Библиографическое описание:

Шурмелева М. М. Использование технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 206-209.

Цель настоящей статьи заключается в обосновании возможностей использования технологии портфолио в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Введение новых образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов к развитию, изменению и совершенствованию. Государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива колледжа либо ВУЗа учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности студента наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня СПО или ВПО.

Одна из основных задач современного образовательного учреждения, в том числе и педагогической направленности — подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего такими качествами как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению. При получении образования возможна не только подготовка к профессиональной педагогической деятельности, но и продуктивное проживание отрезка студенческой жизни как таковой. Не только теоретическое обучение, но и педагогическая практика предоставляет большие возможности для самореализации студентов «здесь и сейчас», что помогает задать траекторию профессиональных и личностных проявлений будущего учителя, педагога.

Новые образовательные технологии становятся предметом пристального изучения педагогов. Наибольшее внимание привлекают технологии, основанные именно на сочетании двух подходов: личностного и деятельностного. При их реализации анализу подвергается деятельность студента с учётом его личных потребностей и способностей. Педагоги ищут пути и методы формирования наиболее рациональных видов этой деятельности. Одной из таковых стала технология учебного портфолио, которая, на наш взгляд, позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный и деятельностный подход в обучении. Это замена пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т. п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т. п.

Технология портфолио позволяет студенту эффективно планировать и оценивать процесс и результат своего обучения, эта технология широко распространена в зарубежном образовании [Федотова, 2005].

В зарубежной высшей школе, как отмечают исследователи, технология портфолио служит показателем готовности студента к самостоятельной педагогической деятельности, меняет характер его учебной деятельности и делает более эффективной профессиональную подготовку. Обращение к технологии портфолио студента в процессе обучения в высшей школе связано с требованиями современного общества к выпускнику вуза как к компетентному специалисту, способному не только творчески относиться к будущей профессиональной деятельности, но и быть субъектом своей жизни.

В современной психолого-педагогической литературе применение инновационных технологий в подготовке будущего специалиста освещены в работах С. И. Архангельского, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, Н. В. Кузьминой, Г. В. Мухаметзяновой, Н. Д. Никандрова и др. Зарубежный опыт достаточно глубоко представлен в работах К. Вольфа, М. Вонакотта, К. Воуэрс, Д. Литтла, А. Лоуренсена и др.

Адаптированные к отечественным реалиям модели портфолио используются в вузах Москвы, Петербурга, Красноярска, Самары, Казани. Вместе с тем, подобный опыт имеет «очаговой» характер. Осмысление накопленного опыта и его адаптация к запросам высшей школы является сегодня необходимостью и служит основанием для практических решений, предлагаемых в заявленном исследовании [Смолянинова, 2009].

Однако, несмотря на существующий небольшой опыт в области изучения технологии портфолио специалистами различных школ и направлений, до настоящего времени в научной и психолого-педагогической литературе нет единого мнения о сущностных характеристиках технологии портфолио; недостаточно глубоко обобщен отечественный и зарубежный опыт его использования в условиях модернизации высшей профессиональной школы и среднего профессионального образования; не в полной мере освещены этапы составления и критерии оценки портфолио, педагогические условия его использования в системе подготовки студента к будущей профессиональной педагогической деятельности.

Анализ состояния разработанности проблемы использования учебного портфолио в системе подготовки студента к будущей профессиональной педагогической деятельности позволил выявить следующие противоречия:

-           между потребностью в конкурентоспособном специалисте на рынке труда и отсутствием направленности профессиональной подготовки студентов педагогического профиля на проектирование индивидуальной образовательной деятельности в соответствии с современными тенденциями развития образования;

-           между наличием конструктивного зарубежного опыта использования технологии портфолио студентами высших и средних учебных заведений, позволяющего усилить профессиональную направленность, сформировать основные профессиональные компетенции будущего педагога, проектировать индивидуальную образовательную деятельность и недостаточной изученностью, фрагментарностью его использования в отечественном педагогическом образовании.

Вышесказанное подтверждает актуальность выдвинутой проблемы: каковы возможности и условия использования технологии портфолио в качестве инструмента оценивания учебно-профессиональных достижений студентов педагогических специальностей.

Для решения данного вопроса немаловажным является то, что технология портфолио реализует следующие принципы [Новикова, 2005]:

-           равенство всех участников обучения: преподаватель и студент становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;

-           ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;

-           отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов — самооценка, самокоррекция, самовоспитание;

-           сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

-           возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

-           важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута студента.

В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются [Загвоздкин, 2004]:

-           общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, анализ, синтез, классификация и др.),

-           прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),

-           организационные умения (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т. п.) и др.

Помимо накопительной, портфолио выполняет и модельную функцию:

-           отражает динамику развития студента, результатов его самореализации;

-           демонстрирует стиль учения, свойственный студенту, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;

-           помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;

-           служит формой обсуждения и. самооценки результатов работы студента на семинаре, зачете и экзамене;

-           помогает студенту самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.

Итак, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, при котором происходит замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя, контролем со стороны обучающегося. Преподаватель фиксирует правила учебного процесса, студенты сами в рамках этих правил контролируют и то, как они осуществляют обучение, и то, как идет учебный процесс.

Портфолио следует регулярно обновлять по мере продвижения в обучении по основному и сопутствующим направлениям профессиональной педагогической подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку профессиональных компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.

Таким образом, технология портфолио помогает решить следующие педагогические задачи [Загвоздкин, 2004]:

-           поддерживать высокую учебную мотивацию студентов;

-           формировать у студентов умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность;

-           поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

-           развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировать адекватную самооценку будущего педагога;

-           содействовать персонализации образования; определять количественные и качественные индивидуальные достижения студента;

-           создавать предпосылки и возможности для успешной социализации выпускников и конкурентоспособности их на рынке труда.

Портфолио в принципе созвучно такой актуальной образовательной идее, как идея обучения в течение всей жизни, коротко говоря, «пожизненного» (longlife еducation) обучения.

Считаем, что портфолио позволяет обеспечить преемственность разных этапов процесса профессиональной подготовки и профессионального развития, помогает планировать, отслеживать и корректировать образовательную и карьерную траекторию учащегося и молодого профессионала, а затем становится доказательством роста его профессиональной квалификации.

Литература:

1.         Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений — нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки.// Школьные технологии. — 2004. — № 3. — С.179–187.

2.         Новикова Т.Г, Пинская М. А., Прутченков А. С. Портфолио в профильном обучении: Методические рекомендации по сопровождению работы с портфолио учащихся. Под ред. Т. Г. Новиковой. / Т. Г. Новикова, М. А. Пинская, А. С. Прутченков. — М.: АПКиПРО, 2006. — 40 с.

3.         Новикова Т.Г, Прутченков А. С. Ролевая игра «Портфолио, или Папка личных достижений ученика». / Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Методист. — № 2. — 2005. С. 11–19.

4.         Портфолио достижений ученика — шаг в сторону реформирования оценочной системы в школе // Профильная школа.- № 5. — 2004. — с. 65 -67.

5.         Смолянинова О. Г. Использование метода электронного портфолио в практике зарубежных вузов // Информатика и образование. 2008. № 11. С. 99–109.

6.         Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений, Красноярск, 2009. С. 149–162.

7.         Федотова Е. Е., Новикова Т.Г, Прутченков А. С. Зарубежный опыт использования портфолио. / Е. Е. Федотова, Т. Г. Новикова, А. С. Прутченков // Методист. — № 5. — 2005. С. 27–33.

8.      Юдина И. Г. Портфолио.- Волгоград.: Учитель, 2007.-124 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle