Библиографическое описание:

Шегаева А. В. Определение роли и функции молодого специалиста в системе общего образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 130-131.

Статья содержит материал, определяющий место, роль и функции молодого учителя в системе школьного образования. Особый акцент делается на позициях, позволяющих молодому педагогу приобрести опыт, сформироваться как специалисту.

Ключевые слова: молодойучитель, профессиональное самоопределение, общеобразовательная школа, педагог, образование.

Вы стали недавно учителем,

Учитель — ведь это от Бога,

Важнее нет и значительней

Профессии педагога!

Мазурин А.

С тем, что учитель — не профессия, а образ жизни, пожалуй, согласится любой, кто выбрал этот путь! Вне всякого сомнения, нет ничего почетнее преподавательского труда: ощущения возможности помогать детям в любом вопросе трудно описать словами!

Однако современный жизненный ритм и постоянная изменчивость его направлений заставляет педагога быть крайне ответственным. Ответственность заключается во всем: от внешнего вида учителя, которым он вольно или невольно прививает определенный вкус подрастающему поколению, до его профессиональных компетенций, при помощи которых он сможет чему-то научить.

В связи с этим роль педагога абсолютна и требует от него постоянного роста, как в профессиональном плане, так и в творческом.

В отношении молодого педагога уместно задать вопрос: как быть ему, только что окончившему институт? Легко ли справиться со всеми проблемами, возникающими на пути? Стоит ли эти решения его сил, нервов? Именно эти вопросы невольно всплывают у выпускников педагогических ВУЗов.

Еще студентами будущие педагоги проходят практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает им почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи выбранной профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа — это уникальный мир, в котором свои законы и порядки. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни — все несколько иначе.

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с целым рядом трудностей. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность его этапов, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами — вот далеко не полный перечень барьеров, с которыми придется бороться.

Часто молодые учителя испытывают чувство неуверенности в своих действиях, вследствие чего возникают проблемы с дисциплиной. По данным авторитетного психолога М. В. Зязько, более восьмидесяти процентов начинающих учителей ставит на первое место именно плохую дисциплину учеников на их уроках. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю, но не так скоро, как хотелось бы.

Учительская профессия сложна, она требует призвания, раскрыться которому часто помогает опытный педагогический коллектив школы. Молодой преподаватель должен чувствовать постоянную поддержку старших, опытных коллег: администрации, председателя МО, учителей — предметников и психологов. Ведь все они могут помочь новичку разобраться в специфике работы с детьми, поделиться опытом и многим другим. Ведь каждый из них является мастером своего дела.

Повышение эффективности обучения и воспитания — наиболее значимое направлений образования. Его успех во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Никогда совершенствование учебников, программ, нормативных документов не заменит способностей учителя. Успех обучения и воспитания на 90 % зависит от его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

Важное условие совершенствования педагогического мастерства — постоянный самоанализ учителем своих педагогических действий, характер которого должен быть объективным. Анализ урока требует от педагога специальных знаний, умений, особого отношения к этому вопросу. Совместно со своим наставником (завучем) формулируются критерии качества и эффективности труда молодого специалиста, определяются показатели, по которым следует анализировать и оценивать свой труд. Самоанализ урока дает учителю возможность критически отнестись к своей деятельности, закрепить успешные приемы и методы, устранить недостатки в своей работе, найти необходимый контакт с учениками.

Наблюдение за работой опытных педагогов, повторение лучшего из их опыта — способ накопления молодым специалистом собственного багажа. Немаловажную роль играет в этом и посещение уроков учителей смежных дисциплин. Анализ их структуры и выявление метапредметных связей позволяет выработать начинающему учителю индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Особую роль в становлении специалиста играет его участие в методических мероприятиях школы. Открытые уроки — кладезь педагогического мастерства.

Результатом работы молодого специалиста является участие в районных олимпиадах, городских конференциях, а также завоеванные там победы.

Несмотря на все тяготы и барьеры, подстерегающие молодого учителя, профессия педагога действительно самая увлекательная и ни с чем несравнимая. А получаемые результаты и признание детьми своей роли в их жизни однозначно стоит всех невзгод.

Литература:

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [текст] / Е. А. Климов. — М., 1996. — 420 с.

Леонтьев Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего [текст] / Д. Леонтьев, Е. Шалобанова // Вопросы психологии. — 2001. — 140 с.

Лепешева Е. Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся [текст] // Школьный психолог. — 2006. — № 3, фев. — 36–37 с.

Пряжников Н. С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8–11 классы) [текст] / Н. С. Пряжников — М.: ВАКО, 2006. — 288 с.

Пряжников Н. С. Психология труда и человеческого достоинства [текст]: учеб. пособие / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Академия, 2003. — 480 с.

Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников [текст] / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: ИД Первое сентября, 2004. — 256 с.

Учитель и ученик: возможность диалога и понимания [текст]. — Том 1 / Сост. е. А. Генике, Е. А. Трифонова // Под общ. Ред. Л. И. Семиной. — М.: Изд-во «Бонфи», 2002

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle