Библиографическое описание:

Федорова Т. А. Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 26-28.

Вопрос о национальной идее России является наиболее актуальным во многих областях знаний. Суть национальной идеи России волновала умы многих мыслителей и ученых на протяжении всего развития истории человечества. Испокон веков люди стремились к лучшей жизни. В разные эпохи своей многовековой истории национальная идея России была своя, но неизменным требованием было сохранение культурных и религиозных ценностей. Понятие русской национальной идеи было введено В. С. Соловьевым в 1887-1888 годах, которое использовалось для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия, путей соединения народов и преображения человечества. Под «Русской идеей» Соловьев понимал философскую мысль, способную возвратить россиянам чувство самоуважения и гордости за свой народ и свою страну. Такая идея была призвана консолидировать российское общество. Но русская идея - понятие емкое, и духовность, патриотизм, нравственность являются несущей мыслью, на которую нанизаны лучшие традиции русской нации. Тема гражданственности и патриотизма неизменно присутствует в творчестве русских писателей и поэтов, что придает русской идее культурную и художественную завершенность. А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Н. А. Некрасов и многие другие освещали героическое прошлое страны, борьбу за независимость, укрепление и процветание Российского государства.

Вот и проза Алексея Николаевича Варламова представляет собой значительное художественное явление в реалистической литературе конца ХХ – начала ХХI века, призванная раскрыть суть русской национальной идеи. А. Варламов - это один из наиболее ярких прозаиков современности, способный мастерски рассказывать о самых актуальных проблемах. «Неизменными во всех сочинениях Варламова остаются его чуть стилизованный под «благородную старину» (скорее под Шмелева и Зайцева, чем под Лескова и Тургенева) мягкий повествовательный слог, сочувствие к робкому и душевно светлому «маленькому человеку», ненавязчивая, но ощутимая символика (часто религиозная), аккуратный психологизм, умиротворенные пейзажи и прочие признаки качественного традиционного письма», - говорит о писателе Андрей Немзер. [3, с. 28] Творческое наследие писателя воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает субъективный авторский взгляд на политическую и литературную ситуацию в России на рубеже веков, дает представление о духовности и нравственности русского национального характера, о христианском отношении к старшему поколению и людям другой национальности.

«Что такое Россия и русский человек?» – вот один из главных вопросов, постижению и осмыслению которого посвящено все творчество писателя, выработавшего в результате свою концепцию национальной идеи, составившую предмет нашего изучения.

Выбор нами романа А. Варламова «Лох», опубликованного в журнале «Октябрь» в 1995 году не случаен. Роман можно считать программным во всем творчестве писателя, в нем развивается главная для творца тема Апокалипсиса, идея преобладания различных нравственных ценностей в конце ХХ – начале ХХI века. Роман «Лох» представляет собой первое объемное произведение писателя, которому в полной мере присущи черты крупной жанровой формы. Кроме того, исследователями неоднократно отмечалось, что в своем произведении А. Варламов решает проблему судьбы страны в ее историческом развитии с учетом особенностей российского менталитета. Стремление охватить практически все стороны нашего бытия делает произведение значительным явлением литературного процесса рубежа веков. На основании вышесказанного «Лох» можно рассматривать как своеобразный роман начала: не только как возможного начала нового этапа творческой деятельности автора, но и как отражение ментального, духовного начала российского общества.

Автору близка блуждающая в сомнениях человеческая душа, тщетно ищущая спасения в одиночестве, в разрыве с любимой женщиной, в скитаниях по стране. Трагична судьба человека, который попал не на свою дорогу. Герой романа «Лох» Александр Тезкин - дитя советского времени конца 80-х – начала 90-х годов. Фоном является в романе философема о нравственном законе внутри человека и звездном небе над ним. Мятущийся, нравственно чистый, но оторванный от земли герой занимается астрономией и часто разглядывает небо в телескоп. Занятие героя прочитывается, как стремление Тезкина приблизиться в своем нравственном восхождении к Богу.

Роман «Лох» отличается необычайной емкостью содержания и масштабностью художественного обобщения. Большую часть произведения составляют размышления героя о прожитом, о близких людях и событиях, с ними связанных, о судьбе человека и его предназначении. Раскрываемое в сюжете романа художественное противоречие носит онтологический характер.

Воспоминания и размышления автора являются средством постижения глубинных оснований человеческой жизни; за ними отчетливо проступает стремление понять меру истинной ценности бытия, осмыслить противоречие между ограниченностью человеческого существования и безграничностью времени. Понимание самоценности жизни, красоты природного мира, мудрое приятие закономерного исхода – центральные идеи романа.

Национальная идея воплощена у А. Варламова в следующих ключевых элементах поэтики романа:

- теме духовности

- теме нравственности

- традиции изображения русского национального характера

- теме патриотизма

- мотиве христианского отношения к старшему поколению.

Перечисленные элементы поэтики романа тесным образом связаны с характером главного героя Александра Тезкина.

Г.Л. Нефагина говорит о А. Варламове, как о писателе, развивающем в реалистической прозе 1990-х годов «религиозные темы». [4, с. 80] Герой романа «Лох», преодолевая разнообразные испытания, приходит к вере не как официально – православной традиции, а к вере, прежде всего, в душе, к вере истинной. В центре внимания автора – духовные проблемы современного человека.

В произведении намечается выход к экзистенциальной проблематике. Воспринимая тенденции развития современной прозы, писатель продолжает нравственно-психологическое исследование человека, совмещая в романе социально-исторический контекст с контекстом религиозным. Мифопоэтический план произведения связан с героем потерянным, выпавшим из своего времени. Внутренний мир Сани Тезкина раскрывается не посредством чисто психологического анализа, отражающего процесс формирования личности, а по принципу выявления знаков духовного становления в наиболее ответственные периоды жизни.

А. Варламов показывает этапы познания истины своего героя. Причем каждый этап содержит моменты заблуждения и прихода к новой правде. Впервые герой заходит в церковь со своей девушкой Катериной в тот момент, когда он еще психологически не готов обратиться к Богу.

«Народу в храме было довольно много, и они остановились в притворе, украшенном внутри игривыми ангелами.

-Лоб - то перекрести, - прошептала Козетта.

-Да ну, неудобно как - то…

-Пойди свечку поставь.

-Я комсомолец». [2, с. 11]

Вера в Бога начинает приходить к Сане Тезкину, когда он попадает в армию и заболевает туберкулезом. «Дитя своего безбожного времени, принципиально отказывавшееся ставить Богу свечку, он однажды ночью, глядя на звезды, вдруг задумался о своем посмертном существовании: так ли уж верно, что там ничего нет? И вдруг понял, что там, за звездами, обязательно есть иной мир». [2, с. 15] Это первые сознательные шаги в религиозных поисках героя, которые снова и снова ему придется преодолевать, борясь с преградами и искушениями. Именно здесь намечен основная религиозная тематика всего романа - онтологический конфликт борьбы личности с судьбой и Божьим Промыслом. Ценой своей чести спасает Катерина Саню от неминуемой смерти от воспаления легких. Его жизнь, которая должна была оборваться в девятнадцать лет, продолжается. Кульминационными предсмертными словами станут его слова о том, что «Бог рассудил ему умереть в девятнадцать лет, и никто не имел права вмешиваться в это замысел». [2, с. 83] Судьба начинает с Саней Тезкиным свою игру после его выздоровления, так, согласно религиозной традиции, появляется уже мятущийся герой, который должен пройти через страдания и лишения, чтобы потом даровалось ему недолгое мирное человеческое счастье.

В борьбе с судьбой духовный скиталец Тезкин начинает тернистый и долгий путь к Богу. Вернувшись в Москву, он продолжает жить уединенной и независимой жизнью. Он проходит через многие испытания - тайный гражданский брак и несбывшуюся надежду стать отцом, встречу с единственной любовью - Катериной, вышедшей замуж, неудачную попытку обучения в университете, и еще большее отчуждение с семьей и «побег» на дачу в Купавну. Изображая отшельничество Сани в Купавне, работу на севере на метеостанции, автор говорит о тоске и одиночестве героя. Вытолкнутый из привычного круга существования, Тезкин отправляется в путь по России и находит свое место в деревне Хорошей. Его мытарство означает возможность обретения истины, в которой варламовский герой испытывает телесную и духовную нужду. Смысл жизни героя раскрывается в его диалоге с отцом, когда предельно обнажается нравственный идеал Александра:

«-Но цель-то у тебя должна быть в жизни какая-нибудь?

-У меня есть цель.

-Какая же?

-Я хочу вернуться к тому состоянию, когда люди желали не изменить мир, а всего-навсего его понять.

-И много ты понял?

-Нет. Но мне много и не надо. Мне бы хоть чуть-чуть понять, самую малость, столько, сколько мне природой ума отпущено». [2, с. 52]

Здесь А. Варламов заставляет читателя поверить в то, что нравственное самосовершенствование героя является единственным способом нахождения смысла жизни и постижения веры. Поэтому автор считает концом духовных исканий Тезкина обращение к Богу – так национальная идея воплощается в ключевых элементах поэтики романа - в теме духовности и нравственности.

В религиозный праздник Пасхи Саня Тезкин окончательно обретает веру, заканчиваются его духовные поиски истины. Он в молитве обращается к Богу: «Господи, - прошептал он, - если смиловался Ты над всеми нами, если простил нам наши грехи и подарил Свою великую радость, подари мне мою – верни мне ее, умоляю Тебя, верни». [2, с. 70] Результатом того, что Господь принимает блудного сына Александра, становится воссоединение влюбленных – Катерины и главного героя.

А. Варламов создал произведение о сложном и тернистом пути человека к Богу. Главный мотив романа в его религиозно - нравственной концепции - мотиве истинной Веры, когда Саня Тезкин осознанно, исходя из своих внутренних побуждений, искренне веря сердцем и душой, готов духовно прийти к Богу, как блудный сын. Автор изображает настоящий русский характер с его постоянной тягой к религиозности. По А. Варламову, русский человек всегда занят поиском путей к праведной жизни. И пусть Саня Тезкин продолжает галерею «лишних» людей, недаром в заглавие романа выносится оскорбительное прозвище «лох», оказывается, такие герои как раз более необходимы для жизни, именно такие долго ищут смысл жизни и находят его в религии, нравственно возвышаясь над всеми остальными.

В романе прослеживается и другая составляющая национальной идеи А. Варламова – тема патриотизма, которая также связана с образом главного героя и его друга Левы Голдовского. Данная тема раскрывается в противопоставлении убеждений двух персонажей произведения.

- А я ведь, Сашка, попрощаться к тебе приехал.

- Как это? – не понял Тезкин.

- Уезжаю я, брат.

- Куда?

- Куда сейчас все уезжают? Туда, куда наша простодушная Козетта умотала, только еще дальше…Я знаю, что ты про меня думаешь, - снова заговорил Голдовский, - что я продался, изменил себе, а теперь бегу, как крыса с тонущего корабля…

- И все-таки клянусь честью, ни за что в мире я не хотел бы переменить родину или иметь иную историю, чем история наших предков, как ее нам дал Бог». [2, с. 45-46]

Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотизм, как качество личности человека, проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа . Все эти составляющие аккумулируются в характере Сани Тезкина – он ни за что не хочет уезжать из России, хотя и видит жестокость окружающей действительности конца ХХ века, переезжает в деревню – очаг народной культуры.

Национальная идея развивается в произведении и в мотиве христианского отношения к старшему поколению. В романе «Лох» явно прослеживается автобиографическое начало, связанное с образом отца главного героя: «И только теперь, сидя возле этого почти неподвижного человека, в котором он с трудом и нежностью узнавал своего родителя, Саня вдруг подумал, как много значит для него отец, проживший совсем иную жизнь, с одной и той же женщиной, на одной и той же работе, почти никуда не уезжавший из Москвы и ничего не знавший, кроме своих комнатных цветов и альбомов с марками». [2, с. 58]

Анализ романа А. Варламова «Лох» позволил осветить в новом ракурсе проблему мировоззрения писателя на русскую национальную идею и сделать важные выводы о своеобразии его художественного мира. В одном из своих интервью писатель сам сказал: «Возрос я на русской почве, и сколько себя помню в сознательном возрасте, всегда считал себя почвенником. Мне дорога русская идея…» [1]


Литература:

  1. Алексей Варламов. Нашему народу надо просить у Неба не справедливости, а милосердия [Электронный ресурс]: интервью с писателем Алексеем Варламовым / беседовал Захар Прилепин // http:// www.zaharprilepin.ru/ru/litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html

  2. Варламов, А.Н. Лох / А. Варламов // Октябрь. - 1995. - №2. – С. 3-84.

  3. Немзер, А. И правильный, и молодой / А. Немзер // Время новостей. – 2006. - №39. – С. 28

  4. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие / Г.Л. Нефагина. 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 320с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle