Библиографическое описание:

Чупров А. А. Роль уроков физической культуры в развитии волевых качеств личности учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида (на примере дисциплинированности и самоконтроля) // Молодой ученый. — 2009. — №5. — С. 224-227.

            Можно отметить, что длительное время в коррекционной педагогике и психологии на первый, и часто единственный план, выдвигалась задача коррекции познавательной сферы умственно отсталого ребенка. В значительно меньшей степени исследовалась воля детей с нарушением интеллекта. Вместе с тем успешность социальной адаптации и интеграции в общество детей  и подростков школы VIII вида определяется не только глубиной нарушений познавательной деятельности, но и особенностями волевой сферы данной категории детей, у которых значительно ослаблены умения приспосабливаться к социальным требованиям.

            Современное состояние исследований проблемы развития воли показало необходимость организации коррекционной работы по развитию волевых качеств, где необходимой предпосылкой успешного развития волевых качеств у детей с нарушением интеллекта является создание условий в процессе обучения и воспитания, которые заставляли бы их действовать и поступать определённым образом. Такие волевые качества личности, как целеустремленность, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, самоконтроль можно совершенствовать, создавая определённые условия, которые ставили бы ученика перед необходимостью проявлять указанные волевые качества. В связи с этим, правильная, педагогически обоснованная система физического воспитания ускоряет процесс формирования у учащихся с нарушением интеллекта волевых качеств. 

            Педагоги и методисты А.А. Дмитриев[3], Н.А. Козленко[5], В.М. Мозговой[7], Е.С. Черник[8], С.Ю. Юровский[9] отмечают необходимость  развития волевых качеств в системе физического воспитания умственно отсталых детей, включающей в себя урочные (занятия) и внеурочные формы работы.

            Урок физической культуры в специальной (коррекционной школе) VIII вида способствует развитию не только физических, но и личностных качеств умственно отсталого ребенка, в том числе и формированию волевых качеств. В связи с чем, урочная форма является неотъемлемой частью всей системы физического воспитания детей с нарушениями интеллекта и ведущей – в развитии дисциплинированности и самоконтроля.

            Мы считаем, что урок физической культуры может быть эффективным средством развития дисциплинированности и самоконтроля, если: уроки будут проходить систематически и методически корректно; в учебном процессе будут использоваться разнообразные упражнения; педагог будет сочетать и чередовать методы воспитания (убеждения, упражнения,  наглядный пример, поощрения, соревнования, наказания), предъявлять точно сформулированные и доступные для понимания ученика требования,   стремиться к повышению активности школьников с учетом их индивидуальных особенностей (интересов, волевых качеств характера, темперамента, способностей).

            С целью изучения  влияния урока как организованной формы обучения на развитие волевых качеств дисциплинированности и самоконтроля у умственно отсталых школьников нами было проведено с 2005г. по 2008г. эмпирическое исследование на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната №31 VIII вида г. Хабаровска. Исследование проводилось в форме психолого-педагогического эксперимента. В нём приняли участие 40 учащихся  4 - 6 классов в возрасте 11 -13 лет.

            Сопоставление  полученных в ходе наблюдения на первом этапе эксперимента уровней развития самоконтроля и дисциплинированности у умственно отсталых учащихся позволило проследить  между ними существенную зависимость: чем выше был у них  уровень  самоконтроля, тем они были более дисциплинированнее, и наоборот.

      На формирующем этапе исследования нами была разработана система уроков физической культуры с учетом дидактических принципов и апробирована в течение двух лет, где одной из воспитательных задач рассматривалось развитие дисциплинированности и самоконтроля у умственно отсталых школьников. 

            Поскольку урок физической культуры является ведущей формой обучения, то мы стремились использовать его структурные компоненты  (этапы) в развитии у умственно отсталых школьников дисциплинированности и самоконтроля. В вводной части урока обращали внимание детей на необходимость соблюдения дисциплинированности во время переодевания в раздевалке,  на развитие умения аккуратно складывать свою одежду. Мы показывали детям единый  порядок складывания одежды и обуви, образец готовности ребенка к уроку и отмечали какую они могут оказать  помощь товарищу, давали установку на правильное  построение детей в зале.

            В подготовительной  части урока при выполнении строевых и общеразвивающих упражнений учащиеся, ощущая постоянный контроль со стороны учителя,  соблюдали дисциплину, что проявлялось в их поведении. Самоконтроль выражался в  правильном выполнении учащимися инструкций педагога, стремлении добиться хороших результатов.

            В основной части урока  нами для развития навыков самоконтроля предлагалось детям  проанализировать выполнения задания тем или иным учеником и выявить ошибки и погрешности, а также сравнить с выполнением другого ученика и предложить возможные варианты устранения ошибок. С этими детьми мы совместно анализировали совершенные ими ошибки, сравнивали с предложенным образцом и предлагали выполнить точный вариант. В дальнейшем детям предлагалось самим проанализировать технику выполнения упражнения и выявить  возможные ошибки.

            В заключительной части урока ученики принимали активное участие в разборе прошедшего занятия, закрепляли теоретические сведения, организованно уходили в класс.

            В процессе уроков мы стремились четко и доступно, понятно для ребенка давать указания (требования). С этой целью мы сочетали: наглядный показ техники выполнения упражнения со словесной инструкцией его выполнения, а затем предлагали выполнить упражнение по частям, в целом (практический метод обучения).    

            Организуя уроки, мы стремились повышать познавательную и двигательную активность школьников, используя при этом разнообразные методы обучения (круговой тренировки, игровой, работы по карточкам, проблемного обучения). Например, мы использовали подвижную игру «Салки», где детям предлагалось в начале проанализировать правила игры, а затем выполнить их. Самоконтроль выражался в умении детей принять и выполнить следующую инструкцию:

-играть в парах;

-один ученик должен убегать, другой – догонять;

-убегающий имеет право сделать остановку шагом на 5 секунд и снова убежать;

-всего убегающему можно сделать 3 остановки (во время остановки убегающий    ученик в течение 5 секунд «неприкасаемый»).

Особую роль в развитии волевых качеств играет применение учителем разнообразных по степени сложности упражнений.

            Процесс обучения стоился с учетом индивидуальных особенностей детей, в первую очередь волевых качеств. Так, если у ребенка имелся интерес к выполнению физического упражнения и он вел себя достаточно дисциплинированно, то ему бы предоставлялась большая самостоятельность, тем самым совершенствовались зачатки воли. При отсутствии интереса и низкого уровня самоконтроля мы применяли к данному ребенку разные приемы обучения (облегчение задания, использование игровой ситуации и т. д.) и воспитания (поощрение, одобрение, убеждение и т. д.)

            Для эффективности коррекционного воздействия на развитие волевых качеств мы комбинировали разные методы воспитания в течение серии уроков. Мы использовали метод убеждения, одобрения, практического приучения,  метод наказания и наглядный пример, но каждый метод по разному влиял на поведение детей. Например, метод убеждения мы применяли индивидуально, для того чтобы  научить детей помогать товарищам, выработать умение подчиняться дежурному в классе.

            Метод  одобрения выражался в виде кратких замечаний или соответствующих жестов. Например,  в игре «Охотники и утки», «охотник» мог сильно бросить в  «утку» мяч, но ребенок только  лишь слегка коснулся им «утки», чтобы не ударить. Мы говорили: «Молодец, что не ударил», выражая одобрение жестом. В других случаях мы использовали замечания типа: «хорошо защищал команду», «смелый поступок», «молодец, что помог товарищу» и т. п.

            Практическое приучение заключалось в точном выполнении и соблюдении  последовательности в  предложенном упражнении. Например,  при закреплении  стойки баскетболиста предлагалась несколько вариантов ее исполнения:

-принять стойку, приподняться на носки, равномерно распределить тяжесть тела на обе ноги, возвратиться в исходное положение;

-из положения стоя на носках, ноги врозь перенести тяжесть с одной ноги на другую и затем принять положение стойки, согнув ноги в коленях;

-в шаге, в беге – принимает стойку баскетболиста.

            В результате многократного повторения различных вариантов стойки баскетболиста учащиеся стали более точно выполнять данные упражнения, осознанно и  дисциплинированно.

            Метод наказания заключался в порицании отрицательных действий, поведения и поступков учащихся. Например, при игре «Перестрелка», школьник сильно ударил мячом игрока другой команды, мы остановили игру и высказали неодобрение, сделали ему замечание «Если ты еще так сделаешь, то больше играть в игры не будешь». После данного порицания он соблюдал дисциплину.

            При обучении повороту без мяча   мы воздействовали на детей личным примером выполнения педагогом этого упражнения, а также использовали случаи из жизни школьного коллектива. Мы обращали  внимание  на высокие спортивные достижения других школьников и отмечали, что и другие так смогут  в результате тренировок.

            Наблюдения за детьми в процессе уроков физической культуры показали, что для развития волевых качеств следует применять разнообразные методы воспитания и обучения, чередовать и сочетать их. Эффективней всего сочетание словесных, наглядных и практических  методов  обучения, позволяющих детям осознать и наглядно представить содержание их деятельности. Ведущими методами воспитания волевых качеств у умственно отсталых детей являются убеждение, поощрение, пример, практическое приучение.

            Таким образом, организация регулярных занятий физической культурой с учетом  особенностей развития  волевых качеств  школьников с нарушением интеллекта позволила нам применять разнообразные методы коррекционной работы, что способствовало развитию у них дисциплинированности и самоконтроля.

            По итогам коррекционной работы по развитию дисциплинированности и самоконтроля у умственно отсталых детей  в процессе уроков физической культуры нами было проведено контрольное экспериментальное исследование. Динамика развития дисциплинированности и  самоконтроля у умственно отсталых учащихся представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Динамика волевых качеств личности учащихся школы VIII вида.   

        Волевые

качества

Этапы

экспери-

мента

   Дисциплинированность

Самоконтроль       

уровни развития

уровни развития

высо-

кий

сред-

ний

низ-

кий

очень

низкий

высо-

кий

сред-

ний

низ-

кий

очень

низкий

2005г.

10%

40%

30%

20%

10%

30%

40%

20%

2008

20%

60%

10%

10%

20%

50%

20%

10%

 

            Анализ полученных  данных свидетельствует об эффективности работы по развитию дисциплинированности и самоконтроля на уроках физической культуры у умственно отсталых школьников. Проведенная работа показала, что урок физической культуры действительно является  одной из основных и продуктивных форм  организации коррекционно-развивающего процесса в школе VIII вида. Он позволяет учителю сочетать и варьировать разные методы обучения и воспитания умственно отсталых школьников, применять их с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, тем самым обеспечивая совершенствование волевых качеств у детей.

            Данная проблема требует дальнейшего рассмотрения и расширения области изучения влияния всей системы физического воспитания на развитие дисциплинированности и самоконтроля школьников с нарушением интеллекта.  

Литература

            1.Азарян Р.Н. Урок физической культуры как важное средство воспитания нравственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих детей. //Дефектология. – 1984. - №6. – С. 53-59.

            2.Бабенкова Р.Д. О подходе к физическому воспитанию учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. – 1980. - №2. – С.16-23.

3.Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. – М., 2002. – 176 с.

4.Кербель Л.А. Воспитание волевых качеств в процессе занятий физическими упражнениями // Формирование волевых качеств учащейся молодежи в процессе физического воспитания. – М., 1982. – 78 с.

5.Козленко Н.А. Физическое воспитание учащихся младших классов вспомогательной школы. – Киев, 1966. – 223 с.

6.Лаужикас И.П. Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования, развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы):  Автореф. Дисс. … канд. пед. наук. – Вильнюс, 1967. – 20 с.

7.Основы олигофренопедагогики: учеб. Пособие для студ. сред. учеб. заведений / В.М. Мозговой, И.М. Яковлева, А.А. Еремина. – М.,  2006. – 224 с.

8.Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: учебное пособие. – М., 1997. – 318 с.

      9.Юровский С.Ю. Воспитательная работа с учащимися вспомогательной школы в процессе занятий по физической культуре. //Дефектология. – 1985. - №1. – С. 39-46.

      10.Юровский С.Ю. Использование методов наглядного и словесного воздействия при обучении движениям учащихся вспомогательной школы. //Дефектология. - 1980. - №3. – С.16-27.

 

    

      

           

Основные термины (генерируются автоматически): волевых качеств, волевых качеств, физической культуры, физической культуры, VIII вида, VIII вида, уроков физической культуры, уроков физической культуры, развития волевых качеств, развития волевых качеств, физического воспитания, физического воспитания, отсталых школьников, отсталых школьников, нарушением интеллекта, нарушением интеллекта, развитии волевых качеств, развитии волевых качеств, урок физической культуры, качеств личности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос