И. А. Ильин — философ и эссеист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №15 (74) сентябрь-2 2014 г.

Дата публикации: 16.09.2014

Статья просмотрена: 435 раз

Библиографическое описание:

Малинин, С. А. И. А. Ильин — философ и эссеист / С. А. Малинин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 15 (74). — С. 417-419. — URL: https://moluch.ru/archive/74/12620/ (дата обращения: 25.04.2024).

Статья посвящена публицистической стороне творчества великого русского философа И. А. Ильина. В статье рассматриваются наиболее значимые произведения Ильина, в которых автор пытается выразить свое отношение к проблемам и событиям своего времени и дает заветы будущим поколениям.

Ключевые слова: зло, грех, «поющее сердце», традиция, нравственность.

Иван Александрович Ильин не только великий русский философ–правовед, но и одарённый писатель, публицист и эссеист. Его работы по религиозно–идеалистической философии это система публицистических и эссеистических произведений автора. Среди эссеистических сочинений мыслителя особое место занимают такие работы как: «О сопротивлении злу силою», двухтомный сборник статей «Наши задачи», «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности». Стоит отметь, что наиболее важное значение среди этих работ имеет монография «О сопротивлении злу силою». Написанная в далеком 1925 году, она сохранила пафос, логику философствования автора, трезвость мысли и глубокое, искреннее чувство долга перед Россией и любви к России. Произведение воспринимаются как череда долгожданных признаний русскому народу, который растерялся и замер в гибельном промедлении и ожидании своего будущего, без высказанных слов и совершенных поступков.

И. А. Ильин вырабатывает определенную активную позицию борьбы со злом. Этой теме автор посвящает тематику всех работ представленных выше. Работа Ильина «О сопротивлении злу силою» это ответ на противохристианское толстовское учение «о непротивлении». Произведение написано в духе древнерусской православной традиции, не только не воспрещающей, но и призывающей верующего человека к активному сопротивлению злу. Сопротивлению не только словом, но и делом, в том числе с оружием в руках, даже, если такое сопротивление окажется противоречием шестой заповеди Божьей «Не убивай» [1, с. 169.] и будет связано с лишением жизни человека, совершающего безнравственные и противозаконные поступки. Монографию «О сопротивлении злу силою» можно условно разделить на четыре части, каждая из которых посвящена подпроблеме, но в целом решает главный вопрос, поставленный в работе — «Может ли человек, стремящийся к нравственному совершенству, сопротивляться злу силою и мечом?» [3, с. 34]. В начале произведения идет уточнение поля исследования, рассмотрение таких категорий морального сознания как зло и добро и окончательная постановка проблемы. Вторая часть посвящена развеиванию постулируемых толстовцами идей «непротивления» и «всепрощения». В третьей части содержится начало решения проблемы. Замена ложных и трусливых ценностей толстовства истинными чувствами и моральными нормами. В заключительной части работы находится ответ на поставленную проблему. Дается окончательное разграничение таких стержневых понятий произведения как грех и неправедность.

Неправедность это более широкое понятие чем грех. Грех это –осознанный выбор человеком наихудшего из возможных вариантов поведения вследствие своей слабости. Греховен человек легко и бессовестно предающийся злу. Отказ от противодействия злу силой, бросающий слабых беззащитными, по мнению Ильина, есть грех. Напротив, противоборство, ставшее причиной смерти носителя зла это поступок неправедный, коим является любое убийство, но не греховный. На пути человек всегда происходят конфликты, праведного разрешения которых нет. К их числу относятся войны, казнь преступников.          Ильин заявляет: «Что можно и должно ответить на этот вопрос, когда его ставит нравственно благородная душа, ищущая в своей любви к Богу и Его делу на земле религиозно верного волевого ответа на идущий извне напор зла? Ответ, добытый нами, звучит несомнительно и определено: физическое пресечение и понуждение могут быть прямо религиозною и патриотическою обязанностью человека; тогда он не вправе от них уклониться» [3, c. 177]. Люди должны знать, дабы избежать греха непротивления, необходимо идти по пути «меньшего зла» неправедности, которая сможет физически остановить носителя зла и защитить жертв преступления.

Система, которую И. А. Ильин создал в работе «О сопротивлении злу силою», была направлена на решение определенных социальных, морально–нравственных, культурных задач в эссеистике философа. Продолжением эссеистистики Ильина являются книги религиозно–философского толка: «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и двухтомный сборник статей «Наши задачи». Эти произведения есть результат сведения автором идей в области философии, этики и политологии в единое целое, которое явилось объектом эссеистики автора.

«Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (1958 г.) это одно из самых удивительных произведений И. А. Ильина. Эта богословское сочинение посвящено традиционным для философской эссеистики «бессмертным» вопросам любви и ненависти, жизни и смерти, нравственности, духовности, справедливости. Ильин отмечает: «Сердце поет не от влюбленности, а от любви; и пение его льется подобно бесконечной мелодии, с вечно живым ритмом, в вечно новых гармониях и модуляциях. Сердце приобретает эту способность только тогда, когда оно открывает в себе доступ к божественным содержаниям жизни и приводит свою глубину в живую связь с этими не разочаровывающими драгоценностями неба и земли» [2, с. 376]. Типичен для эссеистики и предлог «о», используемый Ильиным в заглавии каждой «бессмертной» категории. Свои рассуждения о философских категориях Ильин сменяет небольшими миниатюрами описательного характера. Они служат некими зарисовками к размышлениям философа. Ильин вспоминает: «Я полюбил облака еще ребенком… облака дают нам самозабвение, уводят нас от дневной заботы, смягчают и утоляют наш гнев, разрешают все судороги души, угашают ее жадность, рассеивают ее сумраки и смягчают ее упрямство, — столь бесстрастно и свободно их течение, столь кротко и благодушно их легкое естество» [2, с. 260].

Близка по духу и другая работа великого русского, сборник статей «Наши задачи» (1948–1954 гг.) — уникальное произведение, написанное в эмигрантский период жизни мыслителя, в он котором выразил богатство и глубину своих знаний о мире и о ценностях человеческой жизни, некоторое из них он считал истинными, другие ложными. Здесь Ильин более конкретно выразил свою политические позицию относительно России и ее будущего. Ильин пишет: «Мы не смеем обещать от лица России — никому, ничего. Мы должны помнить ее, и только ее. Мы должны быть верны ей, и только ей. Поколение русских людей, которое поведет себя иначе, будет обозначено в истории России, как поколение дряблое и предательское» [4, с. 458].

Посредством сборника «Наши задачи», Ильин пытался показать основные проблемы российского государства первой половины 20 века. Каким тяжелым бременем легла на Россию власть большевизма. В этом произведении Ильин видел «лекарство» от «недуга» охватившего Россию и русский народ. Автор, как традиционалист, ищет опору в национальной традиции, рассуждая о том, что России нужно воспитывать новые поколения людей. Ильин утверждает: «…нужно новое воспитание: в свободе и к свободе; в любви и к любви; в предметности и к предметности. Новые поколения русских людей должны воспитываться к сердечной и предметной свободе. Это директива — на сегодня, и на завтра, и на века. Это единственно верный и главный путь, ведущий к расцвету русского духа и к осуществлению христианской культуры в России» [5, с. 179]. Возвращение к традициям является актуальным, так как значение духовных традиций возрастает в условиях общественных трансформаций. Традиционность всегда была и будет жизненным основанием России заключает Ильин.

«Путь к очевидности» — одно из последних произведений И. А. Ильина подводящее итог его философской деятельности (напечатано в 1957 году после смерти философа). В произведении отсутствуют авторские тезисы и отдельные элементы описательного характера. И. А. Ильин осуждает современную ему западноевропейскую культуру в рационализме, в отсутствии духовных начала. Бездуховной западной культуре философ противопоставляет культуру подлинно православную, основанную на моральных ценностях доброты и любви. Любовь обусловливает законы воспитания. Ильин предъявляет жесткие нормы художественного совершенства, говоря о том что современное ему «модернистическое» искусство, лишено истинно духовно–нравственных начал. Такую же высокую меру Ильин предъявляет академической науке, пастырскому призванию, призванию врача и философа. «Политическому разврату», который сформулировал и провозгласил Маркс, Ильин выставляет христианские, православные требования. Ильин пишет: «Повсюду, во всем мире должен начаться постепенно духовный пересмотр наших душевных актов и наших предметных содержаний: в отдельных людях, и в малых кружках, в религиозных общинах, в философских обществах и в целых культурных движениях; люди будут сосредотачиваться на последних, священных истоках своей жизни; они буду созерцать жизнь своего сердца и судить о нем, — каково оно должно быть, и каким оно казалось в действительности, и чего ему недостает…» [2, с. 558].

В творчестве великого русского философа и публициста Ивана Александровича Ильина важное место занимают эссеистические произведения. Эссеистика Ильина это активная борьба и противостояние, вплоть до оружия в руках, православного христианина мировому злу. И. А. Ильин усматривает опору общества и государства в национальной традиции, акцентирует роль ее объективно–нравственных начал. Духовное формирование индивида определяет духовно формирование социально–политической сферы. Право определяет нравственность индивида и общества. Базисом социальной общности является нравственный человек. Ильин в своих работах пытается найти «лекарство» от революционных потрясений случившихся в начале 20–ого столетия. Ильин заявляет о высочайшей значимости России в мировой истории и необходимости русского человека прилагать все усилия для всестороннего развития российского государства. России нужно нравственное обновление для дальнейшего духовного прогресса.

Литература:

1.      Библия. Библия православная. Российское библейское общество. 2006. — 1564 с.

2.      Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 3. / Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; Худож. Л. Ф. Шканов. — М.: Русская книга, 1994. — 592 с.

3.      Ильин И. А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. Сост. и коммент. Ю. Т. Лисицы; Худож. Л. Ф. Шканов. — М.: Русская книга, 1996. — 608 с.

4.      Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. Том 1 / И.А Ильин; составление, предисловие и комментарии Ю. Т. Лисицы. — М.: Айрисс–пресс, 2008. — 528 с. — (Белая Россия).

5.      Ильин И. А. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг.: в 2 т. Т. 2 / И.А Ильин; составление и комментарии Ю. Т. Лисицы. — М.: Айрисс–пресс, 2008. — 512 с. — (Белая Россия).

Основные термины (генерируются автоматически): россия, великий русский философ, любовь, поющее сердце, произведение, работа, двухтомный сборник, национальная традиция, описательный характер, российское государство.


Ключевые слова

нравственность, традиция, зло, грех, «поющее сердце»

Похожие статьи

Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву

Помимо этого, Российское государство испытало на себе мощное влияние двух культур: Византии

Византия передала России духовные традиции, веру, а Скандинавия политическую и военную культуру.

А. С. Запесоцкий «Дмитрий Лихачёв — великий русский культуролог».

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика...

Философия в России начинает развиваться в XIX столетии. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. Соловьев — это было великое начало

В своих работах он дает краткую характеристику всей философии, попутно сформулировав общие особенности русской философии.

Специфика русского национального характера и новая...

Библиографическое описание

Основные термины (генерируются автоматически): русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, русский национальный тип, русская душа, Азия, русская история, русский характер, Европа.

Основополагающее значение концепта «любовь» в русской...

В своем произведении «Смысл любви» [3] философ отмечает любовь в качестве истины

Любовь, согласно работе Н. А. Бердяева «Тайные силы любви» [1], есть творческое

Основные термины (генерируются автоматически): любовь, русская культура, Россия...

Художественное воплощение национального характера...

В работах отмечается, что национальный характер

Таким образом, в произведениях В. С. Яковлева-Далана национальный характер получил широкое воплощение.

6. Трофимов В. К. Душа России: итоги, сущность и социокультурное значение русского менталитета.

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Проанализированы характерные особенности языковой политики государства по сохранению русского языка в России и за рубежом, возможности использования в работе

Великую роль культурной и духовной скрепы выполняет русский язык в России и за рубежом.

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

- теме нравственности. - традиции изображения русского национального характера.

[2, с. 45-46]. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской...

Библиографическое описание: Белозёрова А. В., Михайлова А. Н. Литературные салоны и их роль в процессе развития русской культуры России

И если в литературе понятие традиции еще играет некоторую роль, то в литературном быте ее значимость чрезвычайно низка.

Искусство слова Василия Великого. Влияние на духовную...

Библиографическое описание: Давыдов А. Ю. Искусство слова Василия Великого.

Свойство же слов таково, что они выражают сердечную любовь.

Эти проблемы и характер их осмысления нашли свое отражение в произведениях древнерусских авторов.

Похожие статьи

Особенности русской культуры по Д. С. Лихачёву

Помимо этого, Российское государство испытало на себе мощное влияние двух культур: Византии

Византия передала России духовные традиции, веру, а Скандинавия политическую и военную культуру.

А. С. Запесоцкий «Дмитрий Лихачёв — великий русский культуролог».

Поэтика русской философии XIX–XX века: специфика...

Философия в России начинает развиваться в XIX столетии. Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, В. Соловьев — это было великое начало

В своих работах он дает краткую характеристику всей философии, попутно сформулировав общие особенности русской философии.

Специфика русского национального характера и новая...

Библиографическое описание

Основные термины (генерируются автоматически): русский человек, Россия, русский народ, русский национальный характер, русский национальный тип, русская душа, Азия, русская история, русский характер, Европа.

Основополагающее значение концепта «любовь» в русской...

В своем произведении «Смысл любви» [3] философ отмечает любовь в качестве истины

Любовь, согласно работе Н. А. Бердяева «Тайные силы любви» [1], есть творческое

Основные термины (генерируются автоматически): любовь, русская культура, Россия...

Художественное воплощение национального характера...

В работах отмечается, что национальный характер

Таким образом, в произведениях В. С. Яковлева-Далана национальный характер получил широкое воплощение.

6. Трофимов В. К. Душа России: итоги, сущность и социокультурное значение русского менталитета.

Русский язык как выражение культурной и духовной общности...

Проанализированы характерные особенности языковой политики государства по сохранению русского языка в России и за рубежом, возможности использования в работе

Великую роль культурной и духовной скрепы выполняет русский язык в России и за рубежом.

Отражение национальной идеи в романе А. Варламова «Лох»

- теме нравственности. - традиции изображения русского национального характера.

[2, с. 45-46]. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства.

Литературные салоны и их роль в процессе развития русской...

Библиографическое описание: Белозёрова А. В., Михайлова А. Н. Литературные салоны и их роль в процессе развития русской культуры России

И если в литературе понятие традиции еще играет некоторую роль, то в литературном быте ее значимость чрезвычайно низка.

Искусство слова Василия Великого. Влияние на духовную...

Библиографическое описание: Давыдов А. Ю. Искусство слова Василия Великого.

Свойство же слов таково, что они выражают сердечную любовь.

Эти проблемы и характер их осмысления нашли свое отражение в произведениях древнерусских авторов.

Задать вопрос