Библиографическое описание:

Мауль А. В. Модель историко-информационной подготовки будущего учителя информатики [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 123-125.

Актуальность разработки модели историко-информационной подготовки будущих учителей информатики заключается в потребности учебных учреждений в профессиональных педагогах (учителей информатики). Модель подготовки учителя позволяет вырастить из молодого учителя высококвалифицированного педагога.

Целью модели является реализация историко-информационной компетенции учителей информатики. Проблема совершенствования подготовки учителей в рамках компетентного подхода на сегодняшний день является довольно острой. Необходимо разработать эффективную систему подготовки учителей в рамках компетентного подхода. На мой взгляд, одним из наиболее важных подходов в подготовке учителей информатики является историко-информационная подготовка, которая осуществляется в рамках изучения курса истории информатики.

Разрабатываемая модель позволит усовершенствовать теоретические навыки учителей информатики. Необходимость разработки модели обусловлена рядом следующих обстоятельств:

-          недостаточность историко-информационной подготовки учителей информатики;

-          отсутствие разработок для формирования историко-информационных компетенций студентов педагогических вузов;

-          потребность в высококвалифицированных кадрах в образовательной сфере;

-          изменение социально-экономической ситуации;

-          развитие информационных технологий.

За эталон сформированности историко-информационной подготовки субъекта педагогического образования принят самый высокий (творческий) уровень, характеризующийся проявлением интереса к историко-информационной деятельности, поиском новых форм и методов работы. Набор историко-информационных знаний и навыков обучающихся усвоен и осознан — это знания основных этапов развития информатики их особенностей и течений информационной мысли. На данном уровне появляется творческое отношение к педагогической и методической деятельности в процессе обучения. [2]

Репродуктивно-творческий (средний) уровень характеризуется наличием у студентов мотивов к изучению истории информатики и ее использования в обучении школьников. Студенты умеют решать исторические задачи в любой сложившейся ситуации. На данном уровне у учителя сформирован собственный стиль преподавания, и сформирована адекватная самооценка.

Репродуктивный (начальный) уровень характеризуется меньшим интересом у педагогов в приобретении знаний по истории информатики, знания лишь поверхностные и не представляют собой целостную систему, способные решать лишь простые задачи исторического содержания.

Историко–информационную компетентность учителя информатики можно определить как культуру мышления, основанную на историко–информационных знаниях. В теоретическом аспекте — это овладение научным стилем мышления, основанном на принципе историзма, в практическом аспекте — это умение проектировать и конструировать учебный процесс, овладение навыками творческого решения задач в области педагогики, психологии и методики обучения информатике с учетом истории развития науки. [4]

Рассматриваемая историко-информационная компетентность включает: уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза, структуру, критерии и показатели сформированности историко-информационной подготовки будущих учителей информатики.

Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

Пороговый уровень:

-          демонстрирует знание терминологии предметной области;

-          демонстрирует знания в области истории информатики (включая элементы методологии информатики как науки); -оперирование основными понятиями и фактической информацией по курсу истории информатики;

-          развитие познавательного интереса к решению профессиональных педагогических задач и формирование мотивации к учебной деятельности;

-           демонстрирует знание требований нормативных документов и методических рекомендаций по оформлению работ.

Продвинутый уровень:

-          осуществляет рациональный выбор информационно-комммуникативных технологий;

-          владеет навыками планировании, проведения и анализа результатов педагогического эксперимента;

-          владеет навыками критического анализа научных публикаций;

-          владеет навыками рефлексии;

-          владеет навыками научной коммуникации;

-          историко-аналитические умения;

-          умения осуществлять целенаправленный поиск и отбор информации.

Превосходный уровень:

-          демонстрирует понимание сложных взаимосвязей между элементами образовательного процесса;

-          осуществляет теоретическое обобщение эмпирической информации;

-          владеет навыками самооценки уровня профессиональной, методологической и исследовательской подготовки и планирования личной траектории саморазвития и совершенствования;

-          может предложить тему и организовать исследование учащегося, подготовить его к участию в научной конференции.

Компоненты историко-информационной компетентности

Мотивационно-ценностный компонент историко-информационной компетентности представляет собой совокупность следующих мотивов:

-          интерес к истории информатики,

-          интерес к профессии педагога,

-          стремление к обогащению знаний по истории информатики,

-          развитие творческой деятельности в процессе изучения дисциплины.

Данный компонент направлен на развитие положительной мотивации у студентов в процессе обучения, на основе знаний полученных в процессе изучения истории информатики. Мотивационно ценностный компонент характеризуют такие показатели как осознанность личностью историко-информационных знаний, их прочность и самостоятельность в действенном применении в решении педагогических и методических задач.

Основная задача мотивационно-ценностного компонента это реализация координирующей функции, которая состоит в потребности студентов овладеть историко-информационными знаниями и навыками их применять, в побуждении у них интереса к историко-информационной деятельности. Критерием данного компонента является положительная мотивация к осуществлению историко-информационной деятельности.

Содержательно-целеполагающий компонент историко-информационной компетентности состоит из: совокупности теоретических знаний, умений и навыков, познавательной активности необходимых для осуществления педагогической деятельности. Данный компонент предназначен для модели обучения на основе историко-информационных данных, приемов и методов решения разных исторических задач. Его характеризуют: качество, полнота, глубина и обобщенность историко-информационных знаний, приобретенных в процессе обучения.

Функция содержательно-целеполагающего компонента заключается в знакомстве обучающихся с историей информатики, с методами и приёмами решения исторических задач, с особенностью применения истории информатики в процессе обучения. Критерием данного компонента является владение теоретическими и практическими знаниями в области истории информатики.

Деятельносто-операционный компонент историко-информационной подготовки заключается в умении применять приобретённых навыков, знаний и умений в решении педагогических и методических задач, опираясь на историко-генетический метод при выборе приёмов и способов решения различного вида задач, с учетом исторического развития информатики как науки. Данный компонент характеризуют: мобильность знаний, системность, оперативность, умение приобретать наиболее значимые историко-информационные знания, навыки применения полученных знаний для решения профессиональных задач своей специальности.

Функция деятельностно — операционного компонента представляет собой развитие у студентов навыков для решения историко-информационных задач, развитие способов построения процесса обучения на основе историко-генетического метода. Его критерием является умение проектировать учебный процесс на основе историко-генетического метода.

Личностно-рефлексивный компонент историко-информационной компетентности представляет собой наличие у учителя своего собственного стиля обучения, способность учителя к оценке своей педагогической деятельности и полученных результатов, к проектированию и самообразованию, на формирование которых большое влияние оказывает история информатики. Характеристиками личностно-рефлексивного компонента является способность к самооценке, оцениванию своих результатов, проведению рефлексии своей деятельности. [1]

Личностно-рефлексивный компонент реализует оценочную функцию, обеспечивающий оценку личности, оценку своих возможностей и приобретённых знаний и умений. Критерием компонента является комплекс представлений обучающегося о себе как личности и профессионале и наличие собственного стиля преподаваниявконтексте истории информатики.

Критерии и показатели сформированности историко-информационной подготовки будущих учителей

1.                  Положительная мотивация к осуществлению историко-информационной деятельности:

-          характер мотивов педагогической деятельности;

-          наличие интереса в области истории информатики;

-          потребность в формировании историко-информационной компетентности;

2.                  Владение теоретическими и практическими знаниями по истории информатики:

-          полнота теоретических знаний и практических умений по истории информатики;

-          системность и осознанность знаний по истории информатики;

3.                  Владение методическим аппаратом и обладание умениями проектирования учебного процесса на основе историко-генетического метода:

-          характер решаемых, исторических задач;

-          характер учебно-методической деятельности;

-          способность к видению проблемы, выдвижению идей, осуществлению переноса знаний в новую ситуацию;

4.                  Самосознание обучающегося, собственный стиль преподавания:

-          адекватный уровень самооценки;

-          индивидуальный стиль преподавания, основанный на историко-генетическом методе обучения.

Исходя из вышеизложенного следует, что знания по истории информатики формируют устойчивую мотивацию для дальнейшего изучения данной дисциплины, появляется возможность анализировать приобретаемый опыт, а самое главное, помогают сформировать адекватную жизненную позицию.

Литература:

1.                  Бондарь, В. В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема, монография. / A. A. Темербекова, В. В. Бондарь. М.:МГУ, 2008.

2.                  Видении С. А. Изучение вузовского курса «История информатики» в контексте обучающей технологии «обучение через делание» / С. А. Видении // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2008.

3.                  Видении С. А. Функции курса истории информатики в подготовке будущего учителя информатики / С. А. Видении // Молодежь и наука XXI века: IX Всероссийская научно-практическая конференция. Красноярск, 2009.

4.                  Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08. — Чита, 2007.

5.                  Лапчик М. П. Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования / М. П. Лапчик. -Омск: Изд-во Ом. гос. пед. ун-т.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle