Библиографическое описание:

Гаджиева У. Б. Помощь специализированных учреждений в коррекции поведения подростков [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 100-102.

Нестабильность социально-экономической и политической жизни рождает ряд факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство. Среди них: кризисные явления в семье; дистанцирование школы от детей с трудными судьбами; резкий поворот в ценностных ориентациях общества; снятие многих моральных запретов; влияние асоциальных криминалистических групп в микросреде.

Проблема беспризорности представляется задачей государственной важности в силу того, что будущее страны зависит от физического, нравственного, социально-психологического здоровья подрастающего поколения. В целях создания системы социальной защиты дезадаптированных детей и подростков есть и открываются новые приюты для несовершеннолетних.

Стой же целью, в соответствии с распоряжением Правительства Республики Дагестан 16.05.94 года был открыт приют для несовершеннолетних.

Специалистами приюта была разработана программа дальнейшего развития учреждения и совершенствования методов работы с детьми («Совершенствование методов комплексной реабилитации детей и подростков в приюте для несовершеннолетних»).

На момент поступления в приют ребенок очень часто находится в крайне запущенном состоянии, с расшатанной эмоциональной сферой. Психолого-педагогическая помощь, оказываемая детям в приюте, направлена на решение следующих задач:

- проведение психологической диагностики несовершеннолетних на предмет наличия у них различных отклонений в развитии и воспитании, и в случае обнаружения таковых, проведение необходимых реабилитационных мероприятий;

- проведение работ по профилактике дезадаптированного поведения среди несовершеннолетних;

- восстановление социального статуса несовершеннолетних;

- стабилизация психологического состояния.

Предметом заботы является поддержка социального состояния ребенка, его личностного роста и индивидуального развития.

Принципы, на которых основана работа психологической службы приюта:

- безусловной личностью признается каждый человек; психологическое воздействие производится под знаком заботы о личностном росте или же сохранением перспективы того роста каждого кто попадает в сферу влияния службы;

- коррекция – это процесс повышения возможностей человека в обучении, принятии решений в средствах достижения поставленных целей, в отношениях с другими людьми и т.д.

Непосредственное корректирующее педагогическое воздействие наличность социально - дезадаптированного несовершеннолетнего осуществляется по методу А.Н. Кочетова, который заключается в решении следующих задач и функций:

1.восстановительная, предполагающая восстановление тех положительных качеств, которые преобладают у несовершеннолетних до появления трудновоспитуемости, обращение к памяти ребенка о его добрых делах;

2.компенсирующая, заключающаяся в формировании у несовершеннолетнего стремления компенсировать тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которую любит, в которой может добиться быстрых успехов;

3.стимулирующая функция направлена на активизацию общественно -полезной деятельности несовершеннолетнего, его поступков;

4.исправительная функция связана с исправлением отрицательных качеств несовершеннолетнего и предполагает применение разнообразных методов, поощрения, внушение, убеждения и т.п. связанных с коррекцией поведения.

Первоначально при поступлении несовершеннолетнего в учреждение проводится диагностика психического развития в зависимости от возраста. Используется большое разнообразие объективных и проективных тестов и методик [2, с. 2 ]

Еще одна большая проблема, над которой работает психолог, заключается в том, что подавляющее большинство детей в приюте являются жертвами насилия: сексуального, физического, эмоционального. Чаще всего дети являются жертвами домашнего насилия, однако, часть детей школьного возраста пострадала от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых.

Для выявления последствий жестокого обращения с детьми используются все основные психологические методы диагностики: наблюдение, беседа, опросники помогают психологу выявить наличие эмоционального насилия над ребенком. Однако этих методов будет явно недостаточно для диагностики сексуального насилия. Наиболее эффективным способом получения психологической информации о ребенке в приюте являются проективные методы, особенно рисуночные тесты и экспериментальные игровые методы.

При анализе нарисованных жертвами сексуального насилия фигур важно учитывать следующие признаки:

- путаницы в изображении пола. Это бывает у детей, которые пережили сексуальное насилие;

- рисунок обнаженного человека;

- пропущенные части тела.

Очень важной частью работы с детьми, которые перенесли жестокое обращение, являются беседы о страхах ребенка. Они бояться темноты, незнакомых людей. Чтобы эти страхи постепенно уходили от ребенка, используют разные способы, например, предложить нарисовать страх и нарисованный страх порвать, растоптать, сжечь, дать ребенку ощутить, что он сильнее страха.

Страх является одной из причин негативных тенденций в развитии личности (агрессивности, жестокости, повышенной тревожности, отсутствие сострадания и милосердия…).

Процесс реабилитации может быть завершен только в том случае, если в несовершеннолетнем удается пробудить потребность самосовершенствования, самовоспитания.

При разработке новых форм работы с детьми обращают внимание на такую методику, как музыкотерапия. Как известно, музыка может выступать и, как средство для отвлечения от беспокоящих человека мыслей, и как средство успокоения, и даже для лечения. Музыка может задавать определенный ритм перед началом работы, настраивать на глубокий отдых во время перерыва. Доказано, что сильное физиологическое воздействие на организм производят только хорошо известные классические и народные мелодии. При проведении расслабленных сеансов используются такие классические мелодии как «Баркарола» П.И. Чайковского, «Пастороло» Бизе, «Лебедь» Сен-Санса и др.

Используется также трудотерапия, которая направлена на привитие у несовершеннолетних любви к труду, а также обучению начальным трудовым навыкам, что влияет на выбор определенной профессии.

В последнее время в различных странах получают широкое распространение физкультурная терапия. Подростки, регулярно занимающиеся в спортзале, более спокойны, уравновешенны, лучше контролируют свое эмоциональное поведение, и чувствует себя уверенно.

Для полноценного досуга детей демонстрируются художественные тематические и мультипликационные фильмы, познавательные и развивающие программы.

Кроме этого применяются и другие арттерапевтические методы реабилитации как изотерапия, лепкоторапия, сказкотерапия, которые помогают несовершеннолетним выразить в социально приемлемой форме скрываемые и подавляемые состояния деструктивного характера.

На основе индивидуально реабилитационных программ воспитатели проводят индивидуальные и групповые занятия, учитывая при этом возрастные и индивидуальные особенности детей. Психогимнастические этюды и ролевые игры, проводимые в русле игротерапии, помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, снять моменты затруднения в общении.

Данные приемы помогают также безопасно разрядить напряжение, развить чувство внутреннего контроля.

При использовании разных методик уделяется внимание и использованию цвета. По исследованиям Е.Б. Рабкина зеленые, желто-зеленые и зеленовато-голубые цвета наиболее благотворно влияют на самочувствие человека. Важно, чтобы окраска стен в помещении не носила гнетущий, казенный вид, способный усилить тревогу и волнение. Желательно использовать картины с изображением природы, леса, восхода солнца [1, с. 4]

Особое внимание цветовому оформлению помещения уделяют во время сеансов психологической разгрузки. Вначале поступления в приют дети используют приглушенные, блеклые тона, а в конце – рисунки приобретают яркость, насыщенность и разнообразие красок.

Необходимым условием психологической и педагогической коррекции нежелательного поведения детей являются не запреты, замечания и наказания, а выражение одобрения правильному поведению ребенка.

Основной смысл психотерапевтической работы с детьми заключается в том, чтобы ребенок поверил, что его любят и принимают его таким, какой он есть.

Анализ результатов реализации программы доказал полезность используемых методов в том, что они:

- представляют возможность для выражения агрессивных чувств в социально - приемлемой манере. Рисование, живопись или лепка являются безопасными способами разрядки напряжения;

- сказка помогает усваивать правильные морально – нравственные нормы и идеалы;

- игровые и арттерапевтические методы работы благотворно влияют на ребенка.

Реализация коррекционно-реабилитационной программы привела к следующим результатам: снятие страха, решение проблемы ночных кошмаров; снижение конфликтности, враждебности; повышение самооценки, уверенности, улучшение памяти, внимания.


Литература:

  1. Рабкин Е.Б. Полихроматические таблицы для исследования цветоощущения. – Минск, 1998.

  2. Кочетов А.И. Методы педагогического воздействия в работе с педагогически запущенными детьми. Мн: Нар. асвета, 1982. - 223 с.


Основные термины: сексуального насилия, поведения подростков, психологической диагностики несовершеннолетних, Похожая статья, жертвами сексуального насилия, диагностики сексуального насилия, коррекции поведения подростков, следующих задач, арттерапевтические методы, конфликтного поведения подростков, социального состояния ребенка, жертвами домашнего насилия, психологической службы приюта, нежелательного поведения детей, отрицательных качеств несовершеннолетнего, профилактике дезадаптированного поведения, наличие эмоционального насилия, комплексной реабилитации детей, эмоциональное состояние ребенка, методы работы благотворно

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle