Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Андреева Л. С., Попов В. А. Особенности личностного развития детей, подвергшихся жестокому обращению в замещающих семьях // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 508-509. — URL https://moluch.ru/archive/51/6711/ (дата обращения: 12.12.2018).

Проблема жестокого обращения с детьми в замещающих семьях является актуальной в современных педагогических и психологических науках.

По статистике МВД ежегодно в России совершается более 100 000 преступлений в отношении детей, из них от жестокого обращения в замещающих семьях страдает — около 200 детей.

Насилие в семье характеризуется широким кругом последствий, сказывающихся на детях. Многие из них проявляются только со временем. Федеральной службой государственной статистики было подсчитано, что каждый год около 1-го миллиона детей становятся свидетелями жестокого обращения в семьях.

Современные исследования не смогли выявить личностные особенности родителей, склонных к жестокому обращению с детьми.

Большинство исследователей совершенно справедливо считают, что распространение самых различных форм и видов жестокого обращения с детьми обусловлено социально-экономическими и психологическими причинами.

Исследователи отмечают, что жестокое обращение зачастую передается из поколения в поколение.

Среди современных исследователей нет четкого выявления склонности родителей к жестокому обращению [1, с. 23].

10 % детей, переживших насилие в подобных семьях, погибают, у остальных развиваются физические и психические отклонения.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

  1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, головы, определенный тип ожогов и другое.

  2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание.

  3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой.

Возраст 0–6 месяцев:

  • малоподвижность;

  • безразличие к окружающему миру;

  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы;

  • редкая улыбка в возрасте 3–6 месяцев.

Возраст 6 месяцев — 1,5 года:

  • боязнь родителей;

  • боязнь физического контакта со взрослыми;

  • постоянная беспричинная настороженность;

  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль;

  • испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

Возраст 1,5–3 года:

  • боязнь взрослых;

  • редкие проявления радости, плаксивость;

  • реакция испуга на плач других детей;

  • крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности.

Возраст 3–6 лет:

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

  • пассивная реакция на боль;

  • болезненное отношение к замечаниям, критике;

  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

  • псевдовзрослое поведение (внешне ребенок копирует поведение взрослых);

  • негативизм, агрессивность;

  • лживость, воровство;

  • жестокость по отношению к животным.

Младший школьный возраст:

  • стремление скрыть причину повреждений и травм;

  • одиночество, отсутствие друзей;

  • боязнь идти домой после школы.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома;

  • суицидальные попытки;

  • делинквентное поведение;

  • употребление алкоголя, наркотиков [3, с. 155].

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, имеют следующие особенности:

  • часто отстают в росте, массе или в том и другом от своих сверстников,

  • позже начинают ходить, говорить,

  • реже смеются,

  • хуже усваивают школьную программу,

  • наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом,

  • часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала) [1, 27].

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму. В результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Дети, подвергшиеся жестокому обращению в семье, сами испытывают агрессию, которую выплёскивают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто проявляют агрессивность в игре, порой они испытывают гнев без видимой причины.

Некоторые из них, наоборот, чрезмерно слабы, апатичны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт общения со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путем привлечь к себе внимание иногда проявляться в виде вызывающего, аддиктивного поведения [3, с. 84].

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, и не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием. Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда. Для нее характерна постоянная убежденность в собственной неполноценности. Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий. Это проявляется в приступах беспокойства, тоски, чувства одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте у подростков, могут наблюдаться попытки суицида [4, с. 137].

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

В результате жестокого обращения с детьми в замещающих семьях одновременно проявляются два аспекта социальных последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, переживающие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудиций, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети — жертвы насилия часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те, и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы [3, с.105].

Таким образом, любое проявление жестокости формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Прежде всего, жестокое обращение по отношению к детям, характеризуется для общества следующими последствиями:

  • потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств,

  • это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения;

  • это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей;

  • это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто становятся насильниками [4, с. 203].

Хотелось бы отметить, что разрешить эту проблему можно только при совместной работе педагогов, родителей, всех взрослых, которые отвечают, так или иначе, за воспитание детей.


Литература:

  1. Дементьева, И. Жестокое обращение с ребенком в семье: последствия для личностного развития / И. Дементьева // Социальная педагогика, 2010.- № 2. — С. 23–30.

  2. Защита детей от жестокого обращения / под ред. Е. Н. Волковой. СПб.: Питер, 2007, 256 с.

  3. Сафонова, Т. Я. Жестокое обращение с детьми / Т. Я. Сафонова, Е. И. Цимбал, Л. Я. Олиференко и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 265с. — ISBN 970–5-14–037135–4

  4. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 256 с. — ISBN 3–086–74133–7


Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, сексуальное насилие, семья, поведение, возраст.


Похожие статьи

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

ребенок, насилие, физическое насилие, жестокое обращение, семья, физическая сила, отношение ребенка, психическое насилие, семейное насилие, домашнее насилие.

Детерминанты сексуального насилия в семье | Статья в журнале...

Детерминанты сексуального насилия в семье. Авторы: Скобина Елена Александровна, Почекунина Екатерина Александровна.

Аспирант кафедры уголовного права и процесса Ю. С. Измайлова главной причиной жестокого обращения с детьми выделяет общий агрессивный...

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление...

Определить эмоциональное насилие можно по поведению ребенка, его психологическое развитие

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жестокое обращение, физическое насилие, форма насилия, сексуальное насилие, проблема, насилие...

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие...

Под сексуальным насилием вовлечение зависимых, детей в сексуальную активность, они не

Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, семья, родитель, последствие, насилие, социальная помощь, домашнее насилие, внутрисемейная...

Феномен жестокого обращения с детьми | Статья в журнале...

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение, установки, последствия насилия, программы профилактики.

психологическое жестокое обращение — хронические паттерны поведения, такие, как

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся...

физическое насилие, жестокое обращение, ребенок, подростковый возраст, сторона родителей, семья, психологическая помощь, подросток, отношение, домашнее насилие.

Насилие в семье как социальная проблема современного общества

По своей сути насилие — это некая форма проявление агрессивного поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, жестокое обращение, ребенок, насилие, проблема, отношение, член семьи, психологическая травма, социальный педагог, физический...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над...

ребенок, семейное насилие, семья, уровень образования родителей, экологическая модель, насилие, развод родителей, социальная изоляция, сторона родителей, жестокое обращение.

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале...

ребенок, подростковый возраст, подросток, семья, отношение, родитель, том, чувство взрослости, психологическое насилие, взрослый человек.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние насилия в семье на психологическое развитие подростков

ребенок, насилие, физическое насилие, жестокое обращение, семья, физическая сила, отношение ребенка, психическое насилие, семейное насилие, домашнее насилие.

Детерминанты сексуального насилия в семье | Статья в журнале...

Детерминанты сексуального насилия в семье. Авторы: Скобина Елена Александровна, Почекунина Екатерина Александровна.

Аспирант кафедры уголовного права и процесса Ю. С. Измайлова главной причиной жестокого обращения с детьми выделяет общий агрессивный...

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление...

Определить эмоциональное насилие можно по поведению ребенка, его психологическое развитие

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, жестокое обращение, физическое насилие, форма насилия, сексуальное насилие, проблема, насилие...

Ключевые слова: жестокое обращение с детьми, насилие...

Под сексуальным насилием вовлечение зависимых, детей в сексуальную активность, они не

Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, ребенок, семья, родитель, последствие, насилие, социальная помощь, домашнее насилие, внутрисемейная...

Феномен жестокого обращения с детьми | Статья в журнале...

Ключевые слова: насилие, жестокое обращение, установки, последствия насилия, программы профилактики.

психологическое жестокое обращение — хронические паттерны поведения, такие, как

Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми.

Проблема консультирования подростков, подвергшихся...

физическое насилие, жестокое обращение, ребенок, подростковый возраст, сторона родителей, семья, психологическая помощь, подросток, отношение, домашнее насилие.

Насилие в семье как социальная проблема современного общества

По своей сути насилие — это некая форма проявление агрессивного поведения.

Основные термины (генерируются автоматически): семья, жестокое обращение, ребенок, насилие, проблема, отношение, член семьи, психологическая травма, социальный педагог, физический...

Исследование семейных факторов, влияющих на насилие над...

ребенок, семейное насилие, семья, уровень образования родителей, экологическая модель, насилие, развод родителей, социальная изоляция, сторона родителей, жестокое обращение.

Семья и подростковое насилие | Статья в журнале...

ребенок, подростковый возраст, подросток, семья, отношение, родитель, том, чувство взрослости, психологическое насилие, взрослый человек.

Задать вопрос