

Результаты показателей двигательных навыков до и после коррекции у дошкольников с СДВГ

Показатели (единица измерения)


Период

Группа

Достоверность различий (р<0,05)

Экспериментальная

Контрольная

N= 23

X + m

N= 21

X + m

Бег 30 м (с)

Начало

9,40+ 0, 16

9,60+ 0,37

>

Конец

8,70+ 0, 14

9,14+ 0,17

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

<


Челночный бег (с)


Начало

8,20+ 0, 14

8,50+ 0,24

>

Конец

7,36+ 0, 19

7,85+ 0,15

>

Достоверность различий (р<0, 05)

<

<


Прыжок в длину (см)

Начало

86, 7+ 3, 14

84,9+ 5,14

>

Конец

94,2+ 3, 50

86,7+ 3,23

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

>


Прыжок вверх с места (см)

Начало

23,1+ 0, 47

23,9+ 0,79

>

Конец

27,0+ 0, 57

26,3+ 0,89

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

<


Метание теннисного мяча вдаль (м)

Начало

6,08+ 0, 32

6,06+ 0,54

>

Конец

7,18+ 0, 07

6,98+ 0,13

<

Достоверность различий (р<0, 05)

<

>



В беге на 30 м результаты улучшились в среднем на 0,7с (р < 0,05), а в "челночном" беге – на 0,84с (р < 0,05). В контрольной группе статистически достоверные положительные изменения отмечаются в беге на 30 м – на 0,46 с, (р < 0,05), в "челночном" беге – на 0,75 с, (р < 0,05), в прыжках вверх с места – на 2,4 см (р < 0,05). Незначительные изменения статистически не достоверны (р > 0,05) произошли в прыжках в длину с места, в метании теннисного мяча на дальность.

Анализ исходных данных позволяет отнести преобладающее качество результатов по большинству заданий к среднему уровню. В экспериментальной группе в отдельных случаях эта цифра колеблется от 60,2% в прыжках в длину с места до 83,9% в беге на 30 м., в контрольной группе – от 58,9% в прыжках в высоту до 80,7% в метании теннисного мяча.

Исследование уровня развития психомоторики позволило выявить в ходе констатирующего эксперимента существенные расхождения между детьми с СДВГ, имеющих дизартрические нарушениях, и их нормально развивающимися сверстниками. Дети с СДВГ на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), практически не способны к автоматизации речевых рядов.

Исследуя данную группу функций, мы использовали следующие задания: рядоговорение (цифровые ряды), воспроизведение звуковых ритмов из 3 – 6 ударов с разными интервалами, проба "Кулак – ребро – ладонь" и др.

Эксперименты показали, что дети с СДВГ достоверно отстают от нормально развивающихся детей при выполнении всех заданиях. Наиболее часто у них встречается слабость автоматизации речевых рядов (64 %), в воспроизведении звуковых ритмов (66 %) и затруднения в воспроизведении серий движений (59 %).

Нарушение воспроизведения звуковых ритмов свидетельствует как о недостаточном развитии слухового анализатора (на этапе анализа предъявления образца), так и об особенностях функционирования моторных систем (на этапе воспроизведения). Частота же сочетания низких результатов в воспроизведении ритмов с отставанием в пробе "Кулак – ребро – ладонь" служит косвенным показателем той роли, какую играет недостаточность моторики в данном нарушении.

Дефицит тех или иных сукцессивных функций, по нашим наблюдениям, встречается в среднем у 65 % детей с СДВГ (таблица 2).

Таблица 2

Число детей с СДВГ и нормально развивающихся детей, справившихся с сукцессивными заданиями

Вид задания

Дети с СДВГ (n = 44)

Дети с нормальным развитием (n = 30)

n

%

n

%

Цифровые ряды

16

36

26

87

Ритмы

15

34

29

97

Проба "Кулак – ребро – ладонь"

18

41

28

93

Проба Хеда (речевой вариант)

15

34

28

93

Проба Хеда (наглядный вариант)

12

27

20

67


Наши исследования свидетельствуют о том, что у подавляющего числа детей с СДВГ, которому сопутствует псевдобульбарная дизартрия различной степени выраженности, имеются признаки общего недоразвития речи. Как правило, они в полном объеме понимают обращенную к ним речь и пользуются развернутыми фразами. В 86% случаев обнаруживаются нарушения звукопроизношения. У 56% детей в речи встречаются аграмматизмы в виде неправильного согласования слов в предложении и искажении падежных окончаний. Довольно часто наблюдаются затруднения в поиске нужного слова при назывании предмета или понятия, заведомо известного ребенку. Это вызвано инфантильно – астеническими расстройствами памяти, описанными С.С. Мнухиным. Словарный запас при СДВГ ограничен в объеме, причем активный в большей степени, чем пассивный. У большинства детей (86%) выявлены выраженные затруднения в фонематическом анализе (таблица 3).

Нарушения произвольной речевой моторики коррелирует с выраженностью нарушений звукопроизношения у детей с СДВГ и свидетельствуют о дисфункции или незрелости теменно-центральных отделов коры [6].

Таблица 3

Распространенность нарушений речевой моторики и устной речи у детей с СДВГ и нормально развивающихся сверстников


Вид нарушения

Группа

Дети с СДВГ (n = 44)

Дети с нормальным развитием (n = 30)

Кол – во

%

Кол – во

%

Нарушение артикуляционного праксиса

38

86

6

20

Общее недоразвитие речи

42

95

-

-


Для разработки содержания и методики коррекционной работы по смягчению проявлений патологического состояния и развитию дефицитарных функций для старших дошкольников с СДВГ, имеющих дизартрические нарушения, с целью повышения уровня развития психических процессов большой интерес представляют значения взаимозависимости между показателями, характеризующими уровень развития интеллектуальных и психомоторных навыков. Значение таких взаимосвязей позволяет уточнить содержание и методику разработанных средств, более целенаправленно воздействовать на психические процессы, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному повышению их уровня.

С целью выявления зависимости между уровнем развития психомоторики и уровнем развития устной речи был разработан ранговый коэффициент корреляции по Спирмену. Выявленные зависимости иллюстрируются следующей матрицей корреляции (таблица 4).

Значимые связи установлены между показателями, характеризующими уровень развития психомоторики и звукопроизношения.

Проведенное исследование показало, что уровень развития психомоторики имеет взаимообусловленную связь с уровнем развития звуковой стороны речи. Это, очевидно, связано с тем, что развитие любого двигательного качества связано, с одной стороны, с совершенствованием его периферических механизмов, а, с другой стороны – с развитием центральных механизмов, среди которых ведущую роль играет состояние его связей с другими отделами мозга.

Таблица 4

Взаимосвязь между показателями психомоторных и речевых навыков

Психомоторные навыки

Звукопроизношение

Задание Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию

0, 523

Проба на динамический праксис "Кулак-ребро-ладонь"

0, 487

Пробы Хеда на пространственную организацию движений

0, 610

Артикуляционный праксис

0, 736


В развитии психомоторики наиболее выражено значение процессов, уровень совершенствования которых, в преимущественной мере, определяется работой центральной нервной системы, что, очевидно, и детерминирует выявленные связи.

Проведенный сравнительный анализ уровня развития психомоторики и сформированности звукопроизносительной стороны речи детей позволил установить следующее: чем ниже уровень развития психомоторики, тем менее сформированными оказываются психические процессы.

Очевидно, зрелость психомоторных функций является фактором, обусловливающим более быстрое созревание психических процессов, что говорит о необходимости организации коррекционного воздействия не только на двигательные способности детей, но и на включение в содержание педагогической работы таких средств и методов, которые бы способствовали целенаправленному развитию психических процессов.

Таким образом, проблема повышения уровня развития психических процессов у старших дошкольников с СДВГ предполагает изучение и использование научных данных о факторах, влияющих на их развитие. Особенно это касается двигательной активности детей, ведущая роль которой в психическом и моторном развитии ребенка общепризнанна.

Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся взаимосвязи моторной сферы и уровня развития психических процессов, не нашли должного отражения в исследованиях. Недостаточное изучение этого вопроса оставляет проблему повышения уровня развития психических процессов средствами арттерапии на уровне эмпирических представлений, и это создает условия для эффективного использования огромных возможностей искусства и сглаживанию проявлений синдрома гиперактивности. Предпринятое с этой целью исследование позволило выявить, что:

- 86% детей с СДВГ, которому сопутствуют дизартрические нарушения, седьмого года жизни имеют низкий уровень развития психомоторики;

- уровень развития звукопроизношения в наибольшей степени имеет связь с координационными и ритмическими способностями, следовательно, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими СДВГ в сочетании с псевдобульбарной дизартрией;

- используя методики арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими СДВГ в сочетании с псевдобульбарной дизартрией, можно смягчить проявления данного нарушения развития, повысить уровень развития дефицитарных психических функции, тем самым осуществляя более качественную подготовку данной категории детей к школьному обучению в массовых условиях.

Литература:
  1. Антропова, М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6 – 12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М.В. Антропова // Физиология человека. – М., 1983. – Т. 9. – № 1. – С. 18-24.

  2. Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Непоседлевый ребёнок. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 96с.
  3. Вавилова, Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Н. Вавилова. – М., 1971. – 21 с.

  4. Вильчковский, Э.С. Исследование формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.С. Вильчковский. – Харьков, 1965. – 20 с.

  5. Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.

  6. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112с.
  7. Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза развития детей с отклонениями в развитии //Дефектология.-1996.-№5. – С.3-7.

  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. – С.303.

  9. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. – 246 с.

  10. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 (Серия «Практическая психология»). – 128с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle