Библиографическое описание:

Абдурасулов Р. А., Убайдуллаев Т. Психологическое влияние узбекского кураша на формирование личностных качеств [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 55-57.



В данной статье рассмотрены вопросы влияния спорта, в том числе занятия узбекским курашом на формирование гармонично развитой личности.

Ключевые слова: гармонично развитая личность, узбекский кураш, индивидуально-психологические качества.

This article questions the influence of sports, including lessons uzbek kurash on the formation of a harmoniously developed personality.

Keywords: harmoniously developed personality, uzbek kurash, individual psychological qualities

Узбекский кураш занимает важное место не только в воспитании здорового поколения, но и в развитии физкультуры и спорта. Спортивные занятии не только оказывают влияние на развитие физических характеристики личности, но наряду с этим способствуют формированию её индивидуально-психологических качеств.

Узбекский кураш признан одним из важных средств в формирования личности учеников. В процессе тренировок и занятии курашом, ученики не только подрастают физически крепкими и здоровыми, но и формируют свои личностные, волевые качества.

В связи с этим, необходимо привести следующее слова Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова: «Спорт должен служить не только для спорта, а первую очередь для народа, их физического, психологического развития, для мира, согласия, дружбы и солидарности между народами всего мира».

Наши великие предки говорили о значении физического воспитания и спорта в жизни человека, в укреплении единства тела и душе, и что можно проследить по произведениям Абу Али ибн Сины, Абу Райхана Беруни, Абдуллы Авлони и другие.

Узбекский кураш имеет большое значение в жизни узбекского народа как один из видов спорта. Этот вид спорта имеет свою интересную историю, как и все другие единоборства.

В X-XI веках у узбекского народа кураш занимал основное место в деле сохранения физической подготовленности и укреплении здоровья. Абу Али ибн Сина в своей книге «Китаб ал-конун фит-тиб» («Канон медицины») писал о положительном влиянии физических упражнений и воспитания на здоровье человека.

Для того чтобы стать сильными воинами, войска Амира Темура проводили тренировки по копьеметанию, фехтованию и единоборству. Фирдавсий в своем произведении «Шахнама» обращает особое внимание на борьбу, поскольку для победы от бойца требуются ловкость, терпение и воля.

В старинных рукописях упоминается о том, что Амир Темур когда объявил поход против государства Хорезм, он предложил Хусейну решить судьбу войны с помощью «кураша». Еще великий мыслитель узбекского народа Алишер Навои писал в своих произведениях «Хамса», «Садди Искандарий» об узбекской борьбе. В «Бабурнаме» отмечается, что Бабур развивал борьбу среди своих войск и уделял большое внимание на физические занятие. По данным Бабура, в XV-XVI веках борьба получила весьма широкое распространение на территории нынешнего Узбекистана.

Узбекский народ использовал борьбу в качестве средства физической закалки человека. Историки и учёные нашей страны доказывают, что кураш как вид спорта занимает важное место в жизни узбекского народа.

В законе «Об образовании» Республики Узбекистан перед системой народного образования были поставлены важные задачи по воспитанию всесторонне здоровой, полноценной, гармонично развитой, духовно психологически зрелой личности. На основе этого закона разработаны требования по физическому воспитанию учеников. В нем так же были определены нормы их физического совершенствования, которые в определенном смысле влияют на формирование личности учеников.

В реализации этой задачи особое значение приобретает такой вид спорта, как «Узбек кураши». Многие ученые-психологи вели научные исследования о положительном психологическом влиянии различных видов спорта на формирование личности и воспитание развитого поколения, давали этому научное обоснование. Проведены многочисленные научно-исследовательские работы, направленные на изучение влияния школьных учебных предметов, в том числе физического воспитания и спорта на формирование личности учащихся. В этом направлении осуществляли научные исследование узбекские ученые — психологи З. Г. Гаффаров, Р. З. Гайнутдинов и русские В. Г. Асеев, В. М. Видрин, Ю. Ю. Палайма, П. А. Рудик, А. В. Родионов и другие. Но влияние физического воспитания и спорта на формировании личности не получило достаточного раскрытия, особенно, мало изучены значение узбекского кураша в формировании личностных качеств учеников, их психологических особенностей.

Несравнимо велико воспитательное значение узбекского кураша в формировании гармонично развитого поколения, его всестороннего совершенствования.

Занятия узбекским курашом способствуют формированию таких физических качеств учеников, как сила, пластичность, выносливость, быстрота реакции, подвижность и др. Кроме того, эти занятия могут давать соответствующий эффект в воспитании индивидуально-психологических и волевых качеств учеников.

В заключение, мы можем дать обобщенное изложение наших наблюдений по формированию следующих психологических качеств у учеников, регулярно занимающихся узбекским курашом:

  1. Занятия узбекским курашом оказывают позитивное влияние на развитие таких духовно-нравственных характеристик учеников, как самообладание, стремление к сотрудничеству, взаимопомощи и сдержанность и др., которые в свою очередь проявляются в таких их жизненно важных качествах, как умение определить своё место в жизни, наладить свою деятельность в коллективе, в межличностных взаимоотношениях. Равным образом, у учеников повышается вера в свои силы и развивается самоконтроль и чувство ответственности.
  2. Занятия узбекским курашом эффективно способствует всестороннему, гармоническому развитию учеников, преодолению таких свойств, как излишняя нервозность, несдержанность, вспыльчивость, страх, добросовестность, чувство справедливости, храбрость.
  3. Занятия узбекским курашом оказывают благотворное влияние на развитие волевых качеств учеников, которые повышают их целеустремленность, мужество, решительность, инициативность, независимость, самоуправление и т. д.

Литература:

  1. Каримов И. А. Узбекистан на пороге обретения независимости. — Т: Узбекистан, 2011. -176с.
  2. АбдурасуловР.АИнтересы учащихся к занятиям восточными единоборствами и боксом. Юбилейная международная научно-практическая конференция. Сборник материалов. Самара 2008
  3. Абдурасулов Р. А. Мотивы учащихся-спортсменов в спортивной деятельности. Юбилейная международная научно-практическая конференция. Сборник материалов. Самара 2008
  4. Арбузов В. В., Илларионов Г. Г., Фетискин Н. П. Психологические особенности проявления основных свойств нервной системы у боксёров. В кн. Ильина Е. П. “Спортивная и возрастная психофизиология”. -Л.: 1974. стр. 20–23.
  5. Дойль В. “Психические проблемы развития психических качеств спортсмена”. // В кн. П. А. Рудика и др. “Психология и сов-ременный спорт”. — М.: ФИС. 1973. стр. 121–123.
  6. Норакидзе В. Г. “Влияние спортивной деятельности на формирование спортсмена”.// В кн. П. А. Рудика и др.“ Психологические вопросы тренировки и готовности спортсменов к соревнованиям”. — М.: ФиС. 1973. стр. 62–72.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle