Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Опубликовано в

V международная научная конференция «Филология и лингвистика в современном обществе» (Казань, март 2019)

Дата публикации: 08.02.2019

Статья просмотрена: 107 раз

Библиографическое описание:

Головина, Е. В. Семантические доминанты в репрезентации образа женщины в рассказе А. Куприна «Просительница» / Е. В. Головина. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/325/14860/ (дата обращения: 07.05.2024).



Данная статья посвящена выявлению основных характеристик, сущностных черт образа женщины в русской литературе с помощью метода графосемантического моделирования, которое проводилось по нескольким этапам: сбор материала исследования, компонентный анализ, объединение компонентов в поля, полевый анализ, определение силы связей между полями, построение модели и её интерпретация.

«Метод графосемантического моделирования позволяет представить набор данных (выборку, целостность) в виде системы, в которой каждый из компонентов имеет иерархическую и топографическую определенность по отношению к другим компонентам и всей системе в целом. Эта структурная контекстуальность, в свою очередь, позволяет интерпретировать каждый компонент системы» [1, с. 40].

Материалом исследования послужил рассказ А. Куприна «Просительница».

По результатам анализа рассказа А. Куприна «Просительница» также выявлены основные характеристики образа женщины и построена графосемантическая модель женского образа — героини рассказа.

Из рассказа отобрано 22 контекста, из которых, в свою очередь, выделен 50 семантических элементов, которые затем сгруппированы в 11 полей на основе смысловой общности. Данные об их удельном весе представлены в таблице 1.

Таблица 1

Удельный вес семантических полей врассказе А. Куприна «Просительница»

Название семантического поля

Удельный вес поля (%)

1 Внешнее отражение эмоций

22

2 Внутреннее эмоциональное состояние

20

3 Характеристика действия

16

4 Возрастная характеристика

8

5 Черты характера

8

6 Взаимоотношения с окружающими

6

7 Детали портрета

6

8 Оценка внешности

6

9 Род занятий

4

10 Уровень образованности

2

11 Социальный статус

2

Из таблицы следует, что образ главной героини рассказа «Просительница» молодой девушки Лели, пришедшей в дом к влиятельному чиновнику просить места гувернантки, раскрывается в основном с помощью семантических элементов трех полей. Это поля «внешнее отражение эмоций» (лицо ее покрылось ярким румянцем; голос ее оборвался; губы задрожали; слезы стояли в ее глазах; в глазах заблистали слезы гнева и обиды; её убитое лицо), «внутреннее эмоциональное состояние» (она казалась сильно смущенной; стыдливо отводила глаза от соблазнительной картины; глаза, полные мольбы и надежды; шла взволнованная и глубоко оскорбленная), «характеристика действия» (робко вошла; робко оглядывала роскошный кабинет; глядела широко раскрыв глаза; вскочила, как ужаленная; шла, не замечая ни улиц, ни прохожих; Леля горько заплакала и т. д.).

Очевидно, что посредством семантических элементов этих полей в образе Лели подчеркивается робость, стыд, смущение, которое испытывает девушка, вынужденная унижаться перед бездушным и циничным чиновником.

Значимым оказывается поле «возрастная характеристика» (молодой девушки; юная просительница; она была еще молода; была ещё очень неопытна), таким образом, автор подчеркивает молодость и неопытность героини, чем вызывает у читателя жалость и сочувствие к девушке, усиливая ощущение несправедливости происходящего.

Поле «черты характера» (с какою самоуверенностью вступила она в жизнь; как мечтала помогать матери; полную готовность трудиться до упаду; ей пришлось пережить много горьких разочарований) раскрывает образ героини с положительной стороны, очевидно, что автор симпатизирует юной просительнице. Поля «взаимоотношения сокружающими» (вы оскорбили меня; Леля привыкла уже получать отказ; её ни разу не оскорбляли), «детали портрета» (нежное личико; подняла свои большие глаза; в её прекрасных глазах), «оценка внешности» (очень хорошенькая девушка; прелестное личико девушки; бедна и красива) одинаковы по своему удельному весу, т. е. содержат дополнительную информацию о героине рассказа, подчеркивающие её порядочность, нежность, красоту.

Семантическое пространство женского образа в рассказе А. Куприна «Просительница» представлен в виде графосемантической модели на рисунке 1.

Из рисунка 1 следует, что поле «внешнее отражение эмоций» является в данной графосемантической модели ядерным и наиболее валентным. Обычной связью это поле соединяется с полем «оценка внешности», т. к. несут в себе внешние характеристики женского образа. Слабой связью поле «внешнее отражение эмоций» связано с полями «характеристика деятельности», «возрастная характеристика», «детали портрета», «взаимоотношения сокружающими», поскольку эмоции молодой девушки обусловлены её возрастом, отражаются на её внешнем облике, на том, как и какие она при этом совершает действия, и эмоции эти возникают вследствие общения юной просительницы с чиновником. Вторым по значимости является поле «внутреннее эмоциональное состояние», связанное обычной связью с полем «характеристика действия», эти поля взаимообусловлены.

Рис. 1. Графосемантическая модель образа женщины в рассказе А.Куприна «Просительница»

Внутреннее эмоциональное состояние юной просительницы обусловлено её характером героини и родом занятий: она уверена в себе, трудолюбива, хочет помогать матери, зарабатывая частными уроками, надеется на помощь и поддержку Константина Петровича, но терпит неудачу, оскорбленная непристойным предложением циничного богача. Именно поэтому поле «внутреннее эмоциональное состояние» связано с полями «черты характера» и «род занятий». Гимназический диплом придает уверенности девушке, она надеется, что теперь сможет помочь семье и ради этого «готова трудиться до упаду». Этим объясняется связь полей «уровень образованности» и «черты характера». Необходимо отметить связь полей «возрастная характеристика» и «оценка внешности», «внешнее отражение эмоций», «детали портрета», посколькуавтор постоянно подчеркивает молодость и неопытность героини, это отражается на её эмоциональном состоянии, портретных характеристиках и оценке её внешности.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод о том, что в рассказе «Просительница» А. Куприн создает типический образ бесправного и зависимого от сильных мира сего «маленького человека», а именно, юной просительницы, характерный для времени, в котором создавалось произведение. Рассказ имеет острую социальную направленность, проникнут глубокой авторской симпатией к героине — юной, наивной, чистой девушке, пытающейся честным трудом заработать на жизнь, но униженной и оскорбленной двусмысленными предложениями циничного чиновника.

Литература:

  1. Белоусов, К. И. Применение метода графосемантического моделирования в лингвомаркетологических исследованиях / К. И. Белоусов, Н. Л. Зелянская // Вестник ОГУ. — 2005–№ 8 — С. 40–46.
Основные термины (генерируются автоматически): юная просительница, поле, женский образ, молодая девушка, удельный вес, внутреннее эмоциональное состояние, неопытность героини, обычная связь, связь полей, циничный чиновник.

Похожие статьи

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе...

Удельный вес каждого семантического поля, который определялся путем нахождения пропорции от общего

Таким образом, в результате полевого анализа выделено 12 наиболее значимых по наполняемости полей, раскрывающих сущностные черты образа женщины в...

Рукоделие - важная составляющая женского образа в русской...

Образ женщины можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. В данной статье обратимся к знаменитым женским образам русской прозы. Постараемся показать, как писатель, упоминая...

Образ девушки-мечты глазами современного мужчины

Предполагалось, что существует ряд приоритетных компонентов женского внутреннего мира, оказывающих существенное влияние на желание мужчины состоять в

Следующий вопрос выяснял значение «внутреннего мира» девушки в отношениях с противоположным полом.

Особенности личностных характеристик женщин, совершающих...

У женщин-преступниц сильно повышена тревожность, отмечается эмоциональная ранимость. При изучении насильственных преступниц следует отметить, что у них высокая активность и возбудимость по сравнению с женщинами совершившими корыстные преступления.

Образ падшей женщины в незаконченном романе...

В связи с этим, естественно, встает вопрос — следует ли рассматривать образ Александры Михайловны в ряду падших героинь Достоевского? Ведь физически она не изменяла мужу. Тем не менее, формально она подпадает под определение падшей женщины, т. к...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Создавая данный образ, автор так же не дает нам портрета героини, в основном представлены ее внутренние качества. Таким образом, можно сказать, что для авторов Древней Руси внешние качества при создании женского идеала совершенно не являлись мерилом ценностей.

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных...

Молодые люди ориентированы на модные и широко проанонсированные произведения.

Главная героиня готова терпеть садизм со стороны своего партнёра, она подчиняется

Молодые люди могут воспринять бытовое насилие, как данность, необходимое сексуальное...

Характеризующая функция образных единиц в художественном...

Это молодая девушка, живущая на дружном острове Боганида, она всегда весела, активна.

В основе ОЕ, характеризующих героиню, лежит образ птицы. Причем сравнение с птицей используется для характеристики всех сторон образа героини – и характера, и внешности, и...

Символическое значение образа главной героини в романе...

В большинстве случаев женский образ в произведениях Платонова укладывается в

Проявляется она в связи Москвы с мужчинами, в уходе героини от активной деятельности во

Вместо того, чтоб вносить гармонию, она сеет хаос, вместо того, чтоб создавать связь между...

Похожие статьи

Графосемантическая модель образа женщины в рассказе...

Удельный вес каждого семантического поля, который определялся путем нахождения пропорции от общего

Таким образом, в результате полевого анализа выделено 12 наиболее значимых по наполняемости полей, раскрывающих сущностные черты образа женщины в...

Рукоделие - важная составляющая женского образа в русской...

Образ женщины можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли. В данной статье обратимся к знаменитым женским образам русской прозы. Постараемся показать, как писатель, упоминая...

Образ девушки-мечты глазами современного мужчины

Предполагалось, что существует ряд приоритетных компонентов женского внутреннего мира, оказывающих существенное влияние на желание мужчины состоять в

Следующий вопрос выяснял значение «внутреннего мира» девушки в отношениях с противоположным полом.

Особенности личностных характеристик женщин, совершающих...

У женщин-преступниц сильно повышена тревожность, отмечается эмоциональная ранимость. При изучении насильственных преступниц следует отметить, что у них высокая активность и возбудимость по сравнению с женщинами совершившими корыстные преступления.

Образ падшей женщины в незаконченном романе...

В связи с этим, естественно, встает вопрос — следует ли рассматривать образ Александры Михайловны в ряду падших героинь Достоевского? Ведь физически она не изменяла мужу. Тем не менее, формально она подпадает под определение падшей женщины, т. к...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Создавая данный образ, автор так же не дает нам портрета героини, в основном представлены ее внутренние качества. Таким образом, можно сказать, что для авторов Древней Руси внешние качества при создании женского идеала совершенно не являлись мерилом ценностей.

Влияние трилогии «50 оттенков серого» на восприятие гендерных...

Молодые люди ориентированы на модные и широко проанонсированные произведения.

Главная героиня готова терпеть садизм со стороны своего партнёра, она подчиняется

Молодые люди могут воспринять бытовое насилие, как данность, необходимое сексуальное...

Характеризующая функция образных единиц в художественном...

Это молодая девушка, живущая на дружном острове Боганида, она всегда весела, активна.

В основе ОЕ, характеризующих героиню, лежит образ птицы. Причем сравнение с птицей используется для характеристики всех сторон образа героини – и характера, и внешности, и...

Символическое значение образа главной героини в романе...

В большинстве случаев женский образ в произведениях Платонова укладывается в

Проявляется она в связи Москвы с мужчинами, в уходе героини от активной деятельности во

Вместо того, чтоб вносить гармонию, она сеет хаос, вместо того, чтоб создавать связь между...