Библиографическое описание:

Атаскевич Н. О. Формирование психологической устойчивости личности подростков как фактор профилактики интернет-зависимости [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 10-13.

Интернет-зависимость является формой аддиктивного поведения, аддиктивное поведение — это стремление человека вступать во взаимодействие с чем-то или кем-то, для получения удовлетворения. Под аддиктивным поведением подразумевается зависимое поведение от некой активности или употребления различных веществ для изменения психического состояния. Такое поведение нарушает функционирование организма человека, и даже его личность [1,c. 6].

В последние двадцать лет произошло глобальное распространение интернета. По числу пользователей Россия на сегодняшний день занимает четвертое место в мире. В период с 2008 до 2012 год число интернет-пользователей возросло с 37 млн. человек до 63 % 75 млн. человек, а количество людей, посещающие сеть ежедневно — с 12 млн. человек до 26 млн. человек. Основной интернет-аудиторией, по результатам большого количества социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет, т. е. — подростки [2, с. 14]. Интернет-зависимость (интернет-аддикция) относится к нехимическим видам аддикции. Если аддиктивное поведение — это уход от реальности, путем изменения психического состояния, то реальность, которую создает компьютер, тоже влияет на внутренний мир человека и изменяет его [4, с.143]. Лицо в застывшем состоянии, которое уставлено на экран монитора, замедленная или отсутствующая реакция на внешние раздражители — вот характерный вид некоторых пользователей, которые склонны к аддиктивному поведению [4, с.141]. К признакам сформировавшейся зависимости от интернета, по мнению К. Янг, относятся следующие критерии: всепоглощенность интернетом; возрастающее желание проводить в интернете все больше и больше времени; повторяющиеся попытки уменьшить использование Сети; проблемы с контролем времени; возникновение проблем с окружающей средой (семья, школа, работа, друзья); смены настроения посредством использования интернета [2, с.13].

Понятие stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость). В словаре А. Ребера «устойчивость» определяется как свойство человека, поведение которого последовательно и надежно [6,c. 74]. В немецком, английском, испанском и французском языках слово «устойчивость» — синоним слова «стабильность».

Психологическая устойчивость с одной стороны трактуется как равномерное постоянство основных жизненных принципов и целей, доминирующих мотивов, моделей поведения, реагирования в обыденных ситуациях, другой стороны — как адекватная изменчивость личности. Изменчивость проявляется в динамике мотивов, в появлении новых моделей поведения и видов деятельности, в выработке тех форм реагирования на ситуации, которых ранее не было. Психологическая устойчивость есть гармоническое (равномерное) единство динамичности и постоянства личности, дополняющие друг друга. Постоянство является основой для выстраивания жизненного пути человека, достижения целей жизни. Оно укрепляет и поддерживает самооценку, помогает принять себя как личность и индивидуальность [5,c. 58].

Для профилактики отклоняющегося поведения необходима система общих и специальных мероприятий на разных ступенях социальной организации. Для того, чтобы профилактическая работа была успешна нужны комплексность, дифференцированность, последовательность, своевременность. В работе с подростками, когда их личность активно формируется, последнее условие особенно важно. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) выделяет третичную, вторичную и первичную профилактику. Мы будем применять первичную профилактику, которая занимается повышением устойчивости личности и устранением внутренних неблагоприятных факторов, которые вызывают какое — либо негативное явление [3, c.288].

В исследовании участвовали учащиеся 9-х классов гимназии № 14 г. Улан-Удэ в количестве 97 человек. Средний возраст подростков 15 лет (48 девочек,49 мальчиков). Целью исследования была выявление уровня нервно — психической устойчивости, а так же диагностика наиболее выраженных личностных качеств и особенностей в группе подростков.

Психодиагностические методики:

1.                      Методика «Самоотношение» В. Столина.

2.                      Оценка нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз»)

3.                      Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В. И.)

4.                      Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) Д. Г. Маклакова и С. В. Чермянина.

5.                      Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко

По результатам методики «Cамоотношение» В.Столина наиболее высокие и часто встречающиеся показатели выявлены по шкалам самоуважение (Ме=80), аутосимпатия (Ме=77), ожидаемое отношение от других (Ме=72). Это указывает, что подростки обладают завышенной самооценкой, эгоцентричны, часто ждут положительного отношения, сопереживания, поддержки от других людей в свой адрес. Средние арифметические значения получены по таким шкалам, как саморуководство (Ме=60), самопоследовательность (Ме=60), самообвинение (Ме=60), самоуверенность (Ме=65). Это значит, подростки успешно могут работать самостоятельно, ставить цели, находить средства и методы их достижения. Остальные шкалы — выявлены с показателями с низким баллом 55 — это шкалы отношение других, самопринятие, самопонимание.

Рис. 1. Среднеарифметические значения самоотношения испытуемых

Методика оценки нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз») предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений. По результатам методики не было выявлено детей с неудовлетворительной НПУ, т. е. склонностью к нервно-психическим срывам. У 57 учеников выявлен высокий уровень НПУ, у оставшихся 40 учеников отмечен удовлетворительный уровень НПУ, эти ученики могут поддаваться нервному срыву в крайне экстремальных ситуациях, поэтому необходимо учитывать это и по возможности провести работу по повышению уровню стрессоустойчивости и общего уровня НПУ.

Рис. 2. Результаты методики оценки нервно — психической устойчивости в стрессе (методика «Прогноз»)

Многошкаловая опросная методика В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) позволяет диагностировать степень развития осознанной саморегуляции и ее индивидуальные профили, компонентами которых являются частные регуляторные процессы. Анализ результатов показал, что общий уровень саморегуляции у испытуемых выявлен со средними показателями. Ученики самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанноВ дальнейшей работе мероприятия будут направлены на повышения уровня компонентов саморегуляции.

Рис. 3. Результаты многошкаловой опросной методики В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ)

Цель многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) Д. Г. Маклакова и С. В. Чермянина — диагностика адаптивности испытуемого по следующим параметрам: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, моральная нормативность.

В основном по всем шкалам были выявлены средние показатели, за исключением нескольких учеников. По обобщающей шкале «уровень адаптивных способностей» все ученики относятся к группе нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью. Таким образом, по данной методике у учеников по все шкалам были выявлены средние показатели, есть возможность их повысить.

Рис. 4. Результаты многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ) Д. Г. Маклакова и С. В. Чермянина

Тест диагностики эмоциональной реакции на окружающую среду (В. В. Бойко). Цель методики — диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды. У большинства учеников — рефрактерная эмоциональная реакция, говорит о том, что эмоциональная система восприятия пасует перед разными влияниями — положительными, отрицательными и амбивалентными. В окружающей действительности она выбирает преимущественно амбивалентные стимулы. У небольшой части группы — доминирование эйфорической формулы, при которой эмоциональная система в целом настроена на позитивные стимулы. У некоторых — дисфорическая формула положительные и отрицательные стимулы сводятся к негативным переживаниям, а эмоциональная система в целом настроена на негативные стимулы.

Рис. 5. Результаты по данным теста диагностики эмоциональной реакции на окружающую среду (В. В. Бойко)

Подводя итог всего вышесказанного можно сказать, что в сумме по всем методикам у учеников наблюдается средний, адаптивный уровень нервно — психической устойчивости. Устойчивы эмоциональные и психические состояния и отсутствуют склонности к частой смене эмоций. Ученики способны регулировать свое взаимодействие со средой деятельности. Она осуществляется в единстве энергетических, динамических и содержательно-смысловых аспектов. Исследование продолжается, в дальнейшем будет разрабатываться система профилактических мероприятий для формирования более высокого уровня психологической устойчивости, как фактора профилактики интернет — зависимости подростков.

Литература:

1.                      Айвазова А. Е. Психологические аспекты зависимости. СПб.: Речь, 2004. С. 6–17 (Текст)

2.                      Войскунский А. Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал: сборник статей № 1, 2004 (Текст)

3.                      Изотова Е. И.. Психологическая служба в образовательном учреждении, М: Академия, 2007. с. 288 (Текст)

4.                      Кристал Г. Нарушения эмоционального развития при аддиктивном поведении. Психология и лечение зависимого поведения. М: Наука, 2007. с. 141–143, 240 (Текст)

5.                      Оллпорт Г. Личность в психологии. М.-СПб., 1998. с.58

6.                      Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000. с.74

7.                      Янг К. Диагноз — Интернет-зависимость // Мир Интернета № 2, 2000 (Текст)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle