Библиографическое описание:

Курбан-Адамова Г. А. Приобщения учащихся школ к художественно-эстетической культуре средствами архитектурных памятников г. Дербента [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 99-101.

Особую актуальность в настоящее время приобретает проблема эстетического воспитания молодого поколения, постепенное возрождение традиций, культуры народов Российской Федерации. В концепции художественного образования, опирающейся на «Национальную доктрину образования Российской Федерации», которая устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяются стратегия и направления развития системы образования в России на период до 2025 г. Концепция является актуальной программой, способной решать проблемы эстетического воспитания детей и молодежи.

Архитектура Дербента представляет сложное явление. Город можно отнести к таким культурным центрам, играющих в прошлом большую роль в процессах взаимовлияния культур различных народов и регионов. Своеобразие историко-культурной роли Дербента сказалось и на особенностях взаимосвязи его архитектуры с архитектурой народов Южного Дагестана [2].

В архитектурных памятниках всегда отражаются идейно-эстетические взгляды общества и оказывают действенное влияние на формирование вкуса, взглядов, развитие художественной культуры молодёжи, подрастающего поколения. Ценность архитектурных памятников в эстетическом воспитании учащихся заключается, прежде всего, в том, что они имеют огромный педагогический, воспитательный, художественно-эстетический потенциал и несут важную познавательную и обучающую эстетическую информацию о культуре прошлого, быте, традициях и нравах народа, даёт возможность ближе приобщать молодёжь к эстетической культуре своей страны.

Сказанное определяет необходимость дальнейшего развития художественно-педагогического образования и эстетического воспитания школьников на основе глубокого изучения наследия предков и, прежде всего на историко-архитектурных образцах памятников Дербента.

В целях сохранения уникальной архитектурно-планировочной структуры исторического ядра города, а также памятников истории и культуры в 1989 г. был создан Дербентский государственный историко-архитектурный музей-заповедник как комплексный памятник федерального значения, где сосредоточено около 150 памятников федерального и республиканского значения. В музейном фонде сосредоточено более 27 тыс. экспонатов [3].

Памятники наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках.

Учитывая историко-культурную ценность комплексного памятника «Древний Дербент», он включён в предварительный список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Все это предполагает не только рекламу памятников города по линии ЮНЕСКО, но и создает хорошие предпосылки для использования их педагогического, творческого потенциала в эстетическом воспитании школьников.

Отбирая и подготавливая определенные темы уроков по изучению и познанию памятников архитектуры г. Дербента на уроках изобразительного искусства, учителю необходимо ставить перед учениками конкретные задачи, например, осознание того, что через познание своей национальной художественной культуры и искусства можно перейти к восприятию и изучению духовно-нравственных ценностей других народов; привитие учащимся интереса к памятникам архитектуры, а через них формирование интереса к истории, традициям, обычаям, культурным ценностям народа и др. [2].

На основе анализа и изучения состояния деятельности школ по интересующей нас проблеме, мы предлагаем примерные методические направления эстетического воспитания школьников средствами приобщения к памятникам архитектуры Дербента.

1. Урок-беседа. Здесь учитель подводит учащихся к мысли о том, что в честь знаменательных событий люди возводили памятники, всевозможные архитектурные сооружения (обелиски, триумфальные ворота, башни и пр.), своего рода «каменная летопись» истории народа. Чувствовать и воспринимать эти духовно-нравственные, культурные ценности народа может только культурный, эстетически воспитанный человек, а поэтому надо стремиться к этому. Учитель обращает внимание школьников на присутствие в каждой исторической эпохе определенного архитектурного, художественного стиля, что зависело от уровня производительных сил, который и определял специфические черты архитектуры. Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон (назначение зданий, строительные материалы и конструкции, приёмы архитектурной композиции). Понятие архитектурного стиля входит в общее понятие стиля как художественного мировоззрения, охватывающего все стороны искусства и культуры общества в определённых условиях его социального и экономического развития, как совокупности главных идейно-художественных особенностей творчества мастера.

В архитектуре стили различаются в отношении народности (египетский, древнегреческий, этрусский, римский, мавританский, византийский и др.) и времени (романский, готический, возрождения, барокко, рококо, империи и др.).

Стиль рождается сам собою в зависимости от требований быта и хода исторической жизни народа, слагаясь из изобретаемого являющимися среди него талантливыми мастерами и из заимствований от соседних народов. Когда образовавшийся таким естественным путем стиль уже давно отжил свой век, позднейшее художественное творчество нередко возвращается к нему; так, например, до настоящего времени строятся здания в греческом, османском и других стилях прошедшего времени, употребляются орнаменты стиля эпохи.

Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу (например, барокко и классицизм, модерн и эклектика, функционализм, конструктивизм и ардеко) [1].

В процессе беседы необходимо ввести школьников в мир архитектуры, т. е. разъяснить им некоторые понятия, которые присутствуют в данном виде искусства. Такие термины как «портик», «фронтон», «купол», «капитель», «фреска», «мавзолей», «имнарет», «мечеть», «саркофагн», «ступенчатый храм», «базилика», «барельеф», «рельеф», «мемориал», «башня» и т. д. желательно записать в специальную тетрадь с комментариями. Беседу желательно вести в дискуссионной форме, с использованием наводящих вопросов о том, что уже им известно по указанной теме, например, как они воспринимают искусство архитектурных творений, какие они знают памятники архитектуры, какие впечатления у них вызывают архитектурные памятники и пр. Таким образом, интересная и умело построенная беседа об архитектурных памятниках Дербента произведет на школьников впечатление, будет способствовать их эстетическому воспитанию.

2. Экскурсия. Если подробнее рассматривать понятие и сущность экскурсии, то можно сказать, что экскурсия — это целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки мастерской художника и т. д. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

Экскурсия — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека. Во время их проведения перед глазами школьников наглядно встают величественные архитектурные творения, культовые и мемориальные памятники, производящие на них впечатления и дающие возможность приобщиться к большому пласту культуры и истории, почувствовать себя участниками тех далеких событий. Надо заметить, что школьники могут быть недостаточно подготовлены для восприятия и освоения представленных перед ними объектов культурного наследия прошлого. В связи с этим, желательно, чтобы подобные экскурсии проводились после изучения ряда тем, посвященных смежным видам искусства, так как архитектурное искусство дополняется искусством скульптуры, живописи, малой пластики и т. д. Задача экскурсии заключается в том, чтобы достичь цели путем раскрытия темы. То есть продемонстрировать заранее подробные объекты и обогатить при этом определенными впечатлениями, в основном зрительными. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурно-просветительской работы.

В процессе непосредственного приобщения к архитектурным памятникам Дербента у школьников существенно возрастает сила эмоционального воздействия художественных средств архитектуры, что естественным образом активизирует эстетическое восприятие учащихся, повышает интерес к национальному художественному наследию.

Итоги экскурсий лучше всего закрепляются в беседе или в домашнем задании. Так, например, после выполнения работы на тему «Каменная летопись Дербента» можно отметить, что учащиеся хорошо знают старую часть города, но после увиденного свежим взглядом будут по-иному относиться к истории города, его памятникам, и значит, больше ценить, любить прошлое и настоящее. Активность учащихся на занятиях обеспечивается продуманностью форм работы, использованием различной литературы по смежным видам искусства.

3. Закрепление и углубление знаний.

Целесообразно организовать совместные выходы с учащимися на натурные наброски, зарисовки, фотографирование. Природа и детали памятников архитектуры Дербента подсказывают им темы и сюжеты для интересных оригинальных композиций.

На самом деле, архитектурные формы, предметы, детали являются неисчерпаемыми источниками вдохновения. Наблюдая в природе и объектах, архитектурных сооружениях прекрасное, изучая ее красоту, школьники осознанно учатся свойственной ей гармонии, ритму, богатству сочетаний форм и цветов, а также переносить эти свойства и красоту в свои практические работы. Важное место в приобщении школьников к искусству архитектуры старого Дербента должны занимать различные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка.

Таким образом, ознакомление учащихся школ с архитектурными памятниками г. Дербента значительной степени повысить интерес учащихся к эстетической культуре народов Дагестана способствует эстетическому воспитанию школьников.

Литература:

1.         Мамаев М.И Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. — Махачкала, 1988. — 68с.

2.         Раджабов И. М., Курбан-Адамова Г. А. Проблемы эстетического воспитания школьников на образцах архитектурных памятников Дагестана. Наука и школа. — М., 2012. № 4. С. 160–162

3.         Раджабов И. М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис… докт. пед. наук. — М., 1998. — 36.

4.         Хворостов А. С. Декоративное искусство в школе — М., 1997

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle