Библиографическое описание:

Ивакина Е. А. Роль воспитателей и родителей в обеспечении психологического комфорта в детском саду (практические рекомендации) [Текст] // Психология: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016. — С. 15-18.



Современные дети отличаются от предыдущих поколений больше, чем когда-либо: за весь известный нам отрезок истории ничего подобного еще не случалось. Так, на них не действует тактика внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Они почти не реагируют на принуждения, нотации, наказания, запреты и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются воспитатели и родители.

Современные дети откликаются на уважение, на уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для их родителей. Они не всегда ведут себя правильно. Среди них есть трудные дети. Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей — общаться с ними [5].

Целесообразно перечислить основные принципы воспитания современных детей [5]:

1) Обращайтесь с детьми уважительно. Не унижайте их!

2) Всегда предоставляйте детям свободу выбора, чего бы это не касалось!

3) Помогайте детям принимать самостоятельные решения в том, что касается их дисциплины.

4) Всегда объясняйте детям, почему вы даете им какие-то инструкции.

5) Сделайте детей своими партнерами в их собственном воспитании.

6) Формируйте у детей чувство безопасности, поддерживая их начинания.

В. М. Блейхер и И. В. Крук определяют понятие «комфорт» как комплекс максимально благоприятных для субъекта условий внешней и внутренней среды, включающий и факторы психологические [1].

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствием напряжения психических и физиологических функций организма. По определению Всемирной Организации Здравоохранения, душевное благополучие является одной из главных составляющих здоровья человека. Поэтому так важно с ранних лет беречь психологическое здоровье дошкольников. Обеспечение психологического комфорта детей в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении. Эффективность воспитания и обучения детей в ДОУ, их психологическое благополучие зависят от того, какие чувства вызывает та или иная деятельность, режимный момент, ситуация, как ребенок переживает свои успехи и неудачи, отношение к себе взрослых и сверстников.

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

  1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ.
  2. Распорядок дня. Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых — необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
  3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды, которая должна обеспечить собственную активность ребёнка. Значит, предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной, должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.
  4. Стиль поведения воспитателя. Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними.
  5. Добрые традиции. Психологическое здоровье дошкольников — это забота каждого взрослого, находящегося рядом с ребенком!

Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами [6].

Каждый родитель и воспитатель, если он любящий, понимающий и не разучился играть, может помочь ребёнку вырасти счастливым и довольным окружающими людьми, как в семье, так и в детском саду. Именно тот взрослый, который не растворился в чувстве собственной важности, готов помочь развитию ребёнка.

Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и другое. В раннем возрасте, чтобы помочь приобретать эти навыки, нужно развивать мелкую моторику рук, которая взаимодействует с такими высшими свойствами психики, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь). Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев. Они необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

В среде сверстников ребенок может свободно проявлять свои индивидуальные особенности. До конца дошкольного возраста отличительной особенностью детского общения являются его нерегламентированность и раскованность.

Ребенок учится в общении со сверстниками следующему [2]:

 выражать себя;

 управлять другими;

 вступать в разнообразные отношения.

В общении со взрослыми он узнает, как нужно [2]:

 говорить и делать правильно;

 слушать и понимать другого;

 усваивать новые знания.

С детьми необходимо использовать настольные и дидактические игры, которые помогают не только усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной серы, но и направлены на формирование навыков общения и взаимодействия, на эмоциональное развитие. С помощью дидактических пособий дети учатся жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Творческий процесс позволяет детям обогатить свой опыт, лучше понять себя, свободно выражать свои мысли и чувства, мечты и надежды, а также сформировать умение мысленно оперировать представлениями и образами и преобразовывать их. В процессе такой деятельности нарабатываются новые важные умения: совершенствуется моторика руки, умение спокойно и сосредоточенно трудиться за столом.

Если ребенок приходит в детский сад не в духе или же у него портится настроение в течение дня, необходимо исправить эту ситуацию. Для этого можно создавать игрушки для отреагирования отрицательных эмоций детей: различные молоточки, волшебные палочки. Страх и плохое настроение можно положить в мешочек для крика, если ребенок на кого-то злится или обижен; он может выразить свою обиду, или просто покричать в этот мешочек. Для проявления хорошего настроения можно изготовить коробочку, куда дети могут «складывать» или «взять» радость и любовь. Можно использовать зеркало как «Зеркало — улыбка», для того чтобы ребенок в него посмотрел и улыбнулся. Детям всегда становится весело после этого. Для выплеска агрессивных проявлений необходимо сделать грушу для битья. Когда ребенок дерётся, воспитатель объясняет ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья очень даже можно.

Игры с природным материалом для детей является не только необычным для них, но они развивают у детей художественные способности, эстетические вкусы, фантазию, творческое воображение, память, мышление, внимание, развитие мелкой моторики. Во время игры дети приобретают знания путем самостоятельного поиска, исследовательской деятельности. В процессе игры и после ее завершения дети испытывают большое эмоциональное наслаждение, повышается их жизненный тонус, способствующий поднятию настроения. Игры с дидактическими игрушками и природным материалом способствуют накоплению чувственного опыта, вместе с тем помогают эстетическому воспитанию детей. Также для развития мелкой моторики, воображения можно использовать различную крупу (манка, рис, пшено, мелкие макароны) при изготовлении аппликаций.

Заботиться об эмоциональной жизни ребенка так же важно, как о его физическом и умственном развитии. Ребенок проходит долгий путь эмоционального развития. Ему приходится учиться переживать, чувствовать и сочувствовать. В последнее время в научной и практической литературе все больше внимания обращается на так называемый эмоциональный интеллект или эмоциональную компетентность. В эмоциональную компетентность входят следующие способности:

 осознавать и понимать свои эмоции,

 уметь их конструктивно выражать,

 распознавать чувства другого,

 соразмерять свое поведение с чувствами и интересами партнера по общению.

Чтобы заботится об эмоциональной грамотности своих детей для родителей и воспитателей, Ю. Б. Гиппенрейтер разработала психологические игры и занятия для развития эмоционального интеллекта [3]. Данная игра позволяет детям: встречаться с различными эмоциональными ситуациями, знакомиться с названиями чувств, учится о них рассказывать, учится внимательно слушать друг друга. Эмоциональное лото, которое входит в комплекс игр, позволяет закрепить у детей приобретенный словарь названий эмоций и научиться лучше распознавать переживания других людей в различных жизненных ситуациях.

Для лучшего понимания эмоционального состояния детей можно сделать «уголки настроения». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому, воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку.

Для детей, которые часто вступают в конфликты, необходимо сделать «Коробочку для примирения», которая помогает поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом. После такого примирения дети ссорятся гораздо реже.

Родители также способны создать благоприятную атмосферу вокруг ребенка, благодаря этой которой он будет с удовольствием посещать детский сад. Взаимодействие родителей и воспитателей положительно влияет на отношение ребенка к детскому саду. Необходимо соблюдать следующие принципы при работе с родителями: 1) открытость детского сада для семьи; 2) сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; 3) отсутствие формализма в организации работы с семьей; 4) создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Можно выделить основные формы общения с родителями:

 Совместные досуги, праздники.

 Участие родителей в выставках.

 Организация дней открытых дверей.

 Выпуск газет.

 Организация мини-библиотеки.

 Семинары — практикумы.

 Устные педагогические журналы.

 Игры с педагогическим содержанием.

Необходимо заинтересовывать родителей и детей в организации выставок:

 Выставки детского творчества;

 Выставки творчества взрослых;

 Выставка игрушек для игр дома;

 Выставка детской литературы для семейного чтения;

 Выставка педагогической литературы для семейного чтения.

Организация праздников также позволяет создавать совместно с родителями благоприятный настрой у ребенка.

Рисование, или арт-терапия, должны использоваться воспитателями для снятия негативных эмоций, агрессивных проявлений (физических и вербальных), для преодоления гиперактивных проявлений, для раскрытия собственного «Я» ребенка, на приобретение коммуникативных навыков, на разрешение конфликтов и т. д. Можно использовать следующие упражнения: «Нарисуй безопасную комнату», «Нарисуй любимую вещь», «Нарисуй свое настроение». Чтобы улучшить психологическое самочувствие детей, процесс рисования необходимо сопровождать музыкой (желательно выбирать классическую музыку). Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию. Детям можно предлагать рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Используются карандаши, краски, мелки. Музыка — яркая, эмоционально богатая, негромкая, не более 60–65 ударов в минуту [4].

Стоит остановиться на том, как воспитатели используют игровое пространство и какие технологии применяют. Рассмотрим использование социо-игровой технологии в воспитательно-образовательном процессе. Благодаря данной технологии, разработанной Е. Е. Шулешко, А. П. Ершовой и В. М. Букатовым? можно сохранить и развить возможности ребенка, без ущерба его психическому здоровью.

Суть метода раскрывается в следующих правилах:

  1. Работа проводится малыми группами до 6 человек, т. к. в шестерке каждый ребенок находит максимально выгодные условия для возникновения коллективного делового общения. Помимо этого шестерки часто делятся на две тройки или три пары (зависит от возраста детей).
  2. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает лидер (капитан команды).
  3. Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен.
  4. Ограничение по времени предполагает смену темпа и ритма.
  5. Интеграция видов деятельности.
  6. Ориентация на принцип полифонии (принцип «133 зайца»).

Социо-игровая технология предполагает использование нескольких видов игр. 1) Игры для рабочего настроя. Задачи: пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания тела. 2) Игры-разминки. Задачи: разрядка трудоемкой и затянувшейся работы или, наоборот, ожидания; снятие усталости; переход от одного вида деятельности к другому. 3) Игры социо-игрового приобщения к делу. Задача: выстраивание деловых отношений детей с воспитателем и друг с другом. 4) Игры творческого самоутверждения. Особенность этих игр в том, что при их выполнении учитывается художественно — исполнительский результат деятельности. 5) Игры вольные. Задача: физически активный и психологически эффективный отдых.

В основе педагогической деятельности должна лежать уверенность в том, что каждый ребенок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребенка есть ресурс потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым [7].

Таким образом, у детей есть возможность по мере необходимости снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение. Кроме того, игры из психологического уголка помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его. Дети обучаются приемам саморегуляции, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия.

Различные психологические игры позволяют детям находится в состоянии психологического комфорта в детском саду.

Литература:

  1. Блейхер В. М., Крук И. В. Словарь психиатрических терминов. 1995.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. 3–е изд. — СПб.: Питер, 2008.- 272с.
  3. Гиппенрейтер Ю. Б. Развиваем эмоциональный интеллект. Вместе переживаем и играем. 2-е изд. — Москва: АСТ, 2015. — 96 с.
  4. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб.: Речь, 2014. — 160 с.
  5. Шитова Е. В. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2–7 лет. — Волгоград: Учитель, 2011.- 169 с.
  6. www.nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/03/22/sozdanie-psihologicheskogo-komforta-detey-v-detskom
  7. www.multiurok.ru/buianova/blog/ighry-napravliennyie-na-razvitiie-sotsializatsii-uchashchikhsia-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle