Характеризующая функция образных единиц в художественном тексте. Женский образ в прозе В.П. Астафьева | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №1-2 (13) январь-февраль 2010 г.

Статья просмотрена: 558 раз

Библиографическое описание:

Демидова, Т. А. Характеризующая функция образных единиц в художественном тексте. Женский образ в прозе В.П. Астафьева / Т. А. Демидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 2. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1058/ (дата обращения: 20.04.2024).

Предметом анализа данной статьи являются  мотивированные единицы, которые обладают двуплановостью семантики, реализуемой в контексте художественного произведения, и метафорическим способом ее выражения (О.И. Блинова, Е.А. Юрина). Речь идет об образных единицах (ОЕ), функционирующих в художественном тексте. В статье анализируются ОЕ (метафоры: художественная (ХМ), языковая (ЯМ), индивидуально-авторская (И-аМ); сравнение, творительный подобия), участвующие в создании женского образа в прозе классика русской литературы 20 века – В.П. Астафьева. Источники материала – повествование в рассказах «Царь-рыба», повесть «Последний поклон».

Чаще всего автор говорит о женщинах деревенских, естественных, близких природе. Можно сказать, что женский образ В.П. Астафьева – это образ положительный. Хотя нельзя интерпретировать образы героинь так однозначно, так как женский характер – многогранен, хаотичен и гармоничен одновременно. В числе положительных женских образов: Касьянка,  Шаманка, мать Акима, тетка Авдотья, женщина-старовер, бабушка Катерина Петровна. Рисуя женские образы, писатель использует ОЕ, позволяющие передать красоту, нежность, хрупкость, иногда проворность, подвижность девушки, женщины. В качестве ключевого образа-эталона используется фольклорный образ птицы.

1) Касьянка («Царь-рыба»). Это молодая девушка, живущая на дружном острове Боганида, она всегда весела, активна. Любое дело ей по силам, труд, забота о ближних – вот основа её жизни.  В основе ОЕ, характеризующих героиню, лежит образ птицы. Причем сравнение с птицей используется для характеристики всех сторон образа героини – и характера, и внешности, и действий.

внешность: Касьянка сорвалась и не побежала, прямо-таки полетела на длинных птичьих лапках к большому начальнику. («Уха на Боганиде»). Птичьи лапки (о ногах человека). ХМ – о тонких, быстрых ногах человека, словно лапы птицы.

 действия:       Будет шелепать-то, будет! Пейте, ешьте, уработались! – лёгкая, беленькая, порхала по берегу Касьянка от котла к котлу, …что птаха малая… («Уха на Боганиде»). Порхать (о человеке). ХМ – легко и быстро передвигаться, словно птица, бабочка. Птаха малая (о человеке). ХМ – об активном, подвижном, небольшом, словно маленькая птица, человеке. В этом контексте ярко выражена авторская симпатия, умиление перед героиней.

Касьянка делала дело, ворча, раздавая шлепки направо и налево, не забывала, однако, вытягивать шею, будто сторожевая линялая куропатка на ягодниках  («Уха на Боганиде»). Вытянуть шею, как куропатка. Сравнение – о телодвижении, напоминающем движение шеи птицы. Автор здесь выступает как человек хорошо знающий природу (повадки птицы), как будто живущий среди этих людей.

2) Шаманка («Царь-рыба»). Это сказочная девушка из легенды, дитя северной природы, дочь лютой зимы. Она, как природа, манит всех своей красотой, завораживает, влечёт, но она же и несёт опасность, угрозу человеку, желающему ей овладеть. Вообще образ Шаманки контрастен, она и холодная, северная девушка, но, с другой стороны, у нее живое сердце, она способна чувствовать. Она властна и слаба одновременно, опасна и притягательна. Анализ ОЕ позволяет подчеркнуть противоречивость героини. С одной стороны, для характеристики героини в качестве эталонов используются образы льда, холода: Сердце её тундрой, мёрзлой землёй рождено, оледенелое сердце(«Бойе»). Создаётся образ холодной, недоступной, неживой, равнодушной девушки. Но уже в следующем контексте, образ конкретизируется, проявляется нежное отношение автора к своей героине. В качестве эталона используется – образ зайчонка (речь идет даже не об образе-эталоне, а об эталонной ситуации: зайчонок, который мерзнет от холода): Голубой свет, пронизывающий сгустившуюся ночь, сочился из её груди, и видно сделалось её сердце, похожее на ушастого зайчонка, сжавшегося в комочек, чуть вздрагивающего под набегающими порывами ветра («Бойе»). Речь идёт уже не просто о ледяном сердце: через сравнение его с замёрзшим зайчонком, автором актуализируется, подчёркивается беззащитность, нежность, хрупкость шаманки.

ОЕ помогают передать идею о неоднозначном отношении автора к человеку (герою), в каждом из них он пытается подчеркнуть многогранность, даже в отрицательном герое увидеть зерно хорошего, человеческую теплоту, доброту.

3) Мать Акима. Это простая, весёлая женщина, живущая по законам природы, подчиняющаяся только этим законам, естественным и часто не этичным. Автором представлено два взгляда на эту героиню: в её молодости и старости. Но общим всегда остаётся то, что описывает её автор, используя природные сравнения. В основе характеризующих ОЕ лежат «природные» эталоны.

В молодости: Промытые волосы отливали воронью, пёрышки бровей, как бы вдавленные в лоб, придавали лицу какую-то детскую незавершённость и безвинность; круглое плоское лицо оживляли две надщёчные продолговатые косточки со слабым румянцем, и глаза с вечной тихой печалью северного человека, всегда погружённые в себя и в какую-то застарелую тоску(«Уха на Боганиде»).

Птица: Отливать воронью (о волосах) -  иметь тёмно-синий, чёрный цвет, словно окрас вороны. Пёрышки бровей. ХМ – о линии бровей, по форме напоминающей перья птицы.

Вода: Погрузиться в себя (ЯМ), в тоску (ХМ) – отвлечься от окружающей действительности, словно уйти в себя, в свои размышления, чувства.

В тексте не раз подчёркивается легкомысленность, ветреность этой героини. Но использование метафор тихая печаль, погрузиться в застарелую тоску наделяет образ этой женщины иным светом, раскрывает её неоднозначность, глубину… Позднее героиня, утратившая красоту из-за усталости, болезни, характеризуется уже принципиально иным набором ОЕ. Здесь используются ОЕ с иной семантикой: уже не красота женщины подчёркивается ими, а её дряхлость, старость, утерянная красота. Неслучайно здесь уподобление некогда молодой, здоровой и полной сил женщины с медведицей, большой, неуклюжей, неповоротливой, старой… Остальные ОЕ дополняют, ещё более конкретизируют образ героини: За лето мать одряхлела, согнулась, окосолапела, как старая медведица, румянец давно погас на её щеках, глаза подёрнулись рыбьей слизью, на ветру из глаз текло, и белая изморозь насыхала, крошилась из беспрестанно дрожащих уголков подглазниц. «Нисё-о-о, пройдёт!» – уверяла она себя и ребят, но уже не улыбалась при этом, и голос её был тускл и взгляд отгорелый («Уха на Боганиде»). Снова обращается внимание на взгляд героини. В отличие от героев-браконьеров, которых автор в основном описывает с точки зрения их внешности, создавая женские образы, В.Астафьев обращает внимание на  внутреннее содержание героини, на то, что таит в себе сложная женская душа, на то, что отражают женские глаза. Поэтому использование образа медведя (медведицы) для создания образа героини, в отличие от образов браконьеров, несет ощущение грусти, трагичности увядающей жизни.

4) тетка Авдотья («Последний поклон»).Это деревенская женщина, живущая с пьющим мужем, уставшая, измученная жизнью. Она хаотична, в ней переплетено и плохое, и хорошее. Она активна, изменчива и непредсказуема. Эталоном изменчивости, непредсказуемости, активности героини выступает образ реки: Сама тетка Авдотья, вся жизнью издерганная, худая, бурная, бегучая, все в ней навалом – и легкомыслие,  и  доброта, и бабья сварливость («Фотография, на которой меня нет»). В качестве реализации представления о героине как несчастной, уставшей от жизненных неурядиц, используется образ-эталон растрепанный сноп: Жизнь ее растрепана, как льняной сноп на неисправной мялке («Бабушкин праздник»).

5) женщина-старовер («Последний поклон»). Это женщина, которая помогла Вите Потылицину, измученному болезнью, восстановить свои силы. Интересным в этом образе является то, что он представлен не непосредственно (портрет, действия), а опосредованно – сквозь призму тактильных ощущений мальчика, чувствующего тепло и заботу этой женщины. Для реализации ощущения тепла, испытываемого героем, используется эталон  животного. При чем животное это, скорее всего,  котенок, зайчонок – зверек с мягкой и приятной шерстью: Подслеповатая, не умеющая громко разговаривать, какая-то вся пушистая, она не руками, а пушистыми тоже лапками касалась меня, гладила, мазала, и то место, которое она гладила, переставало болеть («Бурундук на кресте»). Представление о тихом, приятном, таинственном голосе героини реализуется в эталоне шелестящего листа: Побросав на меня крестики двумя соединенными пальцами, ровно бы не ртом, а выветренным листом она прошелестела: «Положи, господь, камешком, подыми перышком!» - задернула ситцевую занавеску в проеме и неслышно удалилась («Бурундук на кресте»). То есть для создания образа женщины-старовера используются ОЕ, реализующие слуховые и тактильные ощущения ребенка.

6) Бабушка («Последний поклон»). Бабушка героя – особая героиня. Это мудрый человек, ощущающий гармонию с миром, несущий порядок в этот мир. Она живет по естественным законам, по законам нравственности. Ее жизнь – вечная забота о близких,  сохранение нравственных ориентиров, а потому в ее жизни нет места хаосу, бесполезной суете. Например, представление о мудрости, знании основ жизни реализуется в  образе воды в старом глубоком пруду: Я глядел на мою бабушку, дивился тому, что у нее тоже были тятя и мама, глядел на ее большие, рабочие руки в жилках, на морщинистое, с отголосками прежнего румянца лицо, на глаза ее зеленоватые, темнеющие со дна, словно вода в старом, глубоком пруду («Монах в новых штанах»). Бабушка Катерина Петровна – героиня, описываемая  больше не с точки зрения внешности, характера, манеры поведения, а именно с точки зрения ее внутренней сути, поэтому автор использует образы, имеющие свойства глубины: глаза ее зеленоватые, темнеющие со дна, словно вода в старом, глубоком пруду  (дно, глубокий пруд) или  молвила бабушка пустым, ровно бы из осинового дупла идущим голосом (осиновое дупло). Важно, что в качестве «носителей» свойства глубины выбраны именно природные объекты. Еще одним эталоном, используемым для передачи глубины, таинственности, нравственности, вечной мудрости и святости героини, выступает свет лампады (при описании взгляда героини): Пластом лежала бабушка на кровати и не шевелилась, не ругалась, не творила молитв, лишь глаза ее светились во тьме недвижным, лампадным светом («Ангел-хранитель»).И-аМ лампадный свет (о глазах) позволяет создать образ бабушки – верующего человека. И вера эта заключена не во внешних проявлениях (не творила молитв), а идет изнутри человека, то есть является основой жизни бабушки, подчеркивая святость героини, знание глубинных законов мира. Поэтому образное значение метафоры, представляющее собой единство дифиниционного и контекстуального способов его толкования, может быть сформулировано так: лампадный свет (о глазах) – о неярком, как от лампады,  свете глаз несущей святость и веру героини. Эталоном, реализующим представление о старости героини, выступает образ осеннего листа (осень – метафора старости): И синяки. Пласты синяков, будто слежавшиеся листья поздней осени  («Последний поклон»).

Для создания образа бабушки используются ОЕ «природной» и «библейской» тематики. Таким способом автор акцентирует ее естественность, природность, а также святость. Главными эталонами являются образы, в основе которых  есть свойство глубины, связанное с мудростью, опытом, нравственностью героини. Таким образом, женский образ – это образ положительный. Женщина, как сама природа, - многогранна, естественна, целостна. Основное внимание при создании положительного образа сосредоточено на описании взгляда героини сквозь призму ОЕ библейской и природной тематики. Даже в тех случаях, когда в качестве объекта описания оказывается просто цвет глаз, автор акцентирует внимание на  ее внутреннем состоянии. Также универсальным эталоном для создания образа героини является фольклорный образ птицы.

Литература:

1. Блинова О.И. Мотивация как средство создания индивидуально-авторского стиля (на материале поэзии Н.Рубцова) // Художественный текст и языковая личность: проблемы изучения и обучения: Материалы второй Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 100-летию ТГПУ. – Томск, 2001 – С.86-92.

2. Блинова О.И. Русская мотивология: Учеб. - метод. пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. -66 с.

3. Блинова О.И. О чем звонят колокола? (стилистические этюды) // Вестник Томского государственного  университета. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – С. 16-20.

4. Болотнова Н.С  Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2001. – 331 с.

5. Юрина Е.А. Образный строй языка. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005а. – 156 с.

Основные термины (генерируются автоматически): образ, Последний поклон, автор, глаз, глубокий пруд, женский образ, лампадный свет, описание взгляда героини, осиновое дупло, фольклорный образ птицы.


Похожие статьи

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина. Авторы: Кондакова Светлана Юрьевна, Никифорова Дарья Павловна.

Создавая данный образ, автор так же не дает нам портрета героини, в основном представлены ее внутренние качества.

Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX...

В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки. Ласточка — близкая к человеку птица.

Все статично — тихое журчание фонтана, благосклонность неба к земле, глубокий сон героини

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

А ты-«город!". Эта страстная филиппика могла бы остаться характеристикой взглядов одного Балашкина, если бы вокруг нее не

Таким образом даёт нам понять, что хуже чем Серый уже никто не живёт. Автор намекает нам на сходство этого персонажа с волком.

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале...

Образ клена в поэзии С. А. Есенина. Автор: Сорикова Виктория Олеговна.

Библиографическое описание

Фольклорные образы появляются уже в самых ранних его произведениях, и эта глубинная связь поэта с фольклором не прерывается на протяжении...

Сквозные образы в лирике Ивана Бунина | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Тлеубергенова Р. Р. Сквозные образы в лирике Ивана Бунина

Поэт не отрицает «свет» Весны, её нарядность. Но встречи с любимой печальны и приводят к разлуке.

Зашевилилася в дупле. И в лес пошла, блестя лиловой, Пятнистой кожей по земле.

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого...

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство). Автор: Стоянов Владимир Владимирович.

у него значительно шире, поскольку вбирает в себя не только (и не столько) фольклорные начала, сколько личностный взгляд автора.

Садово-парковые образы «светской» повести...

Петергоф, повесть, светское общество, Голландия, свет, сад, пруд Марли, образ, голландский сад, сознание героини.

Чикишева Мария Николаевна — Информация об авторе

Авторы: Иванова Светлана Викторовна, Чикишева Мария Николаевна. Рубрика: Филология. Страницы: 274-276. Библиографическое описание: Иванова С. В., Чикишева М. Н. Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж.

Иванова Светлана Викторовна — Информация об авторе

Авторы: Иванова Светлана Викторовна(Научный руководитель) , Долгова Ксения Ивановна. Рубрика: Филология.

Библиографическое описание: Иванова С. В., Чикишева М. Н. Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале...

Похожие статьи

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Женский образ в творчестве А. С. Пушкина. Авторы: Кондакова Светлана Юрьевна, Никифорова Дарья Павловна.

Создавая данный образ, автор так же не дает нам портрета героини, в основном представлены ее внутренние качества.

Образ ласточки в лирических произведениях первой половины XIX...

В данной работе мы будем рассматривать образ ласточки. Ласточка — близкая к человеку птица.

Все статично — тихое журчание фонтана, благосклонность неба к земле, глубокий сон героини

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

А ты-«город!". Эта страстная филиппика могла бы остаться характеристикой взглядов одного Балашкина, если бы вокруг нее не

Таким образом даёт нам понять, что хуже чем Серый уже никто не живёт. Автор намекает нам на сходство этого персонажа с волком.

Образ клена в поэзии С. А. Есенина | Статья в журнале...

Образ клена в поэзии С. А. Есенина. Автор: Сорикова Виктория Олеговна.

Библиографическое описание

Фольклорные образы появляются уже в самых ранних его произведениях, и эта глубинная связь поэта с фольклором не прерывается на протяжении...

Сквозные образы в лирике Ивана Бунина | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Тлеубергенова Р. Р. Сквозные образы в лирике Ивана Бунина

Поэт не отрицает «свет» Весны, её нарядность. Но встречи с любимой печальны и приводят к разлуке.

Зашевилилася в дупле. И в лес пошла, блестя лиловой, Пятнистой кожей по земле.

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого...

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство). Автор: Стоянов Владимир Владимирович.

у него значительно шире, поскольку вбирает в себя не только (и не столько) фольклорные начала, сколько личностный взгляд автора.

Садово-парковые образы «светской» повести...

Петергоф, повесть, светское общество, Голландия, свет, сад, пруд Марли, образ, голландский сад, сознание героини.

Чикишева Мария Николаевна — Информация об авторе

Авторы: Иванова Светлана Викторовна, Чикишева Мария Николаевна. Рубрика: Филология. Страницы: 274-276. Библиографическое описание: Иванова С. В., Чикишева М. Н. Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале произведений Дж.

Иванова Светлана Викторовна — Информация об авторе

Авторы: Иванова Светлана Викторовна(Научный руководитель) , Долгова Ксения Ивановна. Рубрика: Филология.

Библиографическое описание: Иванова С. В., Чикишева М. Н. Особенности использования метафоры как средства создания образа героя (на материале...

Задать вопрос