Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чердонова, В. А. Некоторые аспекты преподавания предмета «Природоведение» в 6–9 коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида в Бурятии / В. А. Чердонова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4211/ (дата обращения: 26.04.2024).

Данная статья отражает некоторые аспекты преподавания курса «Природоведение» в коррекционных классах (6–9 кл.) школ для слепых и слабовидящих детей. В частности, рассматривается актуальность увеличения в рабочей программе педагогов часов для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий в природу, экскурсий в музеи природы.

Ключевые слова: природоведение, коррекционные классы, экскурсии в природу, практические работы, школы IIIи IV вида.

В ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида обучается 101 учащийся, среди них с сочетанными диагнозами (III и IV вид с F 70, F 83) – порядка 26 % детей.

Детям с первичными и вторичными нарушениями в развитии III и IV вида с F 70 осуществляется преподавание предмета «Природоведение» в специальных коррекционных классах (с 6 по 9 класс) по авторским рабочим программам, сочетающих в себе решение не только общеобразовательных и воспитательных задач, но и коррекционный компонент- предупреждение и исправление первичных и вторичных нарушений в развитии у обучающихся с нарушениями зрения; развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации обучающихся в обществе. Учитываются также и индивидуальные аспекты обучения учеников — диагноз, сохранность умственной деятельности, наличие познавательных интересов, сформированность учебной мотивации и др.

Природоведение (естествознание) как учебный предмет в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III и IV вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс).

В соответствии с образовательными программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений III, IV, VII, VIII видов, разрабатываемых на базе основных общеобразовательных программ,основными задачами преподавания природоведения в коррекционных классах ГКОУ СКОШИ № 62 III-IV вида являются:

-        Донесение до учащихся знаний об элементах неживой природы (воздухе, воде, полезных ископаемых, почве) и живой природы (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

-        Формирование правильного понимания таких природных явлений как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

-        Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;

-        Первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома;

-        Привитие навыков способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание предмета «Природоведение» в данных классах осложняется слабовидением и слепотой учащихся. Нарушение зрения у учащихся затрудняет процесс знакомства с природой, порождает трудности при изучении природоведения [1, с.15].

При проблемах со зрением, слепой или слабовидящий ребенок при восприятии предметов или явлений внешнего мира использует сохранные виды чувствительности: осязание, слух, остаточное зрение, обоняние, суставно-мышечное чувство.

Поскольку восприятие предметов и явлений живой и неживой природы у незрячих и слабовидящих школьников основано на деятельности сохранных анализаторов, значительно уступающих нормальному зрению по скорости и степени точности, то при формировании представлений могут возникать неточности, фрагментарность и ошибочность по сравнению с реально существующими предметами и процессами. Поэтому у детей с нарушениями зрения более обедненные, по сравнению со зрячими сверстниками, представления о природе [2, с.7].

Для формировании правильного представления о природных объектах и явлениях в программу введены дополнительные часы для проведения лабораторных и практических работ, экскурсий во все времена года, с выездом в места с естественными биогеоценозами и экосистемами, а также запланированы походы учащихся в местный музей Природы, где дети могут тактильно ощутить представителей флоры и фауны Бурятии.

Проведение экскурсий вприроду трудно переоценить для учащихся III-IV вида. На уроках-экскурсиях мы выявляем причинно-следственные связи по всем пройденным разделам курса «Природоведение» (в зависимости от класса): отдельные виды флоры и фауны; многообразие тел, веществ и явлений природы; строение живой клетки (на примере разрушения оболочки клеток под влиянием низких температур осенью-увядание растительности, разрушение хлорофилла, появление ксантофилла и др.); среды обитания организмов (на примере дождевого червя и среды его обитания);экосистемы леса, степи и гор; изменения в природе, вызванные деятельностью человека (антропогенное влияние на окружающую среду и ее загрязнение-мусором, пожарами, рубками леса и перевыпасом скота); важнейшие экологические проблемы Бурятии и пути их решения (задымленность, загазованность, сточные воды и очистные сооружения, усыхание леса в результате многочисленных пожаров, нерегулируемая рубка леса и ее последствия- эрозии почвы, опустынивание и др.); основные характеристики погоды.

При проведении экскурсий в этнографический музей и музей природы Республики Бурятии происходит активное распознавание биологических объектов по характерным, доступным для сохранной чувствительности признакам. Экспозиции музея природы насчитывают более 2000 экспонатов, многие из которых для наших учеников открыты к тактильной демонстрации. Экспозиции знакомят с особенностями природы Бурятии, раскрывают проблемы взаимодействия человека и природы. В живом уголке этнографического музея содержатся типичные представители животного мира Забайкалья — медведь, волк, олень, косуля, сарлык, верблюд.

В ходе экскурсий дети развивают наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.

Перед проведением экскурсий учащимся предлагаются для просмотра тематические мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы с целью систематизации и обобщения знаний о природе.

Проведение практических работ с учащимися коррекционных классов позволяет получить новые знания о живой и неживой природе гораздо быстрее, увлекательнее и легче. Дети, с помощью практических работ, быстро запоминают новый материал, с удовольствием отвечают на поставленные вопросы, что существенно экономит время на этапе объяснения нового материала и на последующем уроке во время повторения материала. Как показал опыт, учащиеся с успехом применяют полученные во время практической работы знания и в ходе контрольно-измерительных работ. Так, проведенная в 6 коррекционном классе контрольная работа по теме «Вода» была выполнена блестяще: учащиеся все справились с заданиями, что говорит о необходимости дальнейшего широкого применения практических работ в курсе «Природоведение» для 6–9 коррекционных классов.

Таким образом, преподавание на высоком уровне курса «Природоведение» в коррекционных классах школы III-IV вида невозможно без увеличения числа экскурсий и практических работ в рабочей программе. Это, в целом, социализирует и адаптирует детей в обществе; дает возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление, речь и зрительный анализатор.

Литература:

1.                 Куколевская, Г. И. Рекомендации учителю по методике организации и проведения уроков природоведения/Г. И Куколевская. — М: Дрофа, 2006.

2.                 Тупоногов Б. К. Проведение экскурсий по биологии со слепыми и слабовидящими учащимися. Учебно-методическое пособие, 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): III-IV, III, неживая природа, класс, вид, жизнь растений, проведение экскурсий, работа, учащийся, этнографический музей.

Ключевые слова

природоведение, коррекционные классы, экскурсии в природу, практические работы, школы III и IV вида., школы III и IV вида

Похожие статьи

Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной...

Место проведения экскурсии — луг. Ход урока. Актуализация знаний. Мотивация (проводится в классе).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа...

Экскурсии как познавательная деятельность на уроках...

Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии учителя и учащихся; проведение экскурсии и работа на экскурсионных объектах; оформление полученного материала и его использование в учебной работе.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Например, наблюдая жизнь растений парка, дети усваивают зависимость роста и развитие

Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства

работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа...

Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев»...

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань

Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природы, он способен

Первым шагом в намеченной работе с детьми стало создание мини — музея «Волшебный мир...

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале...

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их

Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на...

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной

Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение

Первый – это план экскурсии (чаще всего он называется развернутым), в котором в сжатом виде...

Роль музейных уроков в целях развития познавательной...

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по

Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт».

После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия.

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

III блок эколого-эстетического воспитания заключался в формировании

Чтобы модель эколого-эстетического воспитания работала успешно, в рамках IV блока

работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая...

Похожие статьи

Методические рекомендации проведения экскурсий в начальной...

Место проведения экскурсии — луг. Ход урока. Актуализация знаний. Мотивация (проводится в классе).

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, экологическое воспитание, внимание детей, наблюдение, растение, работа, животное, неживая природа...

Экскурсии как познавательная деятельность на уроках...

Проведение учебных экскурсий в природу или в музей включает три этапа: подготовка к экскурсии учителя и учащихся; проведение экскурсии и работа на экскурсионных объектах; оформление полученного материала и его использование в учебной работе.

Экологическое развитие детей на экскурсии | Статья в журнале...

Например, наблюдая жизнь растений парка, дети усваивают зависимость роста и развитие

Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства

работа, экологическая культура, занятие, упражнение, игра, детский сад, неживая природа...

Создание экологического мини-музея «Волшебный мир деревьев»...

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань

Выступая в качестве источника информации о живой и неживой природы, он способен

Первым шагом в намеченной работе с детьми стало создание мини — музея «Волшебный мир...

Экскурсия – педагогический процесс | Статья в журнале...

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию

Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является направить и сконцентрировать их

Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на...

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Воспитательный потенциал музейной экскурсии...

Воспитательная, образовательная работа музеев, составляя важнейший элемент музейной

Для учащихся средних и старших классов свойственна установка на приращение

Первый – это план экскурсии (чаще всего он называется развернутым), в котором в сжатом виде...

Роль музейных уроков в целях развития познавательной...

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по

Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт».

После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия.

Модель эколого-эстетического воспитания младших школьников...

III блок эколого-эстетического воспитания заключался в формировании

Чтобы модель эколого-эстетического воспитания работала успешно, в рамках IV блока

работа, экологическая культура, окружающий мир, живая природа, создание условий, школьник, природа, неживая...