Библиографическое описание:

Сорокина Е. И., Маковкина Л. Н. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям учебной работы в ВУЗе [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1-3.



 

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы. При этом специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения как в средней так и высшей школах.

Так, например, первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к новым требованиям обучения. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, и особенно в ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и вузе. Кроме того, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии.

Учитывая вышесказанное, проводились исследования среди студентов эколого-мелиоративного факультета различных направлений бакалавриата. Проводилось анкетирование среди студентов-второкурсников направления «Землеустройство» и «Экология». Были выбраны студенты 2 курса, по причине того, что процесс адаптации при переходе из школы в ВУЗ у них уже произошел и одновременно с этим не забыты трудности, его сопровождающие. Из анализа результатов следует, что студенты в равной степени оценили значимость гуманитарных дисциплин для адаптации в вузе (эта группа обеими направлениями была оценена как среднезначимая). В тоже время наблюдаются незначительные отклонения в оценке таких групп дисциплин как экономические дисциплины и психология, социология.

Вместе с тем, по мнению студентов направления «Землеустройство», такие группы дисциплин как психология, социология — наиболее быстро помогает студентам адаптироваться в вузе, тогда как экономические дисциплины были оценены ими как наименее влиятельный фактор.

Студенты направления «Экология» также выделили важность такой группы дисциплин, как психология, социология, однако, этот фактор наиболее значимым ими признан не был, экономические дисциплины также были оценены ими как один из наименее значимых факторов.

Наибольшее различие наблюдалось в оценке таких групп как общенаучные дисциплины и специальные дисциплины. Общенаучные дисциплины студентами по направлению «Землеустройство» были признаны одним из наиболее значимых факторов (эта группа дисциплин оказалась на втором месте), тогда как студенты по направлению «Экология» считают ее наименее значимым фактором для скорейшей адаптации студента в вузе. Что касается специальных дисциплин, то экологи считают их наиболее важной группой для более быстрой адаптации, в то время как студенты по направлению «Землеустройство» признают эти дисциплины, наоборот, одним из наименее важных факторов.

Проблема адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности пока не стала предметом специального исследования, хотя практика и показывает, что значительное количество студентов приходит в вуз после значительного перерыва по окончании школы (более 2-х лет — 50,4 % студентов), что обусловливает затруднения в организации и овладении новыми методами учебно-профессиональной деятельности.

Это приводит к неудовлетворенности результатами учебно-профессиональной деятельности, сомнениям в правильности выбора профессии.

В связи с этим назрела необходимость в разрешении проявляющихся в процессе профессиональной подготовки студентов противоречий: социально-педагогического характера: с одной стороны, между возросшей потребностью российского общества в высококвалифицированных специалистах, владеющих навыками учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, не полностью реализованными потенциальными возможностями учебных заведений в ее организации;

        научно-педагогического характера: с одной стороны, между существованием значительного количества исследований, посвященных проблемам учебно-профессиональной деятельности, а с другой стороны, недостаточной теоретической разработанностью проблемы адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности;

        научно-методического характера: с одной стороны, между существующими требованиями к качеству подготовки будущих специалистов, а с другой, недостаточным содержательно-методическим обеспечением процесса адаптации студентов к учебно-профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных задач, исследуемых в настоящее время в педагогике и дидактике высшей школы. Современная система профессионального образования служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития будущего специалиста как представителя и носителя определенной культуры, характеризующейся совокупностью знаний, умений, а также определенным мировоззрением, жизненными установками и ценностями, особенностями профессионального поведения.

Научная и практическая актуальность проблемы адаптации заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение.

 

Литература:

 

  1. Васильева С. А., Копеина Н. С. Психологическая идентичность как условие успешной адаптации студентов к учебному коллективу / Васильева С. А., Копеина Н. С. –Ленинград, 1984. — С. 332
  2. Фёдорова Е. Е. Адаптация студентов ВУЗов к учебно-профессиональной деятельности/ Фёдорова Е. Е. — Магнитогорск, 2007,- С.187

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle