Библиографическое описание:

Федулов И. С. Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся различными видами спортивной деятельности [Текст] // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 68-71.

Исследование в изучение человека как субъекта активной деятельности в последние годы становится одним из приоритетных направлений отечественной психологии (К. А. Абульханова, А. Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, Б. А. Вяткин, И. А. Джидарьян, Д. А. Леонтьев, В. А. Петровский и др.). Спорт в этом отношении не является исключением.

Как в общей, так и в спортивной психологии проблема воли, волевых качеств и волевых усилий изучена достаточно широко (А. Ф. Лазурский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Селиванов, Н. Д. Левитов, В. С. Мерлин, В. К. Калин, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, В. А. Крутецкий, В. А. Иванников, Е. П. Щербаков и др.). При этом общая волевая активность в спорте как системное образование, ее структура и детерминанты, особенности в различных видах спорта изучены недостаточно полно. Поэтому в настоящее время, в связи с ростом профессионализации спорта высших достижений и наступающим ренессансом массового и юношеского спорта, изучение психологических основ процесса развития волевой активности, основ процесса волевой подготовки спортсменов по различным видам спорта с учетом их индивидуальности и спортивной специализации является важной научно-исследовательской задачей [1;3; 4].

Анализ различных подходов к изучению воли в психологии позволяет рассмотреть многообразные проявления воли, ее связь с индивидуально-психологическими особенностями человека [2]. Отмечается, что одним из важных результатов полученных в исследовании онтогенеза волевой регуляции, является установление связи междуразвитием воли и развитием мотивационной сферы личности, зависимости эффективности волевой регуляции действия от силы стоящих за ним мотивов (В. К. Калин, 1968; В. К. Котырло, 1971; А. И. Высоцкий, 1983; В. А. Иванников, 1998) [3; 4].

Ю. Я. Горбуновым изучался стиль волевой активности у школьников-спортсменов вне зависимости от того, каким видом спорта они занимались. Были выявлены различные стили волевой активности, соответствующие основным функциям воли: побуждающий, регулирующий и сдерживающий. Установлено, что стили волевой активности, опосредуя взаимосвязи свойств нервной системы и личности (природного и социального в человеке), способствуют наиболее целесообразному приспособлению к условиям спортивной деятельности [3]. В данном исследовании волевая активность спортсменов рассматривается с позиции теории интегральной индивидуальности как системное образование, разноуровневое и многокомпонентное. Результаты, свидетельствуют о том, что спортсмены различных групп видов спорта существенно отличаются между собой по ряду изучавшихся проявлений волевой активности. Спортсмены скоростно-силовых видов (бокс, борьба) уступают по уровню развития волевых качеств группе спортсменов игровых видов спорта (футбол, хоккей), а также потребности в достижении успеха и потребности в борьбе [3].

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены игровых видов спорта опережают и две другие группы — спортсменов сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский бег). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются большей потребностью в достижении успеха.

Более детальный анализ психологических характеристик личности спортсменов показал, что в структуре волевой активности представителей игровых видов спорта следует выделить в качестве ведущих потребность в достижении успеха и потребность в борьбе. Причем, с этими потребностями практически в равной степени коррелируют все исследуемые параметры личности.

Исходя из анализа, приведенного здесь эмпирического исследования, формирование таких волевых качеств личности как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, которые обеспечивают достижение высоких результатов в разных видах спорта, является залогом спортивных достижений и во многом зависит от организации тренировочного процесса, что особенно важно в работе с возрастной группой подростков.

В рамках нашего пилотажного исследования выявляласьвозрастная специфика волевой активности подростков в скоростно-силовых видах спорта (бокс), игровых видах спорта (футбол), видах на выносливость (лыжные гонки) В исследовании приняли участие 20 подростков 11–14 лет, занимающихся данными видами спорта. Для обследования им был предъявлен опросник по выявлению волевых качеств личности Стреляу-Вяткина, с помощью которого определялись такие показатели личности как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, а также потребность в достижении успеха, потребность в борьбе. Результаты ответов представлены в двух вариантах: в самооценке спортсменов и в экспертной оценке. В качестве экспертов выступили тренера по данным видам спорта подростков.

Таблица 1

Структура волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся боксом.

Показатели

Самооценка %

Экспертная оценка %

Ц

80

77

Р-С

83

80

Н- У

82

79

В-С

84

82

И-С

78

75

П-У

81

81

П-Б

78

81

Из анализа результатов (таблица 1) данных самооценкой подростков и экспертной оценки следует, что подростки оценивают как наиболее высокоразвитые у них качества «выдержка и самообладание» 84 % и «решительность и смелость» 83 %. По мнению эксперта наиболее высоко развитые качества «потребность в успехе» 81 % и «потребность в борьбе«81 %, наименьший показатель инициативность и самостоятельность 75 %.

Таблица 2

Структура волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся игровыми видами спорта (футболом).

Показатели

Самооценка %

Экспертная оценка %

Ц

78

75

Р-С

82

76

Н- У

80

75

В-С

73

72

И-С

76

71

П-У

74

77

П-Б

82

77

Из результатов анализа (таблица 2) игровых видах спорта (футбол) наиболее высокоразвитые показатели в самооценке подростков «решительность и смелость» 82 % и «потребность в борьбе» 82 %,низкие значения «выдержка и самообладание» 73 %. Оценка волевой активности подростков, данная экспертом, в качестве которого выступил тренер, демонстрирует несколько иную картину, высокие значения получили «потребность в успехе» 77 % и «потребность в борьбе» 77 %,низкие значения «инициативность и самостоятельность» 71 %.

Таблица 3

Структура волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся лыжными гонками.

Показатели

Самооценка %

Экспертная оценка %

Ц

83

80

Р-С

82

79

Н- У

84

82

В-С

88

84

И-С

82

76

П-У

81

76

П-Б

81

81

Структура волевой активности подростков 11–14 лет, занимающихся лыжными гонками (таблица 3) демонстрирует следующее, в самооценке подростков высокие значения получены по показателям «выдержка и самообладание» 88 % и «настойчивость и упорство» 84 %. По мнению эксперта среди личностно-волевых особенностей спортсменов подросткового возраста эксперт отмечает в качестве наиболее развитых «выдержка и самообладание» 84 % практически на том же уровне»настойчивость и упорство». Низкие значения получено по показателям «потребность в успехе» 75 %, практически на том же уровне «инициативность и самостоятельность».

Таблица 4

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет занимающихся различными видами спортивной деятельности (Самооценка).

Показатели

Самооценка % (бокс)

Самооценка % (футбол)

Самооценка % (лыжные гонки)

Ц

80

78

83

Р-С

83

82

82

Н-У

82

80

84

В-С

84

73

88

И-С

78

76

82

П-У

81

74

81

П-Б

78

82

81

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет занимающихся различными видами спортивной деятельности (таблица 4) свидетельствует о том, что низкие значения получены по показателям «инициативность и самостоятельность». Это дает нам основания предположить, что осознание подростками своей недостаточно развитой самостоятельности предоставляет достаточно широкие возможности тренерам влиять на формирование этих и других личностно-волевых качеств спортсменов данной возрастной группы. Низкие значения также получены по показателям «потребность в успехе и потребность в борьбе». Исходя из самооценке подростков занимающихся различными видами спортивной деятельности данной возрастной группы следует, что наиболее доминирующие волевые качества в «игровых видах спорта» выступают «решительность и смелость» (т. к. в условиях жесткой соревновательной борьбы необходимо своевременно находить и принимать обдуманные решения вопросов и задач, и своевременно реализовывать их в необходимых практических действиях, не боясь принять на себя ответственность, «настойчивость и упорство«(за время игры футболист пробегает в среднем около 7–12 км) поэтому ему длительно и упорно не снижая активности, энергии и активности, вести борьбу за достижение намеченной цели.

Наиболее доминирующие волевые качества в «скоростно-силовых видах спорта» (бокс), выступают «решительность и смелость» и выдержка и самообладание».

Наиболее доминирующие волевые качества в видах «на выносливость «(лыжные гонки) выступают «выдержка и самообладание» (это качество воли проявляется во всем его многообразии в условиях соревнования, особенно на длинные дистанции когда необходимо выдержать наиболее подходящий для себя темп, правильно распределить свои силы, реализовать намеченный тактический план, довести гонку до конца).

Таблица 5

Сравнительная характеристика структуры волевой активности подростков 11–14 лет занимающихся различными видами спортивной деятельности (Экспертная оценка).

Показатели

Экспертная оценка % (бокс)

Экспертная оценка % (футбол)

Экспертная оценка % (лыжные гонки)

Ц

77

75

80

Р-С

80

76

79

Н-У

79

75

82

В-С

82

72

84

И-С

75

71

76

П-У

81

77

76

П-Б

81

77

81

Результаты, представленные в таблице 5, свидетельствут о том, что спортсмены различных групп видов спорта существенно отличаются между собой по ряду изучавшихся проявлений волевой активности. Спортсмены игровых видов спорта (футбол) уступают по уровню развития волевых качеств группе спортсменов скоростно-силовых видов спорта (бокс), а также потребности в достижении успеха и потребности в борьбе.

По показателям уровня развития волевых качеств спортсмены занимающихся лыжными гонками (на выносливость) опережают две другие группы скоростно-силовых видов спорта(бокс) и игровых видов спорта (футбол). Различия проявились в том, что, если спортсмены игровых видов спорта отличаются меньшей потребностью в достижении успеха и потребностью в борьбе по отношению к группе спортсменов других видов спортивной деятельности.

Исходя из анализа, приведенного здесь исследования, мы предположили, что на такие психологические особенности личности как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность, которые обеспечивают достижение высоких результатов в разных видах спорта, необходимо делать ставку тренерам в тренировочном процессе с подрастающими спортсменами.

Более детальный анализ психологических характеристик личности спортсменов показал, что в структуре волевой активности представителей игровых видов спорта следует выделить в качестве ведущих потребность в достижении успеха и потребность в борьбе. Причем, с этими потребностями практически в равной степени коррелируют все исследуемые параметры личности. Таким образом, можно сделать вывод, что именно ведущие потребности предопределяют развитие личностно-волевых характеристик спортсменов.

Заключение

По итогам проведенного нами исследования по проблеме особенностей волевой активности в разных видах спортивной деятельности, взятой в возрастном аспекте (подростки 11–14 лет), можно сделать следующие заключения:

1.         Существует специфика проявления волевой активности у спортсменов, занимающихся различными видами спортивной деятельности. Так, у спортсменов игровых видов спорта регистрируются более высокие значения показателей «потребность в достижении успеха» и «потребность в борьбе» по сравнению со спортсменами сложнокоординационных видов спорта (акробатика, спортивная гимнастика) и видов спорта «на выносливость» (лыжные гонки, легкая атлетика — стайерский). В скоростно-силовых видах (бокс, тяжелая атлетика) регистрируются более высокие значения показателей «выдержка и самообладание», такие же показатели получены в видах на выносливость.

2.         Исследование возрастных особенностей проявления волевой активности подростков показало, что картина потребностей в основном совпадает с общими представлениями о специфике волевой активности в различных видах спортивной деятельности. В репертуаре личностно-волевых качеств подростков, занимающихся игровыми видами спорта, присутствуют все необходимые качества, которые связывают с возможностью достижения высоких спортивных результатов. Однако уровень развития исследуемых личностных параметров у подростков требует дополнительной работы тренера.

3.         Сопоставительный анализ результатов исследования, данных в оценке экспертов (тренеров) и самооценке подростков показал, что отсутствие принципиальных расхождений в оценках создает благоприятные условия для педагогических воздействий тренеров на формирование личности спортсмена, а также на формирование мотивации достижения. Данное заключение имеет практическое значение и может быть использовано в непосредственной педагогической практике работы со спортсменами подросткового возраста.

Литература:

1.                 Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры. // Е. П. Ильин: — 2-е изд. — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 486 с.

2.                 Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // А. Ц. Пуни:- Психология и современный спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1993.

3.                 Самулкин С. Я. Горбунов Ю. Я. статья «Особенности структуры волевой активности в различных видах спорта» /// журнал «Теория и практика физической культуры» № 2–2005г. с. 25

4.                 Чикова О. М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена: Учебное пособие для училищ Олимпийского резерва. — Мн.: ИПП Госэкономплана РБ. 1993. — 76 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle