Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (108) февраль-2 2016 г.

Дата публикации: 19.02.2016

Статья просмотрена: 3306 раз

Библиографическое описание:

Худякова Л. В. Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 865-867. — URL https://moluch.ru/archive/108/26186/ (дата обращения: 25.09.2018).



В статье представлены некоторые особенности русской культуры по мнению отечественного учёного, культуролога Д. С. Лихачёва.

Ключевые слова: русская культура, традиции, история.

Д. С. Лихачёв — автор фундаментальных работ по истории русской литературы и русской культуры, один из главных национальных идеологов, по словам американского историка Н. В. Рязановского. В своей работе «Русская культура», состоящей из ряда статьей, он указал особенности, историю и развитие культуры нашей страны.

В речи, подготовленной для международной конференции «Великая Европа культур», Д. С. Лихачёв отмечал, что русская культура должна принадлежать к культуре европейской, которая является культурой универсальной, способной хранить опыт и культурные традиции разных народов мира, усваивающей лучшие стороны культур человечества. Их объединяют такие черты как терпимость к иным взглядам, личностный характер, свобода [1, с. 45].

В качестве примера универсальности нашей культуры, Д. С. Лихачёв говорил о масштабе исследовательских работ, проведённых в дореволюционной Российской императорской Академии наук. Несмотря на малое количество её членов, на самом высоком уровне были представлены тюркология, арабистика, китаеведение, африканистика, кавказоведение и др [1, с. 19].

В качестве примера восприимчивости к другим культурам, можно сказать о влиянии Востока. Некоторые орнаменты, использованные в русских монастырях, соборах и памятниках не совсем характерны для русского искусства. В резьбе собора Троицкого монастыря и ряде памятников, связанных с Никоном, используется распространенный арабский мотив «вечного повторения», часто представляющий собой гравированный вариант виноградной лозы. Развитие дипломатических отношений со странами Востока и поездки князей в те края привнесли в русскую культуру новые мотивы и стили, которые постепенно стали частью русской культуры.

Особую роль Д. С. Лихачёв отводит языку. Он, как считал академик, является не просто средством коммуникации, а творцом, создателем, «заместителем» русской культуры. Язык является важнейшим сокровищем, достоянием любого народа, отражающим его «внутреннюю силу» и историю. «Не только культура, но и весь мир берёт своё начало в Слове [3]. Рассуждая о русском языке, Д. С. Лихачёв не случайно называл его одним из совершеннейших языков, который подарил миру множество шедевров литературы. В настоящее время, согласно статистике, более 200 миллионов человек считают русский язык родным, а по количеству говорящих на нём, он занимает 6 место в мире. Развивавшийся в течение многих столетий, наш язык находился в непрерывном движении, изменялся, впитывал в себя характерные черты каждой эпохи. Помимо множества факторов, оказавших влияние на его развитие, лексическому богатству русского языка способствовала христианская вера, в лоне которой он долгое время формировался, благодаря этому в быту и жизни людей укрепилась религиозная лексика, без которой нам трудно представить свою жизнь (благодарю, спасибо, любовь и др.) [4]

Кроме того, религия повлияла и на культуру в целом. По мнению академика Лихачёва, историю русской культуры следует начинать с момента крещения Руси, после которого началось её приобщение к наиболее развитым странам того времени. Приобщение происходило успешно, так как на Руси, ещё до принятия христианства существовала развитая система религиозных представлений, богатая фольклорная база. Помимо этого, с приходом христианства возникли новые культурные явления, такие, как двоеверие, которое выражалось в параллельном сосуществовании христианства и дохристианских верований. Например, празднование некоторых особо почитаемых языческих праздников, таких как масленица или Ивана Купала, а русская православная церковь постепенно заняла важное место в духовной и политической жизни страны.

Помимо этого, Российское государство испытало на себе мощное влияние двух культур: Византии и Скандинавии. Византия передала России духовные традиции, веру, а Скандинавия политическую и военную культуру. Государственное и духовное начало не сливались, как отмечал академик Лихачёв, а лишь приобретали различный характер, а по замечанию Н. А. Бердяева, уникальность России, совмещавшей в себе Европу и Азию, выразилась в антиномичности, проявляющейся в противоречивости русского национального характера. Борьба двух культур отразилась и на религиозной жизни страны, достаточно вспомнить раскол в церкви и появление еретических движений. Русь долгое время вбирала в себя черты греческой и скандинавской культуры, которые постепенно меняли свой смысл, приобретали новое значение.

А. С. Запесоцкий, российский учёный, доктор культурологии, в своем труде, посвящённом деятельности Д. С. Лихачёва «Дмитрий Лихачёв — великий русский культуролог» [5], отмечает, что фундаментальной культурологической идеей Дмитрия Сергеевича было утверждение о том, что модели национального будущего коренятся в прошлом, так как «настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса» [6]. В трудные времена, когда перед Русью стояла проблема выбора, пути развития, она всегда обращалась к прошлым эпохам. Встатье «Русская культура в современном мире» Дмитрий Сергеевич приводит в пример высказывание А. П. Чехова: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить». Эта фраза как нельзя лучше показывает важную национальную черту — глубокий интерес к истории, который позволяет не только обратиться к опыту предков, но и служит источником вдохновения для писателей, поэтов, художников, пытающихся заглянуть в глубину веков, в переломные моменты жизни общества, разобраться в событиях истории и их влиянии на настоящее. Ярким примером служат произведения А. С. Пушкина, такие как «Борис Годунов», «Капитанская дочка» и др. Острый интерес заставляет автора обратиться событиям, отразившимся на русской истории и раскрыть их взаимосвязь с человеческими судьбами. Исторический роман Л. Н. Толстого «Война и мир» стал настоящей хроникой событий 1812 года, а через психологическое описание главных действующих героев мы можем проследить их отношения к происходившим событиям, почувствовать настроения общества того времени.

Размышляя о будущем русской культуры, Д. С. Лихачев настроен оптимистично. Он считает, что «Если мы сохраним нашу культуру и все то, что способствует ее развитию, — библиотеки, музеи, архивы, школы, университеты, периодику, — если сохраним неиспорченным наш богатейший язык, литературу, музыкальное образование, научные институты, то мы безусловно будем занимать ведущее место на Севере Европы и Азии».

Литература:

  1. Лихачёв Д. С. «Русская культура». − М.: Искусство, 2000. С. 45.
  2. Журнал «Новый мир», 1994 г. № 8
  3. Гладышева С. Г. «Культурология: Учебное пособие». — М., 2009., С. 148
  4. А. С. Запесоцкий «Дмитрий Лихачёв — великий русский культуролог». — М.: СпбГУП, 2007
  5. Лихачёв Д. С. «Русская культура». − М.: Искусство, 2000. С. 387
Основные термины (генерируются автоматически): русская культура, русский язык, Русь, культура, византия, Скандинавия, Россия, Азия, долгое время, история.


Похожие статьи

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Для Руси началось татаро-монгольское иго, нанесшее страшный урон русской культуре и изменивший ее развитие.

С принятием христианства на Русь из Византии стали приходить произведения искусства. На Руси трудились знаменитые византийские художники...

Специфические особенности формирования армянского...

С православной верой русские получили письменность на богатом языке и богатую византийскую культуру.

Как утверждается, русская история и культура начинаются с крещения Руси.

Развитие отечественных межъязыковых исследований в период...

Опыт истолкования истории русской культуры. М.: «Рудомино», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, старославянский язык, славянский язык, русская литература, Киевская Русь, Древняя Русь, Древнерусское государство, греческий язык...

Трансформация сакрального в русской культуре

русская культура, русская языковая реальность, Россия, языковая реальность, принятие христианства, общественная жизнь, древнерусская культура, длительное время, Древняя Русь, отличительная черта.

Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной...

В этот исторический период Русская духовная культура получила новый мощный импульс из Византии. Известный ученый, крупный специалист по древнерусской и византийской литературе Г. М. Прохоров писал: «Русь восприняла второе в своей истории и последнее...

Образ Византийской империи в русских летописях

Что примечательно, к Аскольду и Диру применяется наименование «Русь» [2, с. 13], в 852 году же «Русской землей» называются воевавшие с Византией неизвестные враги, однако

Г. Кавалло «Чтение в Византии»: к вопросу о преемственности античной и византийской культур.

Новгородское княжество как центр торгового мореплавания на...

М.: Языки русской культуры, 2001.

История возникновения торгового мореплавания на Руси. Причины и итоги Смутного времени на Руси. Иван IV — первый царь всея Руси.

Влияние Востока на культуру и поэзию России

Там, где Русь касалась дремной Азии. Как вода песков, Там цвели, там восходили дивно.

Как скоро современная русская словесность воспримет наследие тысячелетия русской культуры, где исламу всегда отводилось особое место, и как эффективно сумеет избежать искушения...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Культура и язык взаимообусловлены, язык — это и есть форма культуры. Культура русского народа всегда служила образцом для развития культуры всех народов нашей страны.

Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития.

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Для Руси началось татаро-монгольское иго, нанесшее страшный урон русской культуре и изменивший ее развитие.

С принятием христианства на Русь из Византии стали приходить произведения искусства. На Руси трудились знаменитые византийские художники...

Специфические особенности формирования армянского...

С православной верой русские получили письменность на богатом языке и богатую византийскую культуру.

Как утверждается, русская история и культура начинаются с крещения Руси.

Развитие отечественных межъязыковых исследований в период...

Опыт истолкования истории русской культуры. М.: «Рудомино», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, старославянский язык, славянский язык, русская литература, Киевская Русь, Древняя Русь, Древнерусское государство, греческий язык...

Трансформация сакрального в русской культуре

русская культура, русская языковая реальность, Россия, языковая реальность, принятие христианства, общественная жизнь, древнерусская культура, длительное время, Древняя Русь, отличительная черта.

Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной...

В этот исторический период Русская духовная культура получила новый мощный импульс из Византии. Известный ученый, крупный специалист по древнерусской и византийской литературе Г. М. Прохоров писал: «Русь восприняла второе в своей истории и последнее...

Образ Византийской империи в русских летописях

Что примечательно, к Аскольду и Диру применяется наименование «Русь» [2, с. 13], в 852 году же «Русской землей» называются воевавшие с Византией неизвестные враги, однако

Г. Кавалло «Чтение в Византии»: к вопросу о преемственности античной и византийской культур.

Новгородское княжество как центр торгового мореплавания на...

М.: Языки русской культуры, 2001.

История возникновения торгового мореплавания на Руси. Причины и итоги Смутного времени на Руси. Иван IV — первый царь всея Руси.

Влияние Востока на культуру и поэзию России

Там, где Русь касалась дремной Азии. Как вода песков, Там цвели, там восходили дивно.

Как скоро современная русская словесность воспримет наследие тысячелетия русской культуры, где исламу всегда отводилось особое место, и как эффективно сумеет избежать искушения...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Культура и язык взаимообусловлены, язык — это и есть форма культуры. Культура русского народа всегда служила образцом для развития культуры всех народов нашей страны.

Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Для Руси началось татаро-монгольское иго, нанесшее страшный урон русской культуре и изменивший ее развитие.

С принятием христианства на Русь из Византии стали приходить произведения искусства. На Руси трудились знаменитые византийские художники...

Специфические особенности формирования армянского...

С православной верой русские получили письменность на богатом языке и богатую византийскую культуру.

Как утверждается, русская история и культура начинаются с крещения Руси.

Развитие отечественных межъязыковых исследований в период...

Опыт истолкования истории русской культуры. М.: «Рудомино», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, старославянский язык, славянский язык, русская литература, Киевская Русь, Древняя Русь, Древнерусское государство, греческий язык...

Трансформация сакрального в русской культуре

русская культура, русская языковая реальность, Россия, языковая реальность, принятие христианства, общественная жизнь, древнерусская культура, длительное время, Древняя Русь, отличительная черта.

Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной...

В этот исторический период Русская духовная культура получила новый мощный импульс из Византии. Известный ученый, крупный специалист по древнерусской и византийской литературе Г. М. Прохоров писал: «Русь восприняла второе в своей истории и последнее...

Образ Византийской империи в русских летописях

Что примечательно, к Аскольду и Диру применяется наименование «Русь» [2, с. 13], в 852 году же «Русской землей» называются воевавшие с Византией неизвестные враги, однако

Г. Кавалло «Чтение в Византии»: к вопросу о преемственности античной и византийской культур.

Новгородское княжество как центр торгового мореплавания на...

М.: Языки русской культуры, 2001.

История возникновения торгового мореплавания на Руси. Причины и итоги Смутного времени на Руси. Иван IV — первый царь всея Руси.

Влияние Востока на культуру и поэзию России

Там, где Русь касалась дремной Азии. Как вода песков, Там цвели, там восходили дивно.

Как скоро современная русская словесность воспримет наследие тысячелетия русской культуры, где исламу всегда отводилось особое место, и как эффективно сумеет избежать искушения...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Культура и язык взаимообусловлены, язык — это и есть форма культуры. Культура русского народа всегда служила образцом для развития культуры всех народов нашей страны.

Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития.

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Для Руси началось татаро-монгольское иго, нанесшее страшный урон русской культуре и изменивший ее развитие.

С принятием христианства на Русь из Византии стали приходить произведения искусства. На Руси трудились знаменитые византийские художники...

Специфические особенности формирования армянского...

С православной верой русские получили письменность на богатом языке и богатую византийскую культуру.

Как утверждается, русская история и культура начинаются с крещения Руси.

Развитие отечественных межъязыковых исследований в период...

Опыт истолкования истории русской культуры. М.: «Рудомино», 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): язык, старославянский язык, славянский язык, русская литература, Киевская Русь, Древняя Русь, Древнерусское государство, греческий язык...

Трансформация сакрального в русской культуре

русская культура, русская языковая реальность, Россия, языковая реальность, принятие христианства, общественная жизнь, древнерусская культура, длительное время, Древняя Русь, отличительная черта.

Влияние Василия Великого на рост личностного начала в духовной...

В этот исторический период Русская духовная культура получила новый мощный импульс из Византии. Известный ученый, крупный специалист по древнерусской и византийской литературе Г. М. Прохоров писал: «Русь восприняла второе в своей истории и последнее...

Образ Византийской империи в русских летописях

Что примечательно, к Аскольду и Диру применяется наименование «Русь» [2, с. 13], в 852 году же «Русской землей» называются воевавшие с Византией неизвестные враги, однако

Г. Кавалло «Чтение в Византии»: к вопросу о преемственности античной и византийской культур.

Новгородское княжество как центр торгового мореплавания на...

М.: Языки русской культуры, 2001.

История возникновения торгового мореплавания на Руси. Причины и итоги Смутного времени на Руси. Иван IV — первый царь всея Руси.

Влияние Востока на культуру и поэзию России

Там, где Русь касалась дремной Азии. Как вода песков, Там цвели, там восходили дивно.

Как скоро современная русская словесность воспримет наследие тысячелетия русской культуры, где исламу всегда отводилось особое место, и как эффективно сумеет избежать искушения...

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Культура и язык взаимообусловлены, язык — это и есть форма культуры. Культура русского народа всегда служила образцом для развития культуры всех народов нашей страны.

Русский язык в Иране: история, современное состояние, перспективы развития.

Задать вопрос