Библиографическое описание:

Максимова И. В., Лебская Е. М. Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 61-63.

Изобразительная деятельность рассматривается многими педагогами и психологами как наиболее эффективное средство для творческого развития ребенка в детском саду и в условиях семейного воспитания. Руководство детской изобразительной деятельностью требует от воспитателя знания специфики творчества ребенка, особенностей изобразительно-выразительных умений воспитанников. Успех обучения рисованию, в частности, в развитии изобразительно-выразительных умений у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог. Можно научить детей основным приемам изображения, оставив без внимания развитие у них изобразительно-выразительных умений.

На необходимость учета индивидуальных особенностей в обучении изобразительной деятельности детей и взрослых, указывали в своих трудах Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов и др. Также учеными отмечается необходимость освоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств в процессе рисования. Именно владение ребенком данными умениями обеспечит и создание им выразительного образа. Актуальность выделенной проблемы определили выбор темы исследования — «Развитие изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию».

На основе анализа психолого-педагогической литературы нами была определена цель исследования, которая заключалась в теоретическом обосновании и апробации педагогических условий, способствующих развитию изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию. Основу исследования составило предположение о том, что наиболее успешному развитию изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию будут способствовать совокупность педагогических условий:

-      мониторинг развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста;

-      организация восприятия детьми окружающей действительности посредством наблюдения (умение видеть, сравнивать, анализировать, сопоставлять объекты или явления);

-      обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных материалах и способах их использования;

-      освоение детьми технических приемов изображения;

-      активизация самостоятельного поиска детьми способов решения поставленной изобразительной задачи.

Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных педагогов и психологов:

-      Т. С. Комаровой, Г. В. Лабунской, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной, раскрывающие различные аспекты детской изобразительной деятельности и пути ее развития (формирование графических навыков, развитие художественно-образной основы деятельности, роль разнообразных методов обучения);

-      Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, рассматривающие обучение детей определенным умениям и навыкам как основу творческих проявлений;

-      И. А. Лыковой, Н. В. Падашуль о развитии самостоятельной художественной деятельности детей;

-      В. С. Мухиной, Е. К. Ривиной, Б. П. Юсова о взаимосвязи ознакомления дошкольников с окружающим миром и развития детского изобразительного творчества.

На основе изучения научной и методической литературы мы выяснили, что процесс развития изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста предполагает становление всех ее структурных компонентов: потребностей и мотивов, целеполагания, ориентировочного компонента, операционального компонента и контроля процесса и оценки результатов деятельности. Стать субъектом изобразительной деятельности — значит овладеть этой деятельностью, быть способным к ее осуществлению. Также исследователи выделяют ряд особенностей, присущих изобразительной деятельности детей — ей свойствен моделирующий характер и художественно-образное воплощение.

Многими исследователями (Т. С. Комарова, Г. В. Лабунская, Н. П. Сакулина, Н. Л. Стариченко и др.) подтверждается положение о том, что ряд выразительных средств, используемых художником в графике, в определенной степени доступен дошкольнику. Дети дошкольного возраста осваивают различные изобразительные материалы и с их помощью создают образы объектов и явлений окружающей действительности. Детям доступны такие средства выразительности в рисовании как линия, форма, цвет, композиция. Ребенок создает изображение по частям, используя разнообразие форм. Выразительность достигается им с помощью характерных деталей, черт. При этом иногда выразительность появляется случайно, неожиданно для ребенка.

Как отмечают Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, цвет особенно привлекает внимание ребенка. В рисунке он часто использует его декоративность, стараясь сделать рисунок наряднее, ярче, при этом стремится к конкретности цветов [2; 3]. Ребенок часто нарушает пропорции частей, выделяет отдельные детали, пытается выразить движение. Передача движения в рисунке является одной из сложных задач для дошкольника. В процессе обучения дети начинают осваивать различные композиционные задачи, у некоторых детей появляется композиция по диагонали, по кругу, заслоняются предметы.

Таким образом, степень выразительности рисунка дошкольника зависит от того, развито ли у него воображение, образное восприятие, а также от особенностей обучения рисованию. Изучив теоретические вопросы развития изобразительно-выразительных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию, мы перешли к проведению экспериментальной работы, которая состояла из трех этапов педагогического эксперимента: констатирующего, формирующего и контрольного. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Рябинушка»» с. Гостищево Яковлевского района Белгородской области. В исследовании приняли участие 15 воспитанников старшей группы.

Цель констатирующего этапа эксперимента состояла в выявлении уровней развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. Нами были использованы показатели и критерии изобразительно-выразительных умений, выделенные Т. Г. Казаковой: содержание изображения (полнота изображения образа); передача формы; строение предмета; передача пропорций предмета; композиция; передача движения; цветовое решение изображения.

Для выявления уровня развития изобразительно-выразительных умений старших дошкольников были использованы два задания на исполнительство: «Изображение любимой игрушки» и «Изображение эпизода из любимой сказки». На констатирующем этапе нами были получены следующие результаты: высокий уровень изобразительно-выразительных умений показали 3 ребенка (20 %), средний уровень показали 6 детей (40 %) и низкий уровень показали также 6 детей (40 %).

В рамках констатирующего этапа экспериментальной работы мы провели анкетирование воспитателей, работающих с детьми старшей группы. Нами было выявлено, что воспитатели рассматривают изобразительную деятельность как важное средство развития различных сторон личности воспитанников. Однако в ходе опроса выяснилось, что не всегда воспитателями проводится предварительная работа перед занятиями по изобразительной деятельности. В процессе обучения рисованию воспитатели в основном используют словесное объяснение с показом способа изображения. Используется при этом и рассматривание готового образца (в соответствии с темой занятия). Однако проведение предварительной работы по восприятию объектов окружающей действительности и обогащение представлений детей о выразительных средствах изображения практически не проводится.

Мы обратили внимание на прямую зависимость обучения рисованию и проявлением изобразительно-выразительных умений детей в их рисунках. На наш взгляд, основной причиной низкого уровня исполнительства в рисунках детей является методика обучения рисованию, используемая воспитателями. Видимо, на занятиях недостаточно внимания уделяется таким показателям исполнительства и творчества как композиция, линия, цветовая гамма, передача движения. Нами были учтены результаты проведенного диагностического обследования детей и опроса воспитателей в процессе организации формирующего этапа экспериментальной работы, цель которого состояла в апробации педагогических условий развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения рисованию.

Основные направления работы на формирующем этапе эксперимента включали работу с педагогами и работу с детьми. Для педагогов была проведена консультация о взаимосвязи обучения и развития изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста, проведен мастер-класс, а также была рекомендована литература для работы по самообразованию.

Содержание работы с детьми включало: проведение наблюдений за явлениями и объектами окружающей действительности; обогащение представлений детей о разнообразных изобразительных материалах и способах их использования; средствах выразительности (цвет, форма, размер, расположение на листе, в композиции); использование в процессе обучения дошкольников рисованию проблемных ситуаций, активизирующих самостоятельный поиск выразительных средств в процессе изображения.

В процессе всего формирующего этапа экспериментальной работы осуществлялись побуждение и поддержка проявления инициативы детей в художественной деятельности, в высказываниях собственных эстетических суждений и оценок. Представление изобразительной задачи в виде проблемы позволило поставить воспитанников в активную позицию — позицию субъекта деятельности. Мы старались избегать использования готовых шаблонов, образцов, актуализировали опыт детей и полученные ими впечатления на предварительном этапе (при подготовке к занятию). Также активно использовался показ способов изображения самими детьми.

Проведение контрольной диагностики, позволило выявить положительную динамику в развитии изобразительно-выразительных умений у детей старшего дошкольного возраста. Рисунки детей стали более содержательными и выразительными. В процессе создания рисунков дети старались использовать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, свободнее ориентировались в выборе средств и способов изображения. Следовательно, работа, проведенная нами с детьми экспериментальной группы, оказалась эффективной. Условия гипотезы нашли свое подтверждение. Причем важным моментом в их реализации является соотнесение представлений ребенка об особенностях наблюдаемых объектов с выразительными средствами художественных материалов, изобразительных техник, которые позволят передать эти особенности в рисунке ребенка.

Литература:

1.                  Детство: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»», 2011. — 528 с.

2.                  Казакова Т. Г. Детское изобразительное творчество. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 192 с.

3.                  Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2007. — 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle