Библиографическое описание:

Валькова Н. А. Образование взрослых в Германии [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 210-212.

Образование взрослых в Германии имеет глубокие исторические корни. Не умаляя вклада других стран в развитие образования взрослых, сравнительный анализ литературы показывает, что мысль об образовании взрослых и термин «андрагогика» зародились в 19 веке именно в Германии.

Немецкая философская и педагогическая мысли стали благодатной почвой для возникновения андрагогики. Немецкая андрагогическая концепция была принята в образовательных учреждениях для рабочих и стала отражением поиска нового подхода к обучению взрослых. Данная концепция значительно отличалась от той, которой придерживались, обучая детей в школах.

Германия оказала особенно сильное влияние на развитие образования взрослых в странах континентальной части Европы. Это влияние также можно было ощутить и в России в конце 19 века и первой половине 20 века.

Немецкая андрагогическая концепция нашла отражение в научных работах некоторых исследователей США в 1920х, которые приезжали в Германию для изучения образовательного опыта.

Германия и сегодня остается одним из лидеров на рынке образовательных услуг для взрослых, не теряя своих национальных образовательных особенностей. В данной статье мы попытаемся выделить эти особенности.

С этой точки зрения интересно проследить, как исторически изменялось смысловое значение термина, обозначающего «образование взрослых». Анализ источников показал, что традиционно до 40 года 20 столетия образование взрослых в Германии называлось «народное образование» (Volksbildung). Сегодня для обозначения данного явления употребляются термины «продолженное образование» (Weiterbildung) и «образование взрослых» (Erwachsenenbildung). Последние два являются синонимами.

Образование взрослых в Германии можно условно разделить на: продолженное профессиональное образование (berufliche Weiterbildung) и общее образование взрослых (allgemeine Erwachsenenbildung).

Основной функцией продолженного профессионального образования является профессиональная подготовка и переподготовка граждан и обеспечение рынка труда высококвалифицированными специалистами. Экономическое развитие все в большей степени зависит сегодня от способности человека адаптироваться к происходящим процессам, которые находятся в тесной связи с новыми возможностями телекоммуникаций и, прежде всего, Интернет. Все это необычайно ускорило темп и объем всемирного обмена информацией и знаниями. Сегодня востребованы широко образованные люди, которые обладают достаточной компетенцией для принятия самостоятельных решений в зависимости от ситуации.

Профессиональное обучение осуществляют, в первую очередь, центры по образованию взрослых, организованные при каких-либо известных промышленных компаниях. Необходимые навыки и базовые знания в области своей будущей профессии взрослые также могут получить в центрах при Торговых Союзах, в промышленных и сельскохозяйственных образовательных центрах, технических школах, университетах. В этом же направлении работают Центры по поддержке безработных. Центры проводят различные курсы повышения квалификации и переподготовки, продолжительность которых достигает нескольких лет.

Следует отметить, что курсы, как форма обучения взрослых, являются очень популярными среди взрослого населения Германии. Это могут быть: вечерние курсы для работающих студентов (по 1–2 часа в неделю); двухдневные или трехдневные семинары (как правило, по выходным); интенсивные или ускоренные курсы (1–2 недели).

Общее образование взрослых в большей мере выполняет социальный заказ общества. Здесь взрослым предоставляется возможность восполнить пробелы средней школы, получить знания в любой их интересующей области, научиться выстраивать свои отношения с обществом и адаптироваться к новым условиям жизни, а также получить политическое образование, чтобы в дальнейшем активно участвовать в процессах принятия демократичных решений.

Общую образовательную деятельность осуществляют:

-        коммерческие образовательные организации, где взрослые в основном заняты изучением иностранных языков;

-        образовательные центры при политических партиях;

-        центры дистанционного образования;

-        различного типа курсы и тематические семинары;

-        телевидение (образовательные программы для взрослых);

-        библиотеки, как центры самообразования.

Важную роль в образовании взрослых в Германии играют высшие народные школы (Volkshochschulen) или народные университеты. Первое из таких учреждений было основано в 1844 году в Дании общественным деятелем и педагогом Н. Грюндтвигом.

Такие школы были в каком-то роде предшественниками профтехучилищ. В них преподавали датский язык, арифметику, историю Дании, иностранные языки, а также практические предметы, такие как рисование и счетоводство.

Данная форма обучения взрослых была заимствована и впоследствии адаптирована к социально-экономическим условиям различных европейских стран: Норвегии, Швеции, Финляндии. Особую популярность учебные заведения данного типа обрели в Германии.

Сегодня народные университеты Германии являются общественными центрами непрерывного образования с широким спектром возможностей, от начального профессионального образования, курсов повышения квалификации, вечерней школы и получения сертификатов и до курсов с культурной и политической тематикой, а также мероприятий досугового характера.

Продолжительность курсов в народных школах варьируется от нескольких часов до нескольких месяцев. Народные университеты носят, в основном, характер неформального образования, т.е по окончании таких курсов, как правило, не сдаются экзамены и образовательный документ установленного образца слушателям не выдается.

Каждая коммуна в Германии обязана по закону организовать народный университет как заведение для образования взрослых. Так как вопросы образования решаются на уровне федеральных земель, то существуют 16 различных земельных законов о продолжении образования, таким образом, форма народных университетов на местах в каждой земле по своему статусу и структуре может быть разной.

Описывая образовательные возможности народных университетов в Германии, следует упомянуть Немецкую Ассоциацию народных университетов, которая была основана в 1953 году в Федеративной Республике Германии как головная организация 16 региональных ассоциаций народных университетов.

В настоящее время в Институте Немецкой Ассоциации народных университетов работает 90 сотрудников, 20 из которых трудятся в Бонне, 10 возглавляют различные проекты за пределами Германии и ещё около 60 сотрудников работают в различных региональных Проектных бюро (Представительствах).

Следует подчеркнуть, что одним из аспектов в работе Ассоциации является подготовка и переподготовка педагогического персонала системы образования взрослых. Подготовка преподавателей к работе со взрослыми является еще одним «коньком» образования взрослых в Германии. Обучением преподавательского состава также занимаются на кафедрах при университетах. Это могут быть либо курсы повышения квалификации для тех, кто имеет базовое педагогическое образование, либо серия семинаров по подготовке преподавателей для работы со взрослыми, которые проходят в течение целого семестра (около 40 часов). Также организуются семинарские занятия для совместителей, итогом которых является тестирование.

На таких занятиях преподаватели получают знания по теории и практике образования взрослых, знакомятся с особенностями организации учебного процесса, учатся общаться с категорией «взрослый».

В Германии довольно древние традиции образования для взрослых. За пределами Германии, возможно, только народные университеты получили широкую известность, но, в действительности, существуют и другие типы образовательных учреждений для взрослых.

Образовательную работу со взрослыми ведут немецкие университеты. Здесь речь идет уже о формальном образовании. Впервые работу со взрослыми в виде семинаров стал проводить в 1955 году Гёттингенский университет. В 1976 в Германии был издан закон, который обязал университеты помимо своей обычной научно-педагогической деятельности заниматься образованием взрослых.

Говоря о неформальном образовании взрослых в вузе, следует отметить, что существует такая категория взрослых обучаемых как «вольный слушатель» (Gasthöhrer). В течение целого семестра желающие, как с высшим образованием, так и без него могут посещать любые интересующие их лекции. Также каждый вольный слушатель получает на руки на время обучения пропуск, который открывает доступ к библиотекам университета и компьютерным классам. Такие обучаемые не сдают экзамены и не получают никаких документов об образовании.

Также в рамках неформального университетского образования проходит работа с лицами «третьего возраста». Они в праве посещать бесплатно любые интересующие их лекции по программе «Обучение после 50».

Еще одной особенностью образования взрослых в Германии является его единство с церковью. Известно, что религия является неотъемлемой частью жизни немцев. Свое отражение церковь нашла и в системе образования Германии. Работа большой части народных школ строится на сотрудничестве с церковью. Существует большое количество высших учебных заведений, готовящих служителей церкви. Чтобы понять, насколько важную роль религия играет в жизни граждан Германии, рассмотрим, как построена работа евангелических образовательных учреждений для взрослых в Тюрингии.

Вся Тюрингия условно разделена на 4 сектора, в каждом из которых находятся многочисленные центры, союзы и кружки, организованные при церкви, а также церковные Академии. Основные направления работы таких школ — это семейное образование, культурные, политические и исторические аспекты развития нации. Также уделяется большое внимание женскому образованию.

Работа данных учебных заведений строится также на знакомстве населения с базовыми религиозными знаниями, с историей религий. В школах с религиозной направленностью преподавательской деятельностью заняты в основном волонтеры, т. е. люди, работающие со взрослыми на добровольной основе, не получающие заработную плату.

По международным сравнениям немцы обладают достаточно высоким уровнем образования. Тем не менее, многим жителям Германии не хватает образования, необходимого для того, чтобы выжить в условиях реорганизации рынка труда, которая произойдет в ближайшем будущем.

Большая часть населения Германии каждый год принимает участие в образовании для взрослых, и число участников за последнее десятилетие возросло. По данным статистики в 1997 году в различных видах образования взрослых приняли 24.1 миллиона немцев. Современная тенденция немецкого образования взрослых — увеличение количества женщин, желающих получить образование, в том числе техническое. Особенно активны женщины в возрасте 15–35 лет. Образование для взрослых часто используется как способ разрешения важнейших социальных проблем.

Жизненная ситуация безработных граждан может быть изменена в лучшую сторону через образование. Взрослые, вовлеченные даже в кратковременный процесс образования, достигают положительных результатов. Одним из позитивных моментов для безработных является то, что их положение на рынке труда улучшается.

Как мы видим, исторически сложилось так, что Германия играла и продолжает играть значительную роль в развитии и реализации идей образования взрослых. Уникальность немецкого образования состоит в том, что, Германия была первой страной, где термин «андрагогика» обрел право на существование, и бурное развитие получило образование для такого слоя «взрослого немецкого общества» как рабочие. Во-вторых, немецкие ученые одни из первых обратили внимание на особенности взрослого обучаемого, сформулировали основные принципы, цели и задачи образования взрослых. На современном этапе немецкие ученые также ведут активные теоретические, практические и дидактические исследования в области образования взрослых. В-третьих, образование взрослых в Германии получает широкое развитие, не теряя «национального колорита».

Литература:

1.                 Olbrich, J.: Geschichte der Erwachsenenbildung in Deutschland. Bonn 2001

2.                 Pöggeler, F. (Hrsg.): Geschichte der Erwachsenenbildung. Stuttgart u. a. 1975

3.                 Seitter, W.: Geschichte der Erwachsenenbildung. 3. Aufl. Bielefeld 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle