Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мартыненкова, М. Г. Анализ телевизионных новостей с позиций книги Ю. М. Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики» / М. Г. Мартыненкова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика: проблемы и перспективы : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 85-87. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/79/3655/ (дата обращения: 27.04.2024).

Телевизионная новость — это вид журналистских произведений, в которых распространяются известия об актуальной, общественно значимой по ряду критериев информации, сохраняя при этом объективность (равновесие различных компетентных мнений), отделяя факты от мнений, не давая оценок и отвечая на вопросы: что, где, когда, как и почему произошло. Отличается от остальных новостей каналом распространения (телевидение) и дополнительными возможностями, которые этот канал предоставляет [4].

Попробуем проанализировать новостной текст с позиций книги Юрия Лотмана «Семиотика кино и проблемы киноэстетики», сравнив структуру кинофильма, представленную учёным и структуру современного новостного выпуска.

В одной из глав Ю. М. Лотман отмечает: «Всякое искусство в той или иной мере обращается к чувству реальности у аудитории. Кино — в наибольшей мере… «чувство реальности», о котором здесь идет речь, заключается в ином: каково бы ни было происходящее на экране фантастическое событие, зритель становится его очевидцем и как бы соучастником. Поэтому, понимая сознанием ирреальность происходящего, эмоционально он относится к нему, как к подлинному событию».

С точки зрения новостного сюжета — это приём является одним из основных. Новостной сюжет, эффективно смонтированный, представляет собой видео, которое вовлекает зрителя в сконструированную реальность.

Редакции новостей выстраивают для себя предпочтительную картину мира, соединяя конкретные события (hardnews) — факты и явления — и вольную трактовку (softnews). СМИ ставят человека в зависимость от себя, создавая и тиражируя псевдореальность, ведь большинство людей не в состоянии проверить, что передаётся в СМИ. Оценки, которые даются СМИ, приводят к формированию стереотипов. Выпуски новостей привлекают аудиторию, потому что люди верят, что освещаемые события действительно происходят в мире в настоящий момент. На самом деле — это сконструированная реальность. В процессе отбора новостных сюжетов критериями объективности выступают интересы владельцев телеканалов, выстраивающих иерархию новостей по собственному усмотрению.

Содержательным наполнением новостного сюжета является сообщение о событии. Событийность — одно из ключевых понятий для семиотики СМИ. Считается, что, чем выше доля событийности у новости, тем эффективнее текст в целом и тем лучше этот текст выполняет свою роль информатора. Выделяются также свойства события, потенциально способного превратиться в новостное (текстовое), как исключительность, неожиданность, действенность, визуальность и драматичность.

Ю. М. Лотман: «Эмоциональная вера зрителя в подлинность показываемого на экране связывает кинематограф с одной из наиболее существенных в истории культуры проблем. Все технические усовершенствования — обоюдоострые орудия: призванные служить социальному прогрессу и общественному добру, они столь же успешно использовались и для противоположных целей. Одно из величайших достижений человечества — знаковая коммуникация — не избежало той же участи. Призванные служить информации, знаки нередко использовались с целью дезинформации. «Слово» неоднократно выступало в истории культуры как символ мудрости, знания и правды (ср. евангельское: «В начале было слово») и как синоним обмана, лжи (гамлетовское: «Слова, слова, слова», гоголевское: «Страшное царство слов вместо дел»»).

На телевидении проблемы кинематографа получают гораздо более широкий охват: новости, которые несут совершенно разную тематику, влияют на зрителя, с одной стороны прививая ему эмоции, которые содержатся в кадре (например, агрессия и проч.), с другой стороны — вызывают чувство эмпатии.

Сегодня каждое десятое преступление совершают дети и подростки. Такие цифры были обнародованы на парламентских слушаниях в Москве 18 апреля 2005 г. На слушаниях обсуждался совместный законопроект Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей и Комитета по информационной политике «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию». Авторы проекта подчеркивали, что культ жестокости, насилия, порнография, пропагандируемые в СМИ ведут к неосознанному желанию подростков подражать этому, способствуют закреплению определенных агрессивных стереотипов поведения, снижают уровень пороговых ограничений и запретов [1;85].

С другой стороны, телевидение может провоцировать у людей, склонных к эмпатии, с высоким уровнем восприимчивости и с блуждающим воображением, сенсибилизацию (от лат. sensibilis — чувствительный). Этот процесс представляет собой повышение чувствительности человека к воздействию каких-либо раздражителей и стимулов. Зрители, подверженные сенсибилизации, не склонны копировать увиденную жестокость. Они, напротив, представляют себя жертвами показываемого на экране и косвенно испытывают те же негативные эмоции [1; 94].

Жестокость в новостных и информационных телепередачах оказывает самое сильное воздействие на эмоционально восприимчивых людей, поскольку все показанное на экране телевизора воспринимается ими как норма.

В то же время, тот факт, что в России постоянно происходят негативные происшествия настолько затиражирован телевидением и привычен, что многих он уже перестал волновать. Этот психологический эффект называется десенсибилизацией- снижением чувствительности и реактивности на простые стимулы и повторные, повторяющиеся воздействия. Первое столкновение с насилием, агрессией или жестокостью у любого человека вызывает страх и отвращение. В массовой коммуникации изображение драк, убийств, извращения вызывают у зрителя боль, страх, отторжение, неприятное чувство реальности демонстрируемого насилия на экране. Однако чем выше частота демонстрации насилия, тем быстрее у человека вырабатывается условный рефлекс на чужую боль, адаптация к насилию, проявляется нечувствительность (десенсибилизация) [1; 94].

Ю. М. Лотман: «Мир кино предельно близок зримому облику жизни. Иллюзия реальности, как мы видели, — его неотъемлемое свойство. Однако этот мир наделен одним довольно странным признаком: это всегда не вся действительность, а лишьодин ее кусок, вырезанный в размере экрана.

Только кино — единственно из искусств, оперирующих зрительными образами,- может построить фигуру человека как расположенную во времени фразу. Изучение психологии восприятия живописи и скульптуры показывает, что и там взгляд скользит по тексту, создавая некоторую последовательность»чтения»».

Моделирование события в телевизионных сюжетах происходит с помощью следующих приемов: персонификации, драматизации, фрагментации. Суть приема персонификации заключается в описании события через ощущения участников, как героев (персонификация), так и самого журналиста (персонализация). Маркеры использования приема персонализации — это стендапы. Маркеры персонификации обнаруживаются в закадровом тексте корреспондента, в котором указывается на причастность к событию конкретных лиц. Суть приема драматизации заключается в моделировании события по законам драмы, то есть в медиатексте должны быть структура и конфликт; проблема и развязка; нарастающее действие и затухающее действие; начало, середина и конец. Суть приема фрагментации — это моделирование события в форме коллажа, при этом факты и точки зрения выбираются из разных, противоречащих друг другу, источников, которые затем компонуются так, что исключается какая-либо интерпретация. Один из наиболее популярных приёмов подачи информации на телевидении — «инфотеймент», акцентирующий внимание зрителей на интересных деталях события (как на уровне визуального, так и на уровне аудиального рядов); с помощью этого приема не только привлекается внимание аудитории, но и прочно закрепляется получаемая информация.

Основными структурами передачи информации в телевизионных новостных сюжетах на российском телевидении (федерального и регионального уровней) являются позитивная, нейтральная и негативная модели. Позитивная модель конструирования информации представляет собой сложный синтез телевизионных средств и новостных приемов, акцентирующих внимание на положительных аспектах деятельности субъекта новостного выпуска. Негативная модель конструирования информации представляет собой сложный синтез телевизионных средств и новостных приемов, акцентирующих внимание на негативных аспектах деятельности. Нейтральная модель конструирования основывается на использовании набора телевизионных средств и новостных приемов без обозначения акцентов в отношении субъектов новости.

Юрий Лотман выделяет два вида элементов и уровней киноязыка: маркированный и немаркированный.

Немаркированный элемент

Маркированный элемент

1. Естественная последовательность событий. Кадры следуют в порядке съемки.

2. Последовательные эпизоды механически соседствуют.

3. Общий план (нейтральная степень приближения).

4. Нейтральный ракурс (ось зрения параллельна уровню земли и

перпендикулярна экрану).

5 Нейтральный темп движения.

6. Горизонт кадра параллелен естественному горизонту.

7. Съемка неподвижной камерой.

8. Естественное движение кадров.

9. Недеформированная съемка кадра.

10. Некомбинированная съемка

11. Звук синхронизидован относительно изображения и не искажен.

12. Изображение нейтральное по отчетливости.

13. Черно-белый кадр.

14. Позитивный кадр


1. События следуют друг за другом я последовательности,

предусмотренной режиссером. Кадры переклеиваются.

2. Последовательные эпизоды монтируются в смысловое целое.

3. Очень крупный план. Крупный план. Далекий план.

4. Выраженные ракурсы (различные виды смещения оси зрения по вертикали

и горизонтали).

5. Убыстренный темп. Замедленный темп. Остановка.

6. Различные виды наклона. Перевернутый кадр.

7. Панорамная съемка (вертикальная и горизонтальная).

8. Обратное движение кадров.

9. Применение деформирующих объективов и других способов сдвига

пропорций.

10. Комбинированные съемки.

11. Звук сдвинут или трансформирован, монтируется с изображением, а не

автоматически им определяется.

12. Размытое изображение.

13. Цветной кадр.

14. Негативный кадр и т. д.


Интересно, что эти уровни широко используются и в новостных телесюжетах.

Ю. М. Лотман: «При превращении вещи в зрительный образ, который, будучи закреплен средствами какого-либо материала (материала живописи, графики, кино),становится знаком, наше дальнейшее восприятие этого знака подразумевает:

1. Сопоставление зримого образа и соответствующего явления или вещи в жизни. Вне этого невозможна практическая ориентация с помощью зрения.

2. Сопоставление зримого образа с каким-либо другим таким же образом.

3. Сопоставление зримого образа с ним самим в другую единицу времени. В этом случае образ также воспринимается как набор различительных признаков, но для сопоставления и противопоставления вариантов берутся не образы разных объектов, а изменение одного. Такой тип смыслоразличения составляет основу киносемантики. Разумеется, все три типа различения видимого объективно присущи человеческому зрению».

Если говорить о новостях, то можно выделить их институциональный и личностный их характер. В связи с опосредованностью средствами массовой информации личностный характер медиатекста создается посредством использования таких приемов подачи информации, как персонификация и персонализация.

Также в новостях содержится явная/скрытая оценочность, которая сводится к убеждению адресата и побуждению его к определённым действиям. Оценочность в новостном материале представляет собой синтез оценок всех создателей данного медиатекста: журналиста, участников события и пр.

Ю. М. Лотман: «Игра актера в кинофильме в семиотическом отношении представляет собой сообщение, кодированное на трех уровнях:

1. Режиссерском; 2. Бытового поведения; 3. Актерской игры.

Образ человека на экране предельно приближен к жизненному, сознательно ориентирован на удаление от театральности и искусственности. И, одновременно, он предельно — значительно более, чем на сцене и в изобразительных искусствах — семиотичен, насыщен вторичными значениями, предстает перед нами как знак или цепь знаков, несущих сложную систему дополнительных смыслов.

Однако ориентация «человека на экране» на максимальное сближение с «человеком в жизни» (и, в этом смысле, общая противопоставленность стереотипу «человек в искусстве» не уменьшает, а увеличивает семиотичность этого типа текстов, хотя и вносит совершенно иной тип зашифрованности).

Моделирование телевизионного новостного сообщения осуществляется с помощью следующих структурообразующих компонентов: использование различных комбинаций звука и «картинки», реализованных в форме звуковых и визуальных элементов, приемов манипулирования новостным содержанием, управлением информацией за счет переработки первичного текста, использование способов ритуализации, использование влияния на эмоции зрителей. Телевизионные новости представляют собой не только статичные структуры, обладающие стандартной внутренней формой (жанром), но и как динамичные образования, изменяющиеся под влиянием приёмов моделирования новостного содержания с помощью драматизации, персонализации, персонификации и фрагментации; использования приёмов создания эмоциональности, агрессивности, институциональности и оценочности, которыми обладает телевизионный текст.


Литература:

  1. Березкина О. П. Социально-психологическое воздействие СМИ. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.

  2. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин: Издательство «ЭэстиРаамат», 1973.

  3. Струкова Е. В. Приемы подачи политической PR-информации в телевизионных новостях // Филология, журналистика, культурология в парадигме современного научного знания: Мат-лы науч.-метод. конфер. «Университетская наука — региону». — Ставрополь, 2008.

  4. Определение теленовостей // http://valv.ru/1-opredelenie-telenovostejj.html

Основные термины (генерируются автоматически): зримый образ, моделирование события, новостной сюжет, зритель, крупный план, новостное содержание, новость, прием, сконструированная реальность, слово, сложный синтез, событие, средство, уровень, чувство реальности, экран.

Похожие статьи

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

С важными событиями дня для вас...” Эти слова всем очень знакомы и звучат каждый день на телеканалах, которые имеют блоки новостей.

Это новостная программа, которую ведут известные тележурналисты — Юлия Панкратова и Алексей Егоров, собирает весьма...

Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале...

Развитие интернет-технологий как средства производства... Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением.

В пространстве постмодерн присутствует лишь мозаика образов и текстов, событий, зачастую.

Художественный образ и символ как основа...

Образ - это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма.

Крупные планы использованы в сюжете для того

После чего очередной художественный прием переносит зрителя и главную героиню к обыденной жизни.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

событие, новость, реальность, отражение реальности, влияние масс-медиа, массовая информация, достоверность информации, внешний мир, внешний акт, современный человек. Похожие статьи. Средства воздействия СМИ на...

«Маркеры субъективности» в информационных текстах...

1.1. Объективная модальность выражает отношение высказывания к действительности в плане его реальности или ирреальности.

Таким образом, находит подтверждение тезис о том, что даже в информационных новостных текстах в той или иной мере присутствует...

Криминальная журналистика: теоретический аспект

В общем плане цели серьезного, социально важного

Поэтому СМИ — один из ярких примеров того, как картинка с экрана может привлечь интерес аудитории к криминальным событиям.

По его словам, российский зритель устал от засилья криминала и чернухи на телевидении и...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Последние десятилетия до неузнаваемости изменили окружающую привычную реальность.

образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].

Визуальная культура, предоставляемая зрителям такими экранными средствами, как кино и...

Современное искусство: формы и технологии | Статья в журнале...

Ключевые слова:современное искусство, реальность, технологии, формы

К примеру при «наведении» смартфона на нью-йоркскую статую «Свободы» на экране зритель видит пустой постамент.

задача которого состояла в фиксации и сохранении зримой реальности.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Соответственно, реакция аудитории на одно и то же событие, преподнесенное по-разному, будет сильно различаться.

Похожие статьи. Коммуникативно-содержательные средства медиавоздействия. Россия, выбор, социальная реальность, прием, повестка дня...

Похожие статьи

Ведущий как лицо информационных передач | Статья в сборнике...

С важными событиями дня для вас...” Эти слова всем очень знакомы и звучат каждый день на телеканалах, которые имеют блоки новостей.

Это новостная программа, которую ведут известные тележурналисты — Юлия Панкратова и Алексей Егоров, собирает весьма...

Конструирование медиареальности в СМИ | Статья в журнале...

Развитие интернет-технологий как средства производства... Таким образом, не существует разделения между реальностью и символическим отображением.

В пространстве постмодерн присутствует лишь мозаика образов и текстов, событий, зачастую.

Художественный образ и символ как основа...

Образ - это некоторая реальность, которая формируется в сознании человека во время просмотра кинофильма.

Крупные планы использованы в сюжете для того

После чего очередной художественный прием переносит зрителя и главную героиню к обыденной жизни.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

событие, новость, реальность, отражение реальности, влияние масс-медиа, массовая информация, достоверность информации, внешний мир, внешний акт, современный человек. Похожие статьи. Средства воздействия СМИ на...

«Маркеры субъективности» в информационных текстах...

1.1. Объективная модальность выражает отношение высказывания к действительности в плане его реальности или ирреальности.

Таким образом, находит подтверждение тезис о том, что даже в информационных новостных текстах в той или иной мере присутствует...

Криминальная журналистика: теоретический аспект

В общем плане цели серьезного, социально важного

Поэтому СМИ — один из ярких примеров того, как картинка с экрана может привлечь интерес аудитории к криминальным событиям.

По его словам, российский зритель устал от засилья криминала и чернухи на телевидении и...

Кино и телевидение как одни из основных факторов...

Последние десятилетия до неузнаваемости изменили окружающую привычную реальность.

образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов» [2, с. 10–11].

Визуальная культура, предоставляемая зрителям такими экранными средствами, как кино и...

Современное искусство: формы и технологии | Статья в журнале...

Ключевые слова:современное искусство, реальность, технологии, формы

К примеру при «наведении» смартфона на нью-йоркскую статую «Свободы» на экране зритель видит пустой постамент.

задача которого состояла в фиксации и сохранении зримой реальности.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Соответственно, реакция аудитории на одно и то же событие, преподнесенное по-разному, будет сильно различаться.

Похожие статьи. Коммуникативно-содержательные средства медиавоздействия. Россия, выбор, социальная реальность, прием, повестка дня...