Библиографическое описание:

Зайцева С. М. Народная подвижная игра как ценное педагогическое средство физической подготовки учащихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 77-79.

Слово «игра» многозначно и исторически изменчиво, это уникальнейшее явление человеческого бытия. Оно служит для выражения представлений о различных действиях и явлениях. Способность играть- одно из отличительных характеристик живого организма. Слово «игра» имеет много значении, входит в самые различные самосочетания: детская игра, политическая игра, актёрская игра, игра пианиста, игра воображения, игра цен, игра слов и прочее. С точки зрения философии, игра, это- есть вся человеческая жизнь. Мы рассматриваем игру в узком значении, как особый вид человеческой деятельности, а точнее игровую культуру. В это понятие входит всё, что создано людьми в области игры: сами игры, снаряжения для игр, игрушки, а также духовная сторона игровой культуры: оценки, мнения, принципы, идеалы людей в области игры.

Но основу игровой культуры составляет прежде всего сама игра и отношения к ней играющих. Одним из назначений традиционных народных игр является бережное отношение национальных традиций, самобытности национального облика народа. Интерес, который мы проявляем к народным играм, — это интерес к своей истории, к жизни народа, к его думам, надеждам, мечтам, его языку и поэзии. Поэтому актуальность избранной темы обусловлена необходимостью сохранения национальных традиций, установления связей между старой, преимущественно крестьянской и современной культурами. При этом значение народных подвижных игр, и, тесно связанным с ними, фольклора вряд ли можно переоценить. На каждом историческом этапе развития страны выдвигались свои задачи по использованию педагогической практики традиционных народных подвижных игр, важность которых для общего развития воспитания детей доказано временем. При этом главная проблема состоит в установлении способов и нахождения путей, возвращения народной подвижной игры в детскую среду.

Решить эту проблему можно посредством приспособления явлений традиционной культуры к современным условиям, путём использования народных подвижных игр, авторских вариантов и переработок национальных игр, которые отчасти уже вошли в детский современный фольклор. Необходимо сделать народные подвижные игры реалией быта современных школьников. Игры не только выдержали проверку временем, но и осмысленны врачами и педагогами, которые доказали, что именно в них «существует строгое соотношение между телесным, умственным и духовным развитием», ибо «дитя, которое хорошо и дельно играет, будет также хорошо и дельно учиться» [1].

Целесообразность включения народных подвижных игр в школьную программу по предмету физическая культура основывается на необходимости активизации физической нагрузки на занятиях, повышении уровня моторной плотности уроков, повышения эмоциональности и интереса к урокам физкультуры за счёт применения новых различных игр; привлечении к ценностям народной культуры, необходимостью включения в уроки новых средств, способствующих повышению уровня физической подготовленности, укрепления здоровья детей, повышения уровня физической культуры учащихся.

Использования народных подвижных игр возможна на протяжении всего периода обучения в школе независимо от времени года. Если какая-либо игра на протяжении многих веков является любимой игрой целого народа, можно с уверенностью сказать, что в её изучении на уроках физической культуры есть смысл: «Русская лапта»; «Пустое место»; «В платочек»»; «Кошки-мышки»; «У медведя во бору»; «Горелки»; «Прятки»; «Вышибала» и другие [2].

Народная подвижная игра- понятие собирательное, не требующее от участников специальной подготовки и больших материальных затрат (оборудование, инвентарь). Игра органично присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны педагога способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку- знающим, неумелого -умельцем. Игра может изменить отношения ребёнка к тому, что кажется ему порой обычным, скучным, надоевшим.

Поэтому, народная подвижная игра — традиционное и ценное средство педагогики, средство развития и воспитания человека. Чем младше возраст, тем важнее значение игры, так как детство — это время игр. Содержание игр изменяется с возрастом и развитием ребёнка. Игра- самый увлекательный способ увлечения, формирования детской души, гармонично развитой, активной личности, сочетающее в себе духовные богатства, моральную чистоту и физическое совершенство. Игра образует фундамент для развития нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их социально полезной и творческой деятельности.

В народных и подвижных играх ярко отражены образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, полузабытые народные обычаи, заклинания, утратившие своё первоначальное значение, ритуалы, верования, культурные традиции. Игры несут в себе существенный информационный заряд, знакомит играющих с образом жизни того или иного народа, с его природным и вещественным окружением. В играх отражены представления о чести, мужестве, смелости, желание обладать ловкостью, силой, выносливостью, красотой и быстротой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, волю, находчивость и стремление к победе. В играх много шуток, юмора, считалок, потешек, жеребьёвок, соревновательного задора.

Надо отметить, что народная подвижная игра относится, прежде всего, к тем проявлениям деятельности, в которых ярко выражена роль движений, мотивированные сюжетами (темами, идеями) ограниченные правилами, направленные на преодоление препятствий на пути к достижению целей. Это прежде всего комплексное развитие и совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий) [3].

Существенна роль народных подвижных игр и в развитии творчества детей, их воображения, внимания, фантазии, воспитания инициативности, самостоятельности действий, в умении выполнять правила общественного порядка. Игры создают условия для активности учащихся, предоставляют возможность выбора, создают проблемные ситуации, из которых дети ищут сами выход, предлагают придумывать новые игры, нацеливают на результат, развивают познавательные мотивы. Игры, также, требуют от игроков не только духовных и физических качеств, но и проявления благородства, тактичного взаимодействия в условиях соперничества. Важная роль принадлежит играм в становлении и укреплении детского коллектива, они оказывают содействие активному общению, установлению контакта и здоровому соперничеству, учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и, действия своих товарищей, воспитывают в детях толерантность. По содержанию все народные подвижные игры выразительны и доступны детскому пониманию. Кроме этого, игровая деятельность, в какой бы форме она не выражалась, всегда радует ребёнка многообразными моментами весёлой неожиданности и особенно благотворно влияет на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая сила воспитательного свойства.

Игровая деятельность способна выполнять следующие функции: развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес); коммуникативную: освоение диалектики общения; самореализации: развитие творческих способностей; воспитательную; игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; социализации: включение в систему общественных отношений. [4].

Универсальная интрига любой игры — победа над собой, наслаждение от этой победы. Поэтому игры так любимы людьми. Большинству игр присущи черты: образность, яркость, насыщенность сюжета действий; исполнения отдельных ролей в игре, согласно её сюжету; свободная развивающая деятельность; творческий, в значительной мере импровизированный активный характер этой деятельности (поле творчества); эмоциональная приподнятость деятельности, соперничества, состязательность; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, самореализации, саморазвития и воспитания.

Таким образом, значение подвижной игры состоит в том, что являясь развлечением, она способна перерасти в обучение, воспитание, творчество. Включение в образовательный процесс школы народных подвижных игр даёт ребёнку дополнительные возможности для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития, удовлетворяющие его творческие и образовательные потребности.

Возрождение интереса детей к играм невозможно без активного участия учителя физической культуры. Ему необходимо: охарактеризовать социально- культурные и исторические формы бытия народных подвижных игр; проанализировать познавательный, деятельный и эмоциональный компоненты содержания игровой культуры; определить и раскрыть инновационный характер игровой культуры; выявить общие принципы процесса воспитания игровой физической культуры в контексте развития духовности личности; обозначить спектр целевых ориентаций: расширение кругозора, формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие трудовых навыков, воспитание самостоятельности, воли, творческих способностей, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, умения находить оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности [5].

Настало время серьёзного воссоздания традиционных и создания инновационных форм физического воспитания детей. Изучение, возрождение и включение народных подвижных игр в процесс физического воспитания приобретает особую актуальность, что позволит более эффективно решать его специфические задачи..

Игры не исчезают и никогда не исчезнут, как не может исчезнуть детство и юность, как не может исчезнуть потребность человека к познанию и самосовершенствованию

Литература:

1.                          Агамова И. С., Морозов И. А., народные игры для детей. Организация, методика, репертуар: сборник игр, развлечений и материалов для курсов повышения квалификации организаторов досуга и игр.- М.; Госуд. Респуб. Центр рус. Фольклора, 1995.- 174с.

2.                          Гриженя В. Е. организация и методические приёмы проведения проведения занятий по подвижным играм в вузе и в школе: Учебно-методическое пособие.- М.: Советсткий спорт, 2005.- 40с.

3.                          Лях В. И., Зданевич А. А.. Комплексная программа физического фоспитания 1–11 классы. Москва «Просвещение» 2008, 5-е издание. с.16.

4.                          Русские игры для всех возрастов / Сост. Н. Будур и И. Панкеевым.- М.: Терра- Книжный куб, 1999.- 376с.

5.                          Янсон Ю. А. Физическая культура в школе. Научно-педагогический аспект. Книга для педагога.- Ростов-н/Д: Феникс, 2004.-624с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle