Библиографическое описание:

Мальсагова М. Х., Абулханова А. А., Махмалиева Е. К. Роль музейных уроков в целях развития познавательной активности учащихся в изучении чеченской литературы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 14-17.

 

Федеральные и государственные образовательные стандарты профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентности обучающихся, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию. Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и навыков, любой начинающий специалист обладал не только определённым уровнем знаний, умений и навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности.

В наше время, когда в обществе происходят радикальные изменения, идет возрождение народных традиций, для образования важным и нужным является процесс эффективного познания ребенка, его нравственное воспитание.

Единой целью современного образования, отмечают специалисты, является социализация и разностороннее развитие личности ребенка. Эта цель может быть реализована при наличии умения педагога обогащать, модернизировать содержание профессиональной деятельности посредством критического, творческого осмысления, освоения и применения на практике достижений науки и техник. Именно учитель должен выбрать ту технологию, ту методику, которая дает наиболее ощутимый результат. Вот поэтому каждый педагог стремится к реализации основной единой цели образования. Применяя на практике технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения, используя элементы этих технологий в разных сочетаниях, они создают собственные технологии, тем самым повышают уровень своего педагогического мастерства. Вот так и рождается та или иная технология, такая, как музейная педагогика. Она позволяет превратить обучение в модель социального общения личности в реальной творческой, продуктивной, познавательной деятельности. На таких занятиях воспитанники активно усваивают новые знания, формируют собственное мнение, инициативу, умение работать в команде, у детей формируются те качества, которые востребованы современным обществом [9].

Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию школьников, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности школьника. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора учащихся — прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств учащихся, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире [3].

Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения.

Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Конечный результат музейного урока с точки зрения коммуникационной теории — «коммуникация, отложенная во времени», когда влияние музея продолжает ощущаться на завершающей стадии музейного урока, осуществляемой школьным педагогом в классе.

Музейные уроки — это эффективный способ социализации личности ребенка. А в настоящее время, когда идет процесс возрождения традиционного культурного наследия, они являются и способом приобщения юных граждан к культурному наследию предшествующих поколений. Музейные уроки значительно расширяют возможности учителя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Они направлены на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогают обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.Такие уроки отличается от обычных тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники истории и культуры [9].

Музейные экскурсии имеют большое образовательное и воспитательное значение. С их помощью возможно «оживить» учебный процесс, увлечь и заинтересовать учащихся, расширить их кругозор, активизировать познавательные способности. Задачи экскурсии: с какой целью проводится экскурсия. Бывают вводные экскурсии по курсу или по теме. Их задача заинтересовать учащихся материалом, который будет изучаться на последующих уроках. Заключительные экскурсии проводятся после прохождения темы, с целью закрепления и повторения пройденного материала.

В Чеченской Республике достаточно большое количество музеев, исторических, географических и культурных достопримечательностей для проведения комплексных литературных экскурсий. Особую ценность для комплексных экскурсий представляют этнографические литературные дома-музеи [1,6].

Литературный музей М. Ю. Лермонтова учрежден Министерством культуры ЧР 8 октября 2004 г. на базе дома бывшего имения Хастатовых в с.Парабоч, Шелковского района Чеченской Республики. Дому этому без малого 250 лет. Двухэтажный дом-усадьба, некогда принадлежал отставному генерал-майору, помещику шелкозаводчику Акиму Васильевичу Хастатову, за которым была замужем родная сестра бабушки М. Ю. Лермонтова по матери Елизаветы Алексеевны Арсеньевой — Екатерина Алексеевна Столыпина. Поэт трижды посещал этот дом. Впервые — в 1818 году, в четырехлетнем возрасте. Детские воспоминания о красоте Терека и гор, о казаках и чеченцах остались с поэтом на всю жизнь. Проживавший в имении дядя поэта стал прообразом главного героя повести «Фаталист». Затем Лермонтов посетил этот дом в 1837 году, в начале ссылки на Кавказ. Уже повзрослевшему Лермонтову А. В. Хастатов рассказывает о своих приключениях, и как он похитил кумычку Бэлу, и какие романтические отношения были у него к ней. Этот сюжет послужит М. Ю. Лермонтову основой при написании романа «Герой нашего времени». В последний, третий, раз Лермонтов побывал в имении Хастатовых в 1841 году — незадолго до своей гибели на дуэли. Здание это сохранилось на удивление хорошо. К счастью, во время военных действий особняк не пострадал. И самое главное — сохранилась его внутренняя архитектура, комнаты, ставни на окнах и даже некоторые вещи, современницы великого поэта. В имении Хастатовых в разное время побывали знаменитые Александр Дюма, Лев Толстой, прославленный адмирал И. Д. Потанин, а также космонавт В. Комаров и многие другие.

Литературно-мемориальный музей имени одного из основоположников вайнахской литературы, поэта-классика Арби Мамакаева. Комплекс был основан в 1989 году, как народный музей в селе Надтеречном (Лаха-Невре) Чеченской Республики. Музейные фонды составляют более 3 тыс. единиц хранения. В самые тяжёлые для республики годы музей, несмотря на все трудности, музей продолжает расти, благодаря усердию и кропотливому труду его создателей и общественности района. Все эти годы музей ни на один день не прекращал своей работы, экспонаты тщательно оберегались, появлялись новые интересные экспозиции, например, посвящённая 60-летию Великой Победы. В девяти рабочих комнатах размещены более 2 тыс. экспонатов, рассказывающих не только об Арби и его литературном наследии, но и об историческом прошлом представителей вайнахов, о земляках-участниках войн со времён Первой мировой. Музейный комплекс состоит из реставрированного жилого дома (постройка конца 19-го века), в котором родился и вырос Арби Мамакаев, хозяйственных построек, мемориального сада, созданного известными в республике писателями, учёными, деятелями культуры, бюста на мраморном постаменте на фоне стилизованной чеченской традиционной каменной башни [4,8].

Историко-этнографический музея под открытым небом «Донди-юрт». В музее показано, как и в каких условиях жили чеченцы в разные периоды своей истории. На территории музея большая экспозиция, представленная старинными предметами быта, архитектурными сооружениями в национальном стиле и другими интересными экспонатами (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Донди-Юрт (быт)

 

Блог Исмаилова М.Р. - Портал профессионального образования Чеченской республики

Рис. 2. Донди-Юрт (строения)

 

Литературно-этнографический музей, посвященный великому русскому писателю Л. Н. Толстого. Музей, расположен к северо-востоку от столицы Чечни в станице Старогладовская, где писатель провел несколько лет в 1850-х годах. с музеем находятся места, в которых в 1850-е годы Лев Толстой провел около трех лет. Здесь он написал повесть «Детство», которая принесла ему известность. Накопленные им здесь впечатления нашли также свое отражение в таких его известных произведениях как «Казаки», «Набег» и «Хаджи Мурат».

Аргунский музей-заповедник. Находится в самой живописной и, в тоже время, в самой высокогорной и труднодоступной части республики (рис. 3 и 4). В заповедник входят территории Итум-Калинского и Шаройского районов полностью, и частично Ачхой-Мартановского (Галанчож, Ялхарой, Акки и Хайбах), Веденского (Кезеной, Хой и Макажой) и Шатойского (Борзой, Тумсой, Харсеной) районов [2,5].

Аргунский государственный музей-заповедник - Чеченская республика - Заповедники - Природные достопримечательности 2RF

Рис. 3 Никаройские башни

 

chechnyatravel

Рис. 4. Ушкалойские башни

 

На территории заповедника более 150 башенных поселений, в которых сотни жилых и боевых башен различной степени сохранности, около 20 культовых сооружений, более 150 полуподземных и надземных склепов. Всего на территории музея-заповедника находятся около 600 памятников истории, культуры, археологии и природы.

Краеведческий музей «Родной край — окно в большой мир» гимназии № 2 г.Грозный, в котором многочисленные экспонаты распределены по темам: быт и культура; обычаи и традиции; медицина; флора и фауна; спорт; наука; «старый» довоенный Грозный. Музей содействует расширению и укреплению толерантного пространства, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской и поисковой работы учащихся, поддержке творческих способностей учащихся, интереса к истории и культуре, уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [7].

Мемориальный комплекс «Аллея Славы» — место, являющееся данью памяти десяткам тысяч героям- участникам Великой Отечественной Войны. Как и во всех городах России в память о погибших воинах ВОВ, здесь горит вечный огонь. Бронзовые барельефы по периметру музейного мемориального комплекса отображают крупнейшие сражения ВОВ, такие, как Брестская крепость, Сталинградская битва и др. Тут же можно увидеть портретные изображения героев Советского Союза, выходцев из Чечено-Ингушетии. Все они были разных национальностей, но с единой Родиной. Музей А.-Х.Кадырова — один из самых красивых и молодых музеев ЧР, входит в мемориальный комплекс «Аллея Славы» и является одним из главных его достопримечательностей. Постоянно пополняющаяся экспозиция музея пока не велика, но очень интересна. В Мемориальный комплекс входит 36-ти метровая стела в виде чеченской башни.

После комплексной экскурсии учащиеся обрабатывают собранные материалы, изготовляют наглядные пособия. Затем можно организовать выставку оформленных материалов, наглядных пособий — схем, макетов — и провести конференцию, на которой учащиеся выступят со своими сообщениями.

 

Литература:

 

  1.      Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся/ З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
  2.      Биткаева Л. Х., Гакаев Р. А. Ландшафтная практика в подготовке студентов специальности «География» в Чеченском государственном университете. В сборнике: Полевые практики в системе высшего профессионального образования: материалы IV международной конференции. — Симферополь: ДИАЙПИ, 2012.
  3.      Долженко Г. П. Экскурсионное дело. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 272 с.
  4.      Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.
  5.      Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 1–5.
  6.      Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.
  7.      Даудова Я. А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). Вестник — Геланча. № 1 (18) 2013.
  8.      Лорсанова Л. С., Нуцулханова М. Ю., Темирсултанова Х. М. Элементы народного фольклора на уроках географии в целях повышения интереса к предмету. В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики Материалы VII Международной научной конференции. Самара, 2015. С. 82–84.
  9.      Электронный ресурс: nfourok.ru/muzeynyy_urok_kak_odin_faktorov_razvitiya_lichnostnoy_i_professionalnoy_samorealizacii_v_sfere.
Основные термины (генерируются автоматически): познавательной активности учащихся, целях развития познавательной, уроках географии, уроках географии в целях, географии в целях повышения, методы проведения уроков, познавательной деятельности, познавательной деятельности учащихся, музейного урока, Международной научной конференции, годы музей, личности ребенка, углубления знаний учащихся, развития познавательной активности, важных качеств учащихся, Похожая статья, Педагогическое мастерство, повышения познавательной активности, Чеченской Республики, Лев Толстой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос