Библиографическое описание:

Аленкина Ж. Р., Токарев А. А. Особенности развития преемственности детского сада и школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 36-38.

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, — учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка, а также его психических процессов.

Недавно преемственность было принято считать инструментом для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании детей. Всегда акцент делался на процесс передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны — дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны — школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребенка — дошкольника и развивает накопленный им потенциал на всем протяжении обучения ребенка.

Учителя, как правило, недовольны. Для них: преемственность — это наличие у ребенка перед поступлением в школу определенных знаний, умений и навыков. Считают, что ребенок приходит к ним не обученный правилам и нормам школьного поведения.

Воспитатели обижены. Для них обеспечить преемственность — значит позаботиться о том, чтобы к детям, которые придут в школу, не было никаких претензий. Считают, что дают каждому ребенку такой багаж знаний, который школа и не способна востребовать, в школьной программе это содержание дублируется, и развитие определенных способностей ребенка обрывается. Родители хотят все и сразу. Они, не произнося слово «преемственность», понимают его чаще всего как стремление пораньше обучить ребенка всему, чему его можно научить, упуская из виду тот факт, а, на сколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас — в дошкольном детстве.

Решение проблемы было передоверено психологам. С их точки зрения «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечить предпосылки к школьному обучению, иными словами общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психического и физического здоровья. Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

1)                 мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2)                 содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3)                 учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4)                 организационно-рефлексивный, — включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т. д.

В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоровительных, организаторских, воспитательных и т. д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демократизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особенностей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инновационных преемственных по своей сути образовательные программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с целью на различные профили и услуги образовательных учреждений.

Одной из основных целей интеграции деятельности детского сада и школы — это развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы — формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного — раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

Проблема преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников рассматривалась в работах Н. К.Крупской, А. В.Запорожца, Л. А.Венгера, А. Ф.Говорковой, Я. Л.Коломин-ского, А. А.Люблинской, А. М.Леушиной, В. Д.Лысенко, Н. Н.Поддъякова, В. А.Силивон, А. П.Усовой и др.

«Промежуточное» положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, когда одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по­сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски новых подходов к проблеме преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Основными задачи преемственности между детским садом и школой являются:

1.                  Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2.                  Установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и эстетическом развитии.

3.                  Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4.                  Сформированности активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5.                  Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании обще-учебных умений и навыков.

6.                  Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными формами работы детского сада и школы являются:

1.                  посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

2.                  совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;

3.                  проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

4.                  изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5.                  организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6.                  беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. д.;

7.                  совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8.                  Взаимопосещения утренников и концертов.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение и т. д.), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только при этом улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ: Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к школе.

Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. д.;

-       Лектории для родителей;

-       Педагогические консультации;

-       Семинары;

-       Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

-       Совместные праздники;

-       Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Подготовка детей к школе — одна из актуальных проблем российского образования. Учитывая то, что одних детей готовят в детском саду, других — в учреждениях дополнительного образования, а третьих — в семье, в школу они приходят с разным уровнем знаний. Перед учителем младших классов встает задача «выровнять» их знания. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию «готовность к школе» различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов «правильная» подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность.

Литература:

1.        Воротынцева О. В. Проблемы преемственности детского сада и школы, пути их решения / О. В. Воротынцева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. – URL: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/problemy-preemstvennosti-detskogo-sada-i-shkoly-puti-ih-resheniya (дата обращения: 27.11.2013).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle