Библиографическое описание:

Кравчук Л. А. К вопросу о современной профориентации и профориентационных услугах [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 94-97.

В Постановлении Министерства труда и социального развития РФ 1996 года «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» говорится: «профессиональная ориентация — это компонент общечеловеческой культуры, в которой проявляется забота общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, о развитии природных дарований, о проведении комплекса мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда».

Надо признать, что и сегодня развитие системы профориентации рассматривается как одно из гарантов соблюдения государством прав граждан на труд и выбор профессии. Отечественная наука и практика в области профориентации в 2012 году отметила столетний юбилей. Их становление — это чередование подъёмов и падений, находок и потерь, поиск средств и методов поддержки молодёжи, вступающей в трудоспособный возраст и выбирающей свой профессиональный путь. Надо признать, что и в наши дни профориентация — это активно развивающаяся система, но наполнена противоречиями:

  • между ориентацией на развитие высокотехнологического и наукоемкого производства и недостаточной ориентацией системы образования и конкретных людей на освоение соответствующих профессий. (В итоге более половины выпускников вузов не работают по специальности);

  • между требованиями системной организации психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, с одной стороны, и эпизодической помощью, с другой;

  • между требованиями научной обоснованности профориентации с опорой на лучший отечественный и мировой опыт и дилетантизмом в этой сфере;

  • между значимостью профориентации как для отдельной личности, так и для общества в целом и недооценкой данной работы, выражающейся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профконсультантов;

  • необходимостью подготовки личности к самостоятельному выбору и построению карьеры, с одной стороны, и практики манипулятивной профконсультационной помощи, часто организованной без активизации консультируемых;

  • необходимостью учитывать в работе с населением интеграционные и миграционные процессы на уровне мировой экономики и недопонимание важности профориентации в решении кадровых вопросов в проведении миграционной политики и международном разделении труда.

Решение названных противоречий становится важнейшим условием совершенствования профориентационной работы.

В современных условиях, когда взят курс на модернизацию экономики, нацеленную на «прорыв» по всем направлениям, эффективное использование трудового потенциала страны приобретает особое значение. Поэтому молодым людям для реализации своих профессиональных планов необходимо обладать знаниями и умениями, которые помогли бы им быстро переориентироваться в случаях изменения ситуации на рынке труда или потери работы. Сейчас, когда процессы социального и культурного обновления ускоряют свой темп, период личностного, профессионального, социального самоопределения молодых людей сокращается. Они вынуждены быстрее, чем их сверстники прошлых десятилетий, понять себя, свои потребности и возможности, научиться соотносить свои интересы с объективными требованиями, адекватно реагировать на вызовы времени.

В силу того, что профориентация порой уже не вписывается в образовательный и воспитательный процесс школы, надёжным помощником учащимся, их родителям и педагогам в профориентационной работе и профессиональном самоопределении является комплекс профориентационных услуг, предоставляемых центром «Абитуриент» Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Данные услуги позволяют обеспечить качественную подготовку школьников и абитуриентов к получению профессионального образования.

«Абитуриент» на протяжении четырёх лет является Региональным Представительством центра «Гуманитарные технологии» (г. Москва) по проведению профориентационного тестирования и располагает определёнными компьютеризированными модулями: «Профнавигатор» адресован учащимся 5–7 классов, выбирающих профиль обучения и варианты дополнительного развития и подготовки (кружки, секции). «Профориентатор» позволяет проводить диагностику склонностей (сочетание способностей, интересов и личностных качеств) учащихся 8–11 классов, выявляя потенциал и ведущую направленность в профессиональной сфере. Диалог с профконсультантом-практиком даёт возможность определить оптимальный для подростка профессиональный путь. «Профмастер» предназначен школьникам и абитуриентам, выбирающим профессию в системе среднего профессионального образования. «Профэксперт» — дополнительный модуль к комплексам «Профнавигатор», «Профориентатор», «Профмастер» для поддержки профконсультационной работы. Программа позволяет взаимодействовать с диагностическим профилем испытуемого, сравнивать профиль с различными профессиями, выбирать наиболее близкие и отсеивать неподходящие, прогнозировать последствия изменения профиля. «Профконсультант» ориентирован на взрослых, имеющих высшее образование и опыт работы, но рассматривающих вопрос о смене профессии, получении второго высшего или дополнительного образования.

За истекший 2012 год сотрудниками центра было проведено свыше полутора тысяч сеансов профтестирования! Школьники получают консультацию сертифицированных профконсультантов — Ирины Оглезневой, Татьяны Мельниковой и Людмилы Кравчук.

Вот уже второй год подряд (2011, 2012) центр становится призёром российского конкурса «Лучший региональный организатор дистанционного тестирования». Использование компьютеризированных методик способствует расширению клиентской базы и внедрению новых технологий профориентационной работы.

Помимо этого, психологами используется карточная игровая методика «Профессьянс» с целью пробуждения интереса учащегося 5–11 класса к составлению «формулы профессии». Игра помогает лучше познать себя, определить, какие качества или способности нужно развивать для успешной профессиональной самореализации в привлекательной для вас области.

Использование активизирующих методов профориентации позволяет специалистам центра сориентироваться в обширной профориентационной проблематике и помочь старшеклассникам г. Владивостока и Приморского края в выборе профессионального пути. Самые активные территории края — участники профтестирования: г. Артём, Арсеньев, Владивосток, Дальнегорск, Дальнереченск, Находка, Уссурийск, Спасск-Дальний; районы: Пожарский, Спасский, Шкотовский.

Осуществляя психолого-педагогическую поддержку процесса профессионального самоопределения личности, психологи-профконсультанты применяют различные подходы: информационный включает в себя обеспечение клиента информацией о современных профессиях, учебных заведениях и организациях, предоставляющих рабочие места, о рынке труда. Диагностико-консультационный помогает установить соответствия клиента тому или иному виду деятельности путем сопоставления особенностей клиента и требований к профессиям. Активизирующий заключается в том, через игру, нестандартные вопросы и провокации вызвать у клиента интерес к профессии, заставить задуматься о себе, о жизненных ценностях и о том, как спланировать карьеру. Использование развивающего подхода способствует формированию знаний, умений, навыков, необходимых для овладения профессией и успешного трудоустройства. Экологический подход убеждает нас в том, не все люди могут заниматься благородным и творческим трудом: кому-то приходится выполнять и менее привлекательные работы. Ориентация человека лишь на лучшие образцы самореализации может отторгаться людьми, и тогда такая «благородно» ориентированная профориентация может восприняться как насилие над теми, кто не стремиться к высотам духовного роста. Право человека делать выбор, согласно которому лишь многообразие и оптимальное соотношение видов деятельности обеспечивает гармонию данной системы.

Отсюда следует, что необходимо разрабатывать и применять профориентационные технологии, адекватные требованиям инновационной экономики.

В марте 2012 года ряд учёных в области педагогики, психологии, медицины, экономики, экспертов по профориентации написали письмо В. В. Путину О разработке «Федеральной программы профессиональной ориентации молодёжи и других социальных групп населения России до 2020 года» [1].

В ходе реализации такой программы, как считают авторы письма, получит поэтапное развитие высокоорганизованная и эффективно действующая государственная система профориентации, основная задача которой — создать условия для наиболее полной и осознанной реализации прав на труд, свободный выбор профессии, образование, профессиональную подготовку, охрану труда и здоровья, социальную защиту, включая и психологическую помощь. В рамках такой системы должен будет обеспечен доступ к профориентационным услугам всех нуждающихся в них, независимо от возраста, места проживания, работы и учёбы.

Нам представляется, что данное письмо свидетельствует не только о растущей востребованности развития профориентационной деятельности в стране, но и решает вопрос опережающего культурного роста личности, которая будет способна создавать экономику, равно как и общество завтрашнего дня.

Особенностью сегодняшней ситуации, отмечают практически те же исследователи, становится понимание того, что происходят изменения в подходах, диктуемые современными реалиями и перспективы развития профориентации: [2].

  1. Важность непрерывного и опережающего образования, предполагающего мониторинг рынка труда и оценку перспективы его изменения, на основе которого система профессионального образования должна постоянно корректировать структуру профессий, предлагаемых в учебных заведениях.

  2. Ориентация на выбор и освоение не одной, а нескольких профессий (включая и сочетание профессий высшего, среднего и начального образования) человеком, что расширяет возможности трудоустройства на рынке труда и повышает качество рабочей силы на уровне страны, регионов и организаций. Идёт комбинирование своей, индивидуальной «профессии» из мозаики компетенций (личностных и профессиональных).

  3. Ориентация на постоянное повышение квалификации и непрекращающиеся карьерные выборы. В этом смысле, с учетом важности карьерных вопросов для человека, профориентационная и профконсультационная помощь должны стать органическим элементом других видов психологического консультирования.

  4. Усложнение социально-экономической ситуации и постоянно расширяющиеся свободы личностного, жизненного и карьерного выборов требуют повышения готовности самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному решению своих карьерных вопросов. Это предполагает активизацию самих клиентов и формирование у них умения ориентироваться в разнообразных ситуациях выбора и принимать ответственные решения.

  5. Требование системности работы, предусматривающее полагающее взаимодействие социальных институтов общества (школы, семьи, системы профессионального образования).

  6. Требование комплексности работы, предусматривающее использование разных форм и методов работы.

  7. Развитие оперативных и долгосрочных показателей эффективности профориентации. Это предполагает сочетание профориентационной помощи, ориентированной на решение конкретных задач в конкретных ситуациях и с четким результатом (поступление в колледж, вуз), с одной стороны, и задач, ориентированных на будущее с менее определенными результатами («вектор» профессионального развития для человека, принятый им) — с другой.

  8. Построение профориентационной работы на идеях «компетентностного подхода», предполагающего учет и развитие конкретных качеств, которые пригодятся в деятельности, на перенесение акцента на саму готовность человека решать задачи, опираясь на свои качества.

  9. Повышение взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения, когда важным для человека становится не просто выбор профессии, но и выбор места в обществе, где с помощью своей профессии он становится социально ценным гражданином. Гармонизация взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения позволяет выходить на проблематику формирования системы ценностей и поиска смысла данного профессионального труда и всей жизни, что делает профориентационную работу важным условием социализации личности и ее гражданского становления.

  10. Идеи социального партнерства в создании системы профориентации усиливают взаимосвязь профессиональной ориентации с профессиональным образованием — представителями различных профессий с целью создания более разнообразной образовательно-информационной среды (создание рабочих мест, мастерских, «инкубаторов»; полевые практики; участие школьников со специалистами в выполнении социальных заказов и проектов).

Таким образом, на современном этапе развития общества профессиональная ориентация осуществляется как социально-профессиональная, поскольку признана её необходимость в работе не только с частными лицами, но и в интересах государства в связи с тем, что она рассматривается как основа государственной кадровой политики. Уровень развития профориентации во многом связан с уровнем развития реальной свободы выбора в обществе.


Литература:

  1. Письмо В. В. Путину О разработке «Федеральной программы профессиональной ориентации молодёжи и других социальных групп населения России до 2020 года» (Антосенков Е. Г., Чистякова С. Н., Сухарева Л. М., Апостолов О. П., Пряжников Н. С., Серебряков А. Г., Родичев Н. Ф.). Электронный ресурс: www.Профессиональная ориентация.рф/news

  2. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе (Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф.). Электронный ресурс: www.academia-proforint.ru


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle