Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маджидов, Д. Б. Социальный интеллект как совокупность способностей, обеспечивающих адаптацию личности в обществе / Д. Б. Маджидов, В. М. Маджидова, Абдулла Шарофиддинов. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар : Новация, 2017. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/237/11762/ (дата обращения: 26.04.2024).



Ключевые слова: злоупотребления, сложная действительность, осознание своих ошибок, наблюдение, состояние ума индивидов, индивидуальные потребности, внешнее выражение

Социальный интеллект — это интеллект индивида, формирующийся в ходе его социализации, под воздействием условий определенной социальной среды.

Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.

Среди психологов до последнего времени ведутся дискуссии вокруг определения интеллекта. Она предполагает развитие умения понимать себя, свое поведение, действия других людей и выстраивать эффективное взаимодействие, добиваться поставленной цели.

В отечественной психологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядом исследователей.

Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует как минимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин «социализация» используется для обозначения процесса, «в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе. Теория социализации призвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те или иные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия для общества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылка социализации, а ее результат.

Второе, более специальное определение термина используется в социологии и социальной психологии. Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т. е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т. п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.

Принимая во внимание наличие указанных значений социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций — типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй — накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д.

Только социализация не обеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций — типизация и индивидуализация. Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй — накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм и убеждений, систем смыслов и значений и т. д. Исходя из которого, адаптация понимается как равновесие между ассимиляцией (или усвоением данного материала существующими схемами поведения) и аккомодацией (или приспособлением этих схем к определенной ситуации). Любой процесс развития человека, в том числе и социального, — это всегда процесс его индивидуального развития в рамках, в контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности. Можно выделить две формы развития ребенка:

1) усвоение предметных знаний и навыков предметных действий и деятельности, формирование психических свойств и способностей, связанных с таким обучением и развитием и т. п.;

2) освоение ребенком социальных условий его существования, овладение в игре социальными отношениями, ролями, нормами, мотивами, оценками, одобряемыми средствами деятельности, принятыми формами поведения и отношений в коллективе.

М. И. Бобнева определяет наличие особой потребности у формирующейся личности — потребность в социальном опыте. Эта потребность может искать выход в стихийном поиске в виде неорганизованных, неуправляемых поступков и действий, но может быть реализована и в специально созданных условиях. Т. е. существуют и необходимы для полноценного развития личности две формы приобретения социального опыта — и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности.

Надо отметить, забегая вперед, что правомерность и значение последнего утверждения становятся особо очевидными в свете данного исследования. В нем наглядно демонстрируется необходимость организации социально-психологической работы с молодежью, моделирование и развитие социального интеллекта для профилактики социально-ненормативного поведения.

Социально-психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность (на практике выделяют адекватное поведение человека в условиях макро- и микросоциальной среды). Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Социальный интеллект — это способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Бобнева М. И. считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. И принципиально важно, подчеркивает автор, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т. д.

Другой отечественный исследователь, Ю. Н. Емельянов, изучал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности — повышение коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально-психологического обучения. Определяя социальный интеллект, он пишет: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимая под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» (Емельянов, 1985). Автор предлагает термин «коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект. Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальных контекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- к интра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этих событий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, и навыков. Эмпатия является основой сенситивности — особой чувствительности к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая в свою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годами эмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.

На основе анализа литературы можно выделить следующие источники развития социального интеллекта.

Жизненный опыт, — ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения. Его характеристики следующие:

− он социален, включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды;

− он индивидуален, т. к. основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни.

Искусство, — эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца и в роли воспринимающего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений.

Общая эрудиция– это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящиеся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид.

Научные методы — предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.

Вывод о том, что чем выше социальный интеллект, тем более адаптивен человек, кажется вполне оправданным. Значение данной стороны психики с особой наглядностью обнаруживаются на многочисленных примерах, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира (имеющие высокий общий предметно-ориентированный интеллект), оказываются беспомощными в области межличностных отношений.

Таким образом, социальный интеллект — интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий.

Литература:

  1. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., Международная педагогическая академия. 1994.
  2. Пиаже Ж. О природе эгоцентрической речи. В кн.: «Хрестоматия по общей психологии». М., 1981.
  3. Психология межличностного познания. Под ред. Бодалева А. А. М., «Педагогика», 1981.
  4. Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М. И. и Шорохова Е. В. М., «Наука», 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интеллект, коммуникативная компетенция, формирование человека, процесс, социальное развитие личности, социальный опыт, индивидуальный опыт, социальная группа, социальная перцепция, социальная психология.

Ключевые слова

наблюдение, индивидуальные потребности, злоупотребления, состояние ума индивидов, внешнее выражение, сложная действительность, осознание своих ошибок

Похожие статьи

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап положительной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитиепроцесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Формирование социальных компетенций у детей...

Формирование социальных компетенций у детей с задержанным психическим развитием.

Развитие ребенка с задержкой психического развития обуславливается тем что возникают трудности при вхождении в социальный мир, таким образом проблемой этих детей...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Коммуникативный блок формирования социальной компетентности.

Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующееся в процессе социализации...

Научные подходы к изучению социального интеллекта...

- Социальный интеллект: - способность понимать другого человека, учитывать интересы. других людей, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов...

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми...

Формирование социально-психологической компетентности...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, социально- психологическая компетентность.

Социально-психологическая компетентность сотрудников рассматривается как определенный уровень развития их коммуникативных качеств...

Развитие социального интеллекта дошкольников...

Социальный интеллект. Предмет. Развитие социального интеллекта в дошкольный период.

Жизненный опыт (социальный аспект – освоение интериоризированных норм и ценностей конкретной общественной среды и индивидуальный аспект - опора на...

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности.

Похожие статьи

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного...

Развитие социальной компетентности — важный и необходимый этап положительной социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Социальное развитие — это процесс...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Социально-коммуникативное развитиепроцесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Формирование социальных компетенций у детей...

Формирование социальных компетенций у детей с задержанным психическим развитием.

Развитие ребенка с задержкой психического развития обуславливается тем что возникают трудности при вхождении в социальный мир, таким образом проблемой этих детей...

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Коммуникативный блок формирования социальной компетентности.

Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующееся в процессе социализации...

Научные подходы к изучению социального интеллекта...

- Социальный интеллект: - способность понимать другого человека, учитывать интересы. других людей, умение сопереживать, устанавливать контакты, прогнозировать развитие коммуникативных процессов...

Особенности социального интеллекта подростков, учащихся...

Актуальность исследуемой нами темы обусловлена тем, что развитие социального интеллекта необходимо для овладения подростком регуляцией поведения во взаимодействии с окружающими людьми...

Формирование социально-психологической компетентности...

Ключевые слова: компетенция, компетентность, социально- психологическая компетентность.

Социально-психологическая компетентность сотрудников рассматривается как определенный уровень развития их коммуникативных качеств...

Развитие социального интеллекта дошкольников...

Социальный интеллект. Предмет. Развитие социального интеллекта в дошкольный период.

Жизненный опыт (социальный аспект – освоение интериоризированных норм и ценностей конкретной общественной среды и индивидуальный аспект - опора на...

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия...

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного...

Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности.