Библиографическое описание:

Верхорубова О. В. Исследование ценностных ориентаций будущих учителей в процессе занятий физической культурой [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 127-129.

Подготовка высококвалифицированных специалистов, а именно, будущих учителей связана с укреплением и сохранением здоровья у студенческой молодежи. Основным средством поддержания уровня хорошего здоровья в современном обществе является физическая культура.

Физическая культура рассматривается как составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая совокупность духовных и материальных ценностей, используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной деятельности. В «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 гг». указывается, что решение задач по укреплению здоровья населения, особенно у подрастающего поколения включает в себя возможность привлечения молодежи к занятиям физической культурой и спортом [5].

Однако традиционные виды физического воспитания постепенно утрачивают интерес для молодежи, особенно для девушек. Новые виды двигательной активности, появившиеся в 1980-х годах, и активно развивающие в настоящее время приобретают все большую популярность, особенно для молодежи. Перед специалистами стоит задача поиска новых эффективных и привлекательных средств и форм занятий физическими упражнениями, доступных для студентов.

В числе факторов, способствующих появлению новых видов двигательной активности, профессор В. М. Смолевский называет:

-       поиск нового в данной сфере;

-       неудовлетворённость гимнастикой в той её форме, которая преподаётся;

-       рекламу новых видов гимнастики зарубежного образца [4, c.12].

Желание быть подвижными, уверенными и красивыми способствует более активному вовлечению девушек в занятия новыми видами. Однако, как показывает практика, только 3 % студентов занимаются новыми видами физического воспитания.

На наш взгляд, одной из причин недостаточного понимания значения новых видов девушками является слабая информированность и недостаточно эффективная пропаганда здорового образа жизни педагогами физической культуры, а также средствами массовой информации: прессой, телевидением и т. д. В то же время отметим, что до 70 % американцев осведомлены о пользе занятий физическими упражнениями и 60 % из них имеют информацию о новых видах физической активности.

Одним из нетрадиционных видов двигательной активности является оздоровительная аэробика.

По мнению Е. С. Крючек, оздоровительная аэробика — «одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой» [2]. Она стала эффективным средством пропаганды и одним из эффективных способов формирования здорового образа жизни для студентов [1,2,3].

Перечислим лишь некоторые положительные стороны влияния аэробики: менее подверженность стрессам; благоприятное течение беременности и родов; отличное самочувствие; глубокий полноценный сон; красивая фигура; уверенность в собственных силах; повышенная работоспособность и др.

Методика преподавания аэробики была ориентирована на воспитание у cтудентов мотивации к здоровому образу жизни.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа в течение трех лет на кафедре физического воспитания Брянского государственного университета им.акад. И. Г. Петровского. В ней приняли участие экспериментальная и контрольная группа студентов факультета истории и международных отношений 1 курса в количестве по 15 человек в каждой.

Занятия по физическому воспитанию контрольной группы проводились в соответствии с государственной программой «Физическая культура» два раза в неделю по 4 часа. На занятиях со студентами экспериментальной группы того же факультета применялась программа «Оздоровительная аэробика» с использованием видов аэробики: танцевальная аэробика, бодибалет, сальса, тай-бо и др. два раза в неделю по 4 часа.

Методами комплексного внедрения в учебный процесс физического воспитания оздоровительной аэробики являются:

-          на когнитивном этапе — лекционные занятия, самостоятельное изучение методической литературы, анализ и обобщение теоретических и методологических основ оздоровительной аэробики, итоговый контроль знаний;

-          на деятельностном этапе — круговая и силовая тренировка, относящаяся к специфическим методам обучения;

-          на практико-ориентированном этапе — самосовершенствование и саморазвитие студента, субъект-субъектное взаимодействие участников учебного процесса, рефлексия, самоанализ и самооценка.

Эффективность разработанной нами системы использования оздоровительной аэробики была оценена на основе полученных данных по методике М.Рокича «Ценностные ориентации личности». Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности личности.

Респондентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом). В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Анализируя иерархию ценностей студентов экспериментальной и контрольной групп на начало эксперимента, была обнаружена следующая их группировка. В экспериментальной группе были выделены:

-          ценности личной жизни (1–6 ранговые позиции);

-          профессиональные ценности (7 ранг);

-          ценности самоутверждения (8–11 ранговые позиции);

-          ценности самореализации (12–13 ранг);

-          ценности саморазвития (14–15 ранг);

-          ценности самовыражения (16–18 ранговые позиции).

В контрольной группе были получены следующие результаты:

-          ценности личной жизни (1–8 ранговые позиции);

-          ценности самоутверждения (9–14 ранговые позиции);

-          ценности самореализации (15–16 ранг);

-          эстетические ценности (17–18 ранговые позиции).

После окончания опытно-экспериментальной работы участникам обоих групп было предложено повторно проранжировать виды ценностей. Необходимо отметить, что по окончании работы в контрольной группе не произошло изменений в списке ценностей.

В экспериментальной же группе студенты выделили следующие группы ценностей (в соответствии с их ранговой позицией): ценности саморазвития (1–5 ранговые позиции); ценности самовыражения (6–9 позиции); ценности личной жизни (10–18 ранговые позиции) (табл. 1).

Считаем, что такая динамика является подтверждением эффективности разработанной нами методики проведения занятий по физическому воспитанию со студентами неспециальных факультетов.

Таблица 1

Список терминальных ценностей студентов экспериментальной группы

Ранг

Начало эксперимента

Окончание эксперимента

1

Материально обеспеченная жизнь

Развитие

2

Свобода

Познание

3

Развлечения

Здоровье

4

Общественное признание

Уверенность в себе

5

Наличие хороших и верных друзей

Активная деятельная жизнь

6

Уверенность в себе

Свобода

7

Интересная работа

Творчество

8

Жизненная мудрость

Общественное признание

9

Активная деятельная жизнь

Интересная работа

10

Здоровье

Жизненная мудрость

11

Любовь

Любовь

12

Творчество

Материально обеспеченная жизнь

13

Счастье других

Продуктивная жизнь

14

Развитие

Наличие хороших и верных друзей

15

Познание

Счастье других

16

Счастливая семейная жизнь

Счастливая семейная жизнь

17

Творчество

Развлечения

18

Красота природы и искусств

Красота природы и искусств

Таким образом, считаем, что в процессе внедрения новых видов оздоровительной аэробики в системе физического воспитания у студентов неспециальных факультетов качественно изменился подход к ценностям. Так, у студентов экспериментальной группы на первое место вышли ценности саморазвития, затем — ценности самовыражения, а на третьем месте — ценности личной жизни — здоровье. А эти изменения у студентов по отношению к своему здоровью свидетельствуют о том, что оздоровительная аэробика может служить действенным средством формирования здорового образа жизни.

Литература:

1.               Бартдинова, Г. А. Оздоровительная аэробика в системе физической культуры студента физкультурного вуза / Г. А. Бартдинова // Ученые записки им. П. Ф. Лесгафта. № 12. 2009. С.11–13.

2.               Крючек, Е. С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Е. С. Крючек: Учебное пособие. М.: Терра-Спорт, Олимпия- Пресс, 2001. 64 с.

3.               Сиднева, Л. В. Оздоровительная аэробика и методы ее преподавания /Л. В. Сиднева, С. А. Голиянц, Т. С. Лисицкая. Троицк: Тровант лд, 2000. 74 с.

4.               Смолевский, В. И. Нетрадиционные виды гимнастики / В. И. Смолевский, Б. К. Ивлиев. М.: Просвещение, 1992. 80 с.

5.               Указ Президента РФ об утверждении Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г. от 9 октября 2007 г. № 1351 [Электронный ресурс] www.rost.ru/обращение 19.05.11 гг.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle