Библиографическое описание:

Федорова Т. А. Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох» [Текст] // Актуальные вопросы филологических наук: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, ноябрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 26-28.

Вопрос о национальной идее России является наиболее актуальным во многих областях знаний. Суть национальной идеи России волновала умы многих мыслителей и ученых на протяжении всего развития истории человечества. Испокон веков люди стремились к лучшей жизни. В разные эпохи своей многовековой истории национальная идея России была своя, но неизменным требованием было сохранение культурных и религиозных ценностей. Понятие русской национальной идеи было введено В. С. Соловьевым в 1887-1888 годах, которое использовалось для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия, путей соединения народов и преображения человечества. Под «Русской идеей» Соловьев понимал философскую мысль, способную возвратить россиянам чувство самоуважения и гордости за свой народ и свою страну. Такая идея была призвана консолидировать российское общество. Но русская идея - понятие емкое, и духовность, патриотизм, нравственность являются несущей мыслью, на которую нанизаны лучшие традиции русской нации. Тема гражданственности и патриотизма неизменно присутствует в творчестве русских писателей и поэтов, что придает русской идее культурную и художественную завершенность. А. Н. Радищев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Н. А. Некрасов и многие другие освещали героическое прошлое страны, борьбу за независимость, укрепление и процветание Российского государства.

Вот и проза Алексея Николаевича Варламова представляет собой значительное художественное явление в реалистической литературе конца ХХ – начала ХХI века, призванная раскрыть суть русской национальной идеи. А. Варламов - это один из наиболее ярких прозаиков современности, способный мастерски рассказывать о самых актуальных проблемах. «Неизменными во всех сочинениях Варламова остаются его чуть стилизованный под «благородную старину» (скорее под Шмелева и Зайцева, чем под Лескова и Тургенева) мягкий повествовательный слог, сочувствие к робкому и душевно светлому «маленькому человеку», ненавязчивая, но ощутимая символика (часто религиозная), аккуратный психологизм, умиротворенные пейзажи и прочие признаки качественного традиционного письма», - говорит о писателе Андрей Немзер. [3, с. 28] Творческое наследие писателя воссоздает культурную атмосферу эпохи, отражает субъективный авторский взгляд на политическую и литературную ситуацию в России на рубеже веков, дает представление о духовности и нравственности русского национального характера, о христианском отношении к старшему поколению и людям другой национальности.

«Что такое Россия и русский человек?» – вот один из главных вопросов, постижению и осмыслению которого посвящено все творчество писателя, выработавшего в результате свою концепцию национальной идеи, составившую предмет нашего изучения.

Выбор нами романа А. Варламова «Лох», опубликованного в журнале «Октябрь» в 1995 году не случаен. Роман можно считать программным во всем творчестве писателя, в нем развивается главная для творца тема Апокалипсиса, идея преобладания различных нравственных ценностей в конце ХХ – начале ХХI века. Роман «Лох» представляет собой первое объемное произведение писателя, которому в полной мере присущи черты крупной жанровой формы. Кроме того, исследователями неоднократно отмечалось, что в своем произведении А. Варламов решает проблему судьбы страны в ее историческом развитии с учетом особенностей российского менталитета. Стремление охватить практически все стороны нашего бытия делает произведение значительным явлением литературного процесса рубежа веков. На основании вышесказанного «Лох» можно рассматривать как своеобразный роман начала: не только как возможного начала нового этапа творческой деятельности автора, но и как отражение ментального, духовного начала российского общества.

Автору близка блуждающая в сомнениях человеческая душа, тщетно ищущая спасения в одиночестве, в разрыве с любимой женщиной, в скитаниях по стране. Трагична судьба человека, который попал не на свою дорогу. Герой романа «Лох» Александр Тезкин - дитя советского времени конца 80-х – начала 90-х годов. Фоном является в романе философема о нравственном законе внутри человека и звездном небе над ним. Мятущийся, нравственно чистый, но оторванный от земли герой занимается астрономией и часто разглядывает небо в телескоп. Занятие героя прочитывается, как стремление Тезкина приблизиться в своем нравственном восхождении к Богу.

Роман «Лох» отличается необычайной емкостью содержания и масштабностью художественного обобщения. Большую часть произведения составляют размышления героя о прожитом, о близких людях и событиях, с ними связанных, о судьбе человека и его предназначении. Раскрываемое в сюжете романа художественное противоречие носит онтологический характер.

Воспоминания и размышления автора являются средством постижения глубинных оснований человеческой жизни; за ними отчетливо проступает стремление понять меру истинной ценности бытия, осмыслить противоречие между ограниченностью человеческого существования и безграничностью времени. Понимание самоценности жизни, красоты природного мира, мудрое приятие закономерного исхода – центральные идеи романа.

Национальная идея воплощена у А. Варламова в следующих ключевых элементах поэтики романа:

- теме духовности

- теме нравственности

- традиции изображения русского национального характера

- теме патриотизма

- мотиве христианского отношения к старшему поколению.

Перечисленные элементы поэтики романа тесным образом связаны с характером главного героя Александра Тезкина.

Г.Л. Нефагина говорит о А. Варламове, как о писателе, развивающем в реалистической прозе 1990-х годов «религиозные темы». [4, с. 80] Герой романа «Лох», преодолевая разнообразные испытания, приходит к вере не как официально – православной традиции, а к вере, прежде всего, в душе, к вере истинной. В центре внимания автора – духовные проблемы современного человека.

В произведении намечается выход к экзистенциальной проблематике. Воспринимая тенденции развития современной прозы, писатель продолжает нравственно-психологическое исследование человека, совмещая в романе социально-исторический контекст с контекстом религиозным. Мифопоэтический план произведения связан с героем потерянным, выпавшим из своего времени. Внутренний мир Сани Тезкина раскрывается не посредством чисто психологического анализа, отражающего процесс формирования личности, а по принципу выявления знаков духовного становления в наиболее ответственные периоды жизни.

А. Варламов показывает этапы познания истины своего героя. Причем каждый этап содержит моменты заблуждения и прихода к новой правде. Впервые герой заходит в церковь со своей девушкой Катериной в тот момент, когда он еще психологически не готов обратиться к Богу.

«Народу в храме было довольно много, и они остановились в притворе, украшенном внутри игривыми ангелами.

-Лоб - то перекрести, - прошептала Козетта.

-Да ну, неудобно как - то…

-Пойди свечку поставь.

-Я комсомолец». [2, с. 11]

Вера в Бога начинает приходить к Сане Тезкину, когда он попадает в армию и заболевает туберкулезом. «Дитя своего безбожного времени, принципиально отказывавшееся ставить Богу свечку, он однажды ночью, глядя на звезды, вдруг задумался о своем посмертном существовании: так ли уж верно, что там ничего нет? И вдруг понял, что там, за звездами, обязательно есть иной мир». [2, с. 15] Это первые сознательные шаги в религиозных поисках героя, которые снова и снова ему придется преодолевать, борясь с преградами и искушениями. Именно здесь намечен основная религиозная тематика всего романа - онтологический конфликт борьбы личности с судьбой и Божьим Промыслом. Ценой своей чести спасает Катерина Саню от неминуемой смерти от воспаления легких. Его жизнь, которая должна была оборваться в девятнадцать лет, продолжается. Кульминационными предсмертными словами станут его слова о том, что «Бог рассудил ему умереть в девятнадцать лет, и никто не имел права вмешиваться в это замысел». [2, с. 83] Судьба начинает с Саней Тезкиным свою игру после его выздоровления, так, согласно религиозной традиции, появляется уже мятущийся герой, который должен пройти через страдания и лишения, чтобы потом даровалось ему недолгое мирное человеческое счастье.

В борьбе с судьбой духовный скиталец Тезкин начинает тернистый и долгий путь к Богу. Вернувшись в Москву, он продолжает жить уединенной и независимой жизнью. Он проходит через многие испытания - тайный гражданский брак и несбывшуюся надежду стать отцом, встречу с единственной любовью - Катериной, вышедшей замуж, неудачную попытку обучения в университете, и еще большее отчуждение с семьей и «побег» на дачу в Купавну. Изображая отшельничество Сани в Купавне, работу на севере на метеостанции, автор говорит о тоске и одиночестве героя. Вытолкнутый из привычного круга существования, Тезкин отправляется в путь по России и находит свое место в деревне Хорошей. Его мытарство означает возможность обретения истины, в которой варламовский герой испытывает телесную и духовную нужду. Смысл жизни героя раскрывается в его диалоге с отцом, когда предельно обнажается нравственный идеал Александра:

«-Но цель-то у тебя должна быть в жизни какая-нибудь?

-У меня есть цель.

-Какая же?

-Я хочу вернуться к тому состоянию, когда люди желали не изменить мир, а всего-навсего его понять.

-И много ты понял?

-Нет. Но мне много и не надо. Мне бы хоть чуть-чуть понять, самую малость, столько, сколько мне природой ума отпущено». [2, с. 52]

Здесь А. Варламов заставляет читателя поверить в то, что нравственное самосовершенствование героя является единственным способом нахождения смысла жизни и постижения веры. Поэтому автор считает концом духовных исканий Тезкина обращение к Богу – так национальная идея воплощается в ключевых элементах поэтики романа - в теме духовности и нравственности.

В религиозный праздник Пасхи Саня Тезкин окончательно обретает веру, заканчиваются его духовные поиски истины. Он в молитве обращается к Богу: «Господи, - прошептал он, - если смиловался Ты над всеми нами, если простил нам наши грехи и подарил Свою великую радость, подари мне мою – верни мне ее, умоляю Тебя, верни». [2, с. 70] Результатом того, что Господь принимает блудного сына Александра, становится воссоединение влюбленных – Катерины и главного героя.

А. Варламов создал произведение о сложном и тернистом пути человека к Богу. Главный мотив романа в его религиозно - нравственной концепции - мотиве истинной Веры, когда Саня Тезкин осознанно, исходя из своих внутренних побуждений, искренне веря сердцем и душой, готов духовно прийти к Богу, как блудный сын. Автор изображает настоящий русский характер с его постоянной тягой к религиозности. По А. Варламову, русский человек всегда занят поиском путей к праведной жизни. И пусть Саня Тезкин продолжает галерею «лишних» людей, недаром в заглавие романа выносится оскорбительное прозвище «лох», оказывается, такие герои как раз более необходимы для жизни, именно такие долго ищут смысл жизни и находят его в религии, нравственно возвышаясь над всеми остальными.

В романе прослеживается и другая составляющая национальной идеи А. Варламова – тема патриотизма, которая также связана с образом главного героя и его друга Левы Голдовского. Данная тема раскрывается в противопоставлении убеждений двух персонажей произведения.

- А я ведь, Сашка, попрощаться к тебе приехал.

- Как это? – не понял Тезкин.

- Уезжаю я, брат.

- Куда?

- Куда сейчас все уезжают? Туда, куда наша простодушная Козетта умотала, только еще дальше…Я знаю, что ты про меня думаешь, - снова заговорил Голдовский, - что я продался, изменил себе, а теперь бегу, как крыса с тонущего корабля…

- И все-таки клянусь честью, ни за что в мире я не хотел бы переменить родину или иметь иную историю, чем история наших предков, как ее нам дал Бог». [2, с. 45-46]

Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства. Патриотизм, как качество личности человека, проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа . Все эти составляющие аккумулируются в характере Сани Тезкина – он ни за что не хочет уезжать из России, хотя и видит жестокость окружающей действительности конца ХХ века, переезжает в деревню – очаг народной культуры.

Национальная идея развивается в произведении и в мотиве христианского отношения к старшему поколению. В романе «Лох» явно прослеживается автобиографическое начало, связанное с образом отца главного героя: «И только теперь, сидя возле этого почти неподвижного человека, в котором он с трудом и нежностью узнавал своего родителя, Саня вдруг подумал, как много значит для него отец, проживший совсем иную жизнь, с одной и той же женщиной, на одной и той же работе, почти никуда не уезжавший из Москвы и ничего не знавший, кроме своих комнатных цветов и альбомов с марками». [2, с. 58]

Анализ романа А. Варламова «Лох» позволил осветить в новом ракурсе проблему мировоззрения писателя на русскую национальную идею и сделать важные выводы о своеобразии его художественного мира. В одном из своих интервью писатель сам сказал: «Возрос я на русской почве, и сколько себя помню в сознательном возрасте, всегда считал себя почвенником. Мне дорога русская идея…» [1]


Литература:

  1. Алексей Варламов. Нашему народу надо просить у Неба не справедливости, а милосердия [Электронный ресурс]: интервью с писателем Алексеем Варламовым / беседовал Захар Прилепин // http:// www.zaharprilepin.ru/ru/litprocess/intervju-o-literature/aleksej-varlamov-.html

  2. Варламов, А.Н. Лох / А. Варламов // Октябрь. - 1995. - №2. – С. 3-84.

  3. Немзер, А. И правильный, и молодой / А. Немзер // Время новостей. – 2006. - №39. – С. 28

  4. Нефагина, Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие / Г.Л. Нефагина. 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 320с.

Основные термины (генерируются автоматически): национальной идеи, русской национальной идеи, главного героя, элементах поэтики романа, Саня Тезкин, Похожая статья, ключевых элементах поэтики, Герой романа, национальной идеи России, Отражение национальной, национальная идея, Отражение национальной идеи, национальной идее России, национальная идея России, Национальная идея, Сани Тезкина, центральные идеи романа, Понятие русской национальной, романа художественное противоречие, концепцию национальной идеи.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle