Библиографическое описание:

Соловьева А. П. Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 73-77.

В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов, наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Перед каждым молодым жителем России сегодня остро встает проблема его конкурентоспособности в совершенно новой экономической и социокультурной ситуации. Под личной конкурентоспособностью понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь к моменту завершения обучения в вузе обеспечить себя гарантированной работой по получаемой специальности в организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

На современном рынке труда по-настоящему конкурентоспособным будет работник, который не только хорошо знает технические особенности своей профессии, но и общителен, умеет работать в стрессовой ситуации, выполнять поставленные задачи с учетом четко установленных временных рамок, управлять персоналом, представить продукт своего труда клиентам и широкой публике и т. д.

На данный момент существует серьезная проблема формирования профессионального самоопределения на различных этапах развития личности. Частью более глобальной проблемы профессионального самоопределения личности, будучи фундаментальной, выступает проблема выбора субъектом направления профессионального образования.

Проблема профессионального самоопределения и профессионального выбора освещена достаточно широко в работах психологов, педагогов, социологов (Е. А. Климов, К. А. Абульханова-Славская, С. Я. Батышев, В. П. Бондарев, Е. М. Борисова, В. В. Вершинина, С. Г. Вершловский, Е. И. Головаха, Л. А. Головей, К. М. Гуревич, И. В. Дубровина, Э. Ф. Зеер, О. Е. Лебедев, Л. К. Маркова, Л. М. Митина, А. П. Надточий, Н. И. Неупокоева, А. М. Осьминина, Н. Ю. Пахомова, О. О. Петрова, Н. С. Пряжников, М. Б. Романовская, Э. Р. Саитбаева, В. Ф. Сафин, М. Х. Титма, П. А. Шавир, и др.).

В зарубежной психологии различным аспектам профессионального самоопределения посвящены труды Дж. Голланда, Б. Ливехуда, И. Майерс-Бриггс, А. Маслоу, Д. Сьюпера, Э. Эриксона и др.

Исследователи на основе теоретического изучения вопроса предлагают различные пути решения на этапе обучения в старшем звене. В целом организация и планирование профориентационной работы со старшеклассниками во многом зависит от конкретных условий.

Оптимальной формой работы педагога-психолога в данном направлении в условиях школы является групповой тренинг.

1.                  групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем; человек избегает непродуктивного замыкания в самом себе со своими трудностями, обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства, — для многих людей подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором;

2.                  группа отражает общество в миниатюре, делает очевидными такие скрытые факторы, как давление партнеров, социальное влияние и конформизм; по сути дела в группе моделируется — ярко, выпукло -система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для реальной жизни участников, это дает им возможность увидеть и проанализировать в условиях психологической безопасности психологические закономерности общения и поведения других людей и самих себя, не очевидные в житейских ситуациях;

3.                  возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами; в реальной жизни далеко не все люди имеют шанс получить искреннюю, безоценочную обратную связь, позволяющую увидеть свое отражение в глазах других людей, отлично понимающих сущность твоих переживаний, поскольку сами они переживают почти то же самое; возможность «смотреться» в целую галерею «живых зеркал» является, по-видимому, самым важным преимуществом групповой психологической работы, не достижимым никаким другим способом;

4.                  в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям — и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;

5.                  в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми кем-то; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;

6.                  взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого; этот эффект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего — не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные отношения в группе;

7.                  группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытие себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;

8.                  групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую, и временную выгоду [2].

Возникает закономерный вопрос: что требуется развивать и какие методы использовать в процессе тренинга в контексте формирования профессионального самоопределения личности на этапе обучения в старших классах≤

Замечание Е. А. Климова в его книге «Как выбирать профессию» в разделе «типичные ошибки при выборе профессии», о том, что ориентация на учебный предмет как фактор профессионального самоопределения является явным «просчетом» со стороны оптанта [3], стало основанием для эмпирического исследования в рамках изучения факторов профессионального самоопределения старшеклассников Кузнецова К. Г. В результате проведения экспериментального исследования был отмечен пассивный уровень при построении личной перспективы («на курсы меня записала мама»), на взгляд Кузнецова К. Г. это важная характеристика не только школьников, но и возможно многих других представителей российского общества. Исследователь делает существенное замечание в заключении своей работы: тормозом развития профориентации является то, что она, как правило, рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные, декларативные методы. В этом смысле вклад в развитии профориентации могут сделать активизирующие профессиональное самоопределение методы [4].

Современное общество дает многообразные возможности для самоопределения, вместе с тем предъявляет высокие требования к уровню развития личности. Анализируя практический опыт исследователей, теоретическую базу по данному вопросу, учитывая современные тенденции развития общества, приходим к выводу, что необходимо развивать личностную готовность к профессиональному выбору. Широкий круг личностных качеств, которые работодатель желает видеть в своем работнике, наличие которых позволит успешно самореализоваться человеку, определяют социально-психологическую и личностную зрелость личности.

Социально-психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение К. А. Абульханова-Славская называет стратегией жизни [1]. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является главной целью тренинга личностного роста для старшеклассников. Основные задачи, решаемые в течение данной тренинговой работы:

-         Развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;

-         Формировать установку о значимости своей личности;

-         Выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь.

Также представляется важным в рамках данной работы педагога-психолога с учащимися старшихклассов:

-         Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.

-         Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

-         Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.

-         Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения.

Таким образом, актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения на различных этапах развития личности обусловлена современной социальной ситуацией. Поиск оптимального средства формирования успешного профессионального самоопределения старшеклассников является центральной проблемой трудов многих отечественных и зарубежных исследователей. В представленной работе в качестве эффективного средства представлен тренинг личностного роста. Тренинги личностного роста помогают человеку взять ответственность за свою жизнь в свои руки, начать жить смело и осознанно, выбирать свой путь в жизни самостоятельно, научиться эффективно развивать себя в нужную сторону, вырабатывать у себя нужные для жизни навыки.

Литература:

1.                  Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни М.: Мысль, 1991. — 299 с.

2.                  Вачков И. В. Основы технологии группового тренингаМ: «Ось-89», 2007. — 256 с.

3.                  Климов Е. А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся М.: Просвещение, 2012. — 160 с.

4.                  Кузнецов К. Г. Факторы формирования профессионального самоопределения старшеклассников М., 2005. http://www.practic.childpsy.ru/profession/articles.php≤ID=10093

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle